(с изменениями на 24 апреля 2023 года)
(в ред. Законов Тамбовской области от 16.07.1998 N 29-З, от 18.12.1998 N 41-З, от 05.06.2008 N 391-З, от 25.07.2008 N 424-З, от 18.12.2008 N 485-З, от 29.04.2009 N 518-З, от 25.07.2009 N 552-З, от 03.02.2010 N 623-З, от 04.10.2010 N 692-З, от 07.02.2011 N 745-З, от 29.11.2011 N 87-З, от 06.04.2012 N 134-З, от 29.05.2013 N 282-З, от 07.11.2013 N 335-З, от 06.06.2014 N 415-З, от 29.07.2014 N 438-З, от 11.06.2015 N 544-З, от 26.07.2017 N 129-З, от 26.12.2017 N 198-З, от 26.12.2017 N 201-З, от 03.04.2018 N 229-З, от 06.02.2019 N 323-З, от 30.07.2019 N 377-З, от 01.12.2020 N 563-З, от 20.09.2021 N 661-З, от 01.02.2022 N 52-З, от 04.04.2022 N 76-З, от 27.10.2022 N 179-З, от 23.12.2022 N 201-З, от 24.04.2023 N 281-З)
Принят
Постановлением
Тамбовской областной Думы
от 21 июня 1996 г. N 474
Настоящий Закон устанавливает принципы и порядок решения вопросов изменения административно-территориального устройства Тамбовской области.
Административно-территориальное устройство - это территориальная организация государственной власти и местного самоуправления в области, представляющая собой систему взаимосвязанных административно-территориальных образований.
Тамбовская область - административно-территориальное образование, входящее на основе Конституции Российской Федерации в состав России как равноправный субъект Российской Федерации.
В состав Тамбовской области входят административно-территориальные образования, в которых осуществляются соответственно государственное управление и местное самоуправление. Административно-территориальное образование - это часть территории области, признанная в законодательном порядке самостоятельной единицей административно-территориального устройства области, имеющая фиксированные в установленном настоящим законом порядке границы, название (город, район, поссовет, сельсовет), орган государственной власти или местного самоуправления.
Границы территории административно-территориальных образований, как правило, совпадают с границами муниципальных образований.
Правовую основу решения вопросов административно-территориального устройства Тамбовской области составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон "О наименованиях географических объектов";
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации;
абзац утратил силу - Закон Тамбовской области от 04.04.2022 N 76-З;
настоящий Закон;
другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и области.
Административно-территориальными образованиями в Тамбовской области являются: районы, города, поссоветы, сельсоветы.
Район - административно-территориальное образование, составляющее единую территорию и объединяющее в своих границах географически и экономически взаимосвязанные города, поссоветы, сельсоветы.
Город - административно-территориальное образование, характеризующееся значительной численностью населения, основная часть которого занята вне сельскохозяйственного производства. Город областного значения с подчиненной ему территорией - административно-территориальное образование, которое объединяет в своих границах город областного значения и один или несколько иных населенных пунктов.
(в ред. Закона Тамбовской области от 20.09.2021 N 661-З)
Поссовет - административно-территориальное образование, составляющее единую территорию и объединяющее в своих границах рабочий поселок или рабочий поселок и один или несколько связанных с ним географически и экономически сельских населенных пунктов. Границы поссоветов не должны пересекать границ районов.
Сельсовет - административно-территориальное образование, составляющее единую территорию, объединяющее в своих границах один или несколько сельских населенных пунктов. Границы сельсоветов не должны пересекать границ районов.
1. Населенные пункты, находящиеся на территории Тамбовской области, делятся на городские и сельские.
2. К городским населенным пунктам относятся города областного и районного значения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским - все остальные населенные пункты.
3. Город областного значения - населенный пункт, являющийся экономическим и культурным центром, имеющий развитую промышленность, с численностью населения свыше 30 тысяч человек. В отдельных случаях к категории городов областного значения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 30 тысяч человек, имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.
4. Город районного значения - населенный пункт, являющийся промышленным и культурным центром, с численностью населения не менее 10 тысяч человек, из которых граждане, занимающиеся сельскохозяйственным производством, и несовершеннолетние члены их семей составляют не более 15 процентов.
5. Рабочий поселок - населенный пункт, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых граждане, занимающиеся сельскохозяйственным производством, и несовершеннолетние члены их семей составляют не более 15 процентов. К категории рабочих поселков могут быть отнесены также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения.
6. Курортные поселки - населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тысяч человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50 процентов постоянного населения.
7. Дачный поселок - населенный пункт, основным назначением которого является обслуживание городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха. Дачный поселок не утрачивает своего характера, если часть населения проживает в нем постоянно.
8. Небольшие населенные пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и другие селения, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, метеостанции и т.д.), а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях.
9. Границы населенных пунктов не должны пересекать границ соответствующих административно-территориальных образований.
Территорию административно-территориального образования составляют земли городских, сельских населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития, и другие земли в границах территории административно-территориального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Административный центр - городской или сельский населенный пункт, который в установленном законом порядке определен как место постоянного нахождения органов государственного управления и местного самоуправления соответствующих административно-территориальных образований.
(в ред. Закона Тамбовской области от 05.06.2008 N 391-З)
1. В состав Тамбовской области входят:
(в ред. Закона Тамбовской области от 25.07.2008 N 424-З)
город областного значения с подчиненной ему территорией: город областного значения - Тамбов (внутригородские районы: Ленинский, Октябрьский, Советский), пос. Первомайский, пос. Строитель, с. Бокино, д. Лужки, пос. Тригуляй, д. Перикса, с. Покрово-Пригородное; города областного значения: Кирсанов, Котовск, Мичуринск, Моршанск, Рассказово, Уварово;
(в ред. Закона Тамбовской области от 23.12.2022 N 201-З)
город районного значения - Жердевка;
районы:
1) Бондарский район
а) Бондарский сельсовет:
с. Бондари
пос. 1-е отд. совхоза "Бондарский"
пос. Строительный
б) Граждановский сельсовет
с. Волхонщино
с. Граждановка