Недействующий

Об утверждении Лесного плана Самарской области (с изменениями на 4 апреля 2014 года)

3.1.1. Прогнозируемое поступление доходов от использования лесов по видам лесопользования

     В данном разделе Лесного плана представлены:
     прогнозные доходы бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий Лесного плана по источникам (таблица 3.1);
     структура прогнозных доходов бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий Лесного плана по источникам (таблица 3.2);
     размещение по лесничествам области прогнозируемых поступлений доходов от использования лесов и доходы на 1 гектар земель лесного фонда в типовом приложении 21 к настоящему Лесному плану;
     сравнительные экономические показатели по Лесному плану (таблица 3.3), включая целевые показатели объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, а также соотношение стоимости древесины на корню и минимальной ставки за нее.
     Прогноз доходов от использования лесов представлен по каждому виду пользования и по их совокупности в ценах соответствующего года. Он приведен по ежегодной величине на первые три года и суммарно за 10-летний период.
     Прогнозирование доходов осуществлено на основе прогноза объемов использования ресурсов и земель лесного фонда, уровня прогнозируемой средней платы за единицу объема лесных ресурсов или единицу площади лесного угодья.
     Расчеты выполнены с учетом структуры лесопользования по формам его организации и распределения доходов по уровням бюджетной системы.
     Стоимость единиц объема лесопользования по их видам и формам определена на основе их роста к уровню 2007 года по коэффициентам, утвержденным для индексации минимальных ставок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310, с учетом коэффициентов их роста по 2008 - 2011 годам, предусмотренных в Федеральном законе от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», а также индексов инфляции на 2012 - 2018 годы в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации.
     Доходы по запланированным в 2009 году видам лесопользования рассчитаны исходя из ставок, закрепленных в целевых прогнозных показателях за использование лесов на 2008 год по Самарской области.
     В объемах освоения древесных ресурсов выделена заготовка по договорам купли-продажи и на собственные нужды населения.
     Платежи за древесину на собственные нужды населения планировались по нормативам потребления и численности населения в муниципальных районах с использованием фактической стоимости древесины и минимальной ставки за нее.
     Объемы освоения недревесных ресурсов и «услуг» леса приняты для расчета доходов по ним на основании данных типового приложения 14 и соответствующих ставок.
     Результаты планирования доходов по видам лесопользования в разрезе лесничеств приведены в типовом приложении 21. Суммарная величина прогнозных доходов в бюджетную систему Российской Федерации от реализации мероприятий Лесного плана приведена в таблице 3.1 и на рисунке 3.1 (а, б).

Планируемые доходы от берегообрушения Куйбышевского  и Саратовского водохранилищ

     При эксплуатации Куйбышевского и Саратовского водохранилищ под воздействием гидродинамических и экзогенных геологических процессов происходит обрушение берегов, покрытых лесом, на площади 880,57 гектара, в том числе по контуру Куйбышевского водохранилища - 278,98 гектара и Саратовского водохранилища - 601,59 гектара. Потери лесных земель лесничеств, входящих в состав департамента лесного хозяйства Самарской области, от обрушения берегов Куйбышевского и Саратовского водохранилищ составят 617,62 гектара, в том числе по берегам Куйбышевского водохранилища - 200,3 гектара и Саратовского водохранилища - 417,32 гектара. Расчет ежегодного поступления доходов от использования лесов, теряемых в результате берегообрушения искусственных водных объектов, приведен в приложении 3.1.1-1. Суммарный ущерб Самарской области от обрушения берегов двух крупных водохранилищ составит в 2018 году 2,988 млн. рублей, в том числе по Куйбышевскому водохранилищу - 0,876 млн. рублей и Саратовскому - 2,112 млн. рублей (приложение 3.1.1-1).
     С учетом повышающих коэффициентов к минимальной ставке платы за лесные земли на прогнозируемый период с 2009 по 2018 год суммарный ущерб Самарской области вырастет до 4,284 млн. рублей, в том числе по Саратовскому водохранилищу - 3,028 млн. рублей и Куйбышевскому водохранилищу - 1,256 млн. рублей.
     Суммарный ущерб лесничествам департамента лесного хозяйства Самарской области от обрушения берегов Саратовского и Куйбышевского водохранилищ, покрытых лесом, составит 3,083 млн. рублей.
     Анализы по планируемым доходам от реализации мероприятий Лесного плана позволяют сделать следующие выводы:
     количество видов лесопользования возрастает до 10;
     доходы по видам лесопользования стабилизируются с третьего года, кроме доходов от заготовки древесины и осуществления рекреационной деятельности, которые возрастут до окончания действия Лесного плана;
     преобладают поступления в федеральный бюджет, их удельный вес составляет более 70%;
     намечен рост доходов по заготовке древесины, недревесных, пищевых лесных ресурсов и сбору лекарственных растений, рекреационному лесопользованию, ведению сельского хозяйства;
     среди прочих видов лесопользования наиболее весомы доходы от осуществления рекреационной деятельности, строительства, реконструкции, эксплуатации линий связи, дорог, трубопроводов, разработки месторождений полезных ископаемых, выполнения работ по геологическому изучению недр, осуществления охоты. По большинству видов планируется увеличение удельного веса, в том числе по сравнению с 2007 годом.

        Таблица 3.1

Прогнозные доходы бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий Лесного плана по источникам, тыс. рублей

№ п/п

Виды использования лесов (в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации)

Годы реализации Лесного плана

Общая сумма за планируемый период реализации Лесного плана

   2008

2009

2010

2011

2012

2013

1.

Заготовка древесины

4806,70

4023,50

6052,50

15692,70

29796,10

36260,80

363677,09

из них в федеральный бюджет

3012,40

2733,00

4420,20

13650,70

27711,80

34072,30

346565,54

в бюджет субъекта Российской Федерации

1794,30

1290,50

1632,30

2042,00

2084,30

2188,50

17111,55

2.

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений

0,00

31,90

20,00

0,00

0,00

0,00

51,90

из них в федеральный бюджет

0,00

7,40

2,70

0,00

0,00

0,00

10,10

3.

Ведение видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства

747,00

616,20

662,00

726,02

769,59

808,10

8340,22

из них в федеральный бюджет

3,60

10,50

3,00

7,30

7,70

8,50

90,71

в бюджет субъекта Российской Федерации

743,24

605,70

659,00

718,72

761,89

799,60

8249,51

4.

Ведение сельского хозяйства

78,00

215,20

75,00

293,00

311,21

327,60

3195,51

из них в федеральный бюджет

53,00

77,50

45,00

293,00

311,21

327,60

3039,23

в бюджет субъекта Российской Федерации

25,00

137,71

30,00

0,00

0,00

0,00

156,28

5.

Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых

483,60

2956,50

2293,80

1181,69

1560,80

1952,20

21903,65

из них в федеральный бюджет

483,60

2971,30

2293,80

1181,69

1560,80

1952,20

21918,45

6.

Осуществление рекреационной деятельности

44425,30

50131,00

32501,90

53266,29

56462,30

59285,39

611779,14

из них в федеральный бюджет

28303,40

27717,50

21252,50

34072,60

34653,00

35391,60

346296,43

в бюджет субъекта Российской Федерации

16121,90

22413,50

11249,40

19193,69

21809,30

23893,79

265482,72

7.

Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений

0,00

0,00

0,00

191,10

202,50

212,70

1858,71

из них в федеральный бюджет

0,00

0,00

0,00

191,10

202,50

212,70

1858,71

8.

Строительство, эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов

0,00

1273,10

1010,20

297,60

283,00

305,40

4967,44

из них в федеральный бюджет

0,00

1273,10

1010,20

297,60

283,00

305,40

4967,44

9.

Строительство, реконструкция, эксплуатация линий связи, дорог, трубопроводов и др.

414,40

856,40

2715,49

4929,10

7189,20

10165,99

85710,99

из них в федеральный бюджет

414,40

856,40

2715,49

4929,10

7189,20

10165,99

85710,99

10.

Переработка древесины и иных лесных ресурсов

0,00

0,00

9,10

0,00

0,00

0,00

9,10

из них в федеральный бюджет

0,00

0,00

9,10

0,00

0,00

0,00

9,10

 

ИТОГО

50955,00

60103,80

45340,0

76577,5

96574,7

109318,2

1101493,75

 

в т.ч. в федеральный бюджет

32270,40

35646,70

31752,0

54623,1

71919,30

82436,30

810466,70

 

% к итогу

63,33

59,3

70,0

71,3

74,5

75,4

73,6

 

в бюджет субъекта Российской Федерации

18684,44

24457,11

13588,0

21954,4

24655,50

26881,90

291027,05

 

% к итогу

36,67

40,7

30,0

28,7

25,5

24,6

26,4

Основным механизмом роста лесного дохода должна стать организация экономических отношений в лесопользовании на арендных условиях. Развитие прижизненного использования лесов, например рекреационного, требует создания и обеспечения для него соответствующих условий, охраны, защиты и воспроизводства.          

     

  Таблица 3.2

Структура прогнозных доходов бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий Лесного плана по источникам (тыс. рублей)


п/п

Виды использования лесов (в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации)

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Всего за период реализации Лесного плана

Сумма, тыс. рублей

Структура доходов, %

Сумма, тыс.
рублей

Структура доходов, %

Сумма, тыс.
рублей

Структура доходов, %

Сумма, тыс.
рублей

Структура доходов, %

Сумма, тыс.
рублей

Структура доходов, %

Сумма, тыс.
рублей

Структура доходов, %

Сумма, тыс.
рублей

Структура доходов, %

1.

Заготовка древесины

4806,70

9,43

4023,50

6,69

6052,50

13,35

15692,70

20,49

29796,10

30,85

36260,80

33,17

363677,09

33,02

из них в федеральный бюджет

3012,40

5,91

2733,00

4,55

4420,20

9,75

13650,70

17,83

27711,80

28,69

34072,30

31,17

346565,54

31,46

в бюджет субъекта Российской Федерации

1794,30

3,52

1290,50

2,15

1632,30

3,60

2042,00

2,67

2084,30

2,16

2188,50

2,00

17111,55

1,55

2.

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений

0,00

0,00

31,90

0,05

20,00

0,04

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

51,90

0,00

из них в федеральный бюджет

0,00

0,00

7,40

0,01

2,70

0,01

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

10,10

0,00

в бюджет субъекта Российской Федерации

0,00

0,00

24,50

0,04

17,30

0,04

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

41,80

0,00

3.

Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства

747,00

1,47

616,20

1,03

662,00

1,46

726,02

0,95

769,59

0,80

808,10

0,74

8340,22

0,76

из них в федеральный бюджет

3,60

0,01

10,50

0,02

3,00

0,01

7,30

0,01

7,70

0,01

8,50

0,01

90,71

0,01

в бюджет субъекта Российской Федерации

743,24

1,46

605,70

1,01

659,00

1,45

718,72

0,94

761,89

0,79

799,60

0,73

8249,51

0,75

4.

Ведение сельского хозяйства

78,00

0,15

215,20

0,36

75,00

0,17

293,00

0,38

311,21

0,32

327,60

0,30

3195,51

0,29

из них в федеральный бюджет

53,00

0,10

77,50

0,13

45,00

0,10

293,00

0,38

311,21

0,32

327,60

0,30

3039,23

0,28

в бюджет субъекта Российской Федерации

25,00

0,05

137,71

0,23

30,00

0,07

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

156,28

0,01

5.

Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых

483,60

0,95

2956,50

4,92

2293,80

5,06

1181,69

1,54

1560,80

1,62

1952,20

1,79

21903,65

1,99

из них в федеральный бюджет

483,60

0,95

2971,30

4,94

2293,80

5,06

1181,69

1,54

1560,80

1,62

1952,20

1,79

21918,45

1,99

6.

Осуществление рекреационной деятельности

44425,3

87,19

50131,0

83,41

32501,9

71,68

53266,2

69,56

56462,3

58,46

59285,3

54,23

611779,14

55,54

из них в федеральный бюджет

28303,4

55,55

27717,5

46,12

21252,5

46,87

34072,6

44,49

34653,0

35,88

35391,6

32,37

346296,43

31,44

в бюджет субъекта Российской Федерации

16121,9

31,64

22413,5

37,29

11249,4

24,81

19193,6

25,06

21809,3

22,58

23893,7

21,86

265482,72

24,10

7.

Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

191,10

0,25

202,50

0,21

212,70

0,19

1858,71

0,17

из них в федеральный бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

191,10

0,25

202,50

0,21

212,70

0,19

1858,71

0,17

8.

Строительство, эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов

0,00

0,00

1273,10

2,12

1010,20

2,23

297,60

0,39

283,00

0,29

305,40

0,28

4967,44

0,45

из них в федеральный бюджет

0,00

0,00

1273,10

2,12

1010,20

2,23

297,60

0,39

283,00

0,29

305,40

0,28

4967,44

0,45

9.

Строительство, реконструкция, эксплуатация линий связи, дорог, трубопроводов и др.

414,40

0,81

856,40

1,42

2715,49

5,99

4929,10

6,44

7189,20

7,44

10165,9

9,30

85710,99

7,78

из них в федеральный бюджет

414,40

0,81

856,40

1,42

2715,49

5,99

4929,10

6,44

7189,20

7,44

10165,9

9,30

85710,99

7,78

10.

Переработка древесины и иных лесных ресурсов

0,00

0,00

0,00

0,00

9,10

0,02

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

9,10

0,00

из них в федеральный бюджет

0,00

0,00

0,00

0,00

9,10

0,02

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

9,10

0,00

ВСЕГО

50955,0

100

60103,80

100

45340,0

100

76577,5

100

96574,7

100

109318,2

100

1101493,75

100

из них в федеральный бюджет

32270,4

63,33

35646,70

59,31

31752,0

70,03

54623,1

71,33

71919,30

74,4

82436,30

75,4

810466,70

73,58

в бюджет субъекта Российской Федерации

18684,4

36,67

24457,11

40,69

13588,0

29,97

21954,4

28,67

24655,50

25,5

26881,90

24,5

291027,05

26,42


  Рис. 3.1. Прогнозные доходы бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий Лесного плана

     Сравнительные данные по структуре доходов, а также их динамике приведены в таблице 3.2.
     Темпы роста платежей за лесопользование в 2009 и 2011 годах по отношению к 2007 году выросли соответственно в 1,76 и 1,80 раза. Платежи в федеральный бюджет возрастают значительно быстрее - в 2,31 раза в 2011 году по сравнению с 2007 годом.
     Доходы от заготовки древесины за рассматриваемый период составляют только 7,8% - 33,2% от общей суммы платежей за лесопользование и к 2018 году возрастут до 32,7%. Наибольший удельный вес в структуре платежей имеют платежи от рекреационной деятельности - 84,5 - 69,56%.
     Сравнительные обобщающие экономические показатели по Лесному плану приведены в таблице 3.3.
     Сравнение обобщающих экономических показателей по Лесному плану позволяет сделать выводы о комплексной эффективности планируемых мероприятий: по сравниваемым вариантам возрастают все рассмотренные абсолютные показатели благодаря использованию не только древесных ресурсов, но и других полезных функций лесов, а также земель лесного хозяйства в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. Об этом свидетельствует и уменьшение удельного веса платежей за древесину на корню в общей сумме поступлений за лесопользование.
     Отмеченные особенности формирования доходов по лесопользованию свидетельствуют о необходимости организационной работы в направлении реализации принципов управления лесами:
     устойчивое управление лесами, повышение их потенциала;
     обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
     воспроизводство лесов, улучшение их качества, повышение продуктивности лесов;
     плата за использование лесов.
     Резервами повышения доходов от лесопользования являются:
     повышение спроса на лесные ресурсы и услуги леса, что повысит уровень освоения ресурсного потенциала;
     формирование соответствующей инвестиционной политики в лесном секторе экономики в области развития малого и среднего бизнеса;
     развитие лесопользования в направлении его многоцелевого характера, улучшение структуры лесопользования;
     рост интенсивности лесопользования на основе роста продуктивности лесов (объем отпуска на 1 гектар площади лесного фонда в 2009 году составил всего 0,27 м(3) древесины);
     исключение не свойственных лесному хозяйству функций социальной защиты населения в части бесплатного освоения древесных ресурсов и др.
     Таким образом, анализ экономических показателей позволяет сделать вывод о высокой перспективности Лесного плана и его направленности на совершенствование управления лесными ресурсами как объектом государственной собственности, на более полную реализацию принципов управления лесами. Основным механизмом реализации Лесного плана должна стать организация экономических отношений в лесопользовании на арендных условиях. Развитие прижизненного использования лесов, например рекреационного, требует создания и обеспечения для него соответствующих условий, в том числе его охраны, защиты и воспроизводства.


               Таблица 3.3

Сравнительные экономические показатели по Лесному плану

Показатели

Ед. изм.

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Темп роста показателей к базовому периоду

2009 год

2010 год

2011 год

Общий отпуск

тыс. м(3)

147,7

114,5

158,6

134,5

282,3

377,6

441,4

1,07

0,91

1,91

Отпуск древесины на 1 га площади лесного фонда

м(3)/га

0,28

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,71

0,71

0,71

Платежи за пользование лесным фондом в бюджетную систему Российской Федерации

тыс. руб.

42573,9

59502,40

66149,80

45340,0

76577,5

96574,7

109318,2

1,55

1,06

1,80

в том числе по получателям:

   федеральный бюджет

тыс. руб.

23687,3

40817,80

43723,00

31752,0

54623,09

71919,3

82436,3

1,85

1,34

2,31

% к итогу

%

55,6

68,6

66,1

70,0

71,3

74,5

75,4

1,19

1,26

1,28

 бюджет субъекта Российской Федерации

тыс. руб.

18886,6

16684,60

24426,8

13588,0

21954,42

24655,5

26881,9

1,29

0,72

1,16

% к итогу

%

44,4

28,0

33,9

30,0

28,7

25,5

24,6

0,76

0,68

0,65

Платежи за пользование лесным фондом для заготовки древесины

тыс. руб.

2804,6

4806,70

4023,50

6052,50

15692,70

29796,10

36260,80

1,43

2,16

5,60

% к общей сумме платежей

%

6,59

8,1

6,7

13,3

20,5

30,9

33,2

1,02

2,03

3,11

в том числе в федеральный бюджет

тыс. руб.

1757,7

3012,40

2733,00

4420,20

13650,70

27711,80

34072,30

1,55

2,51

7,77

бюджет субъекта Российской Федерации

тыс. руб.

1046,9

1794,30

1290,50

1632,30

2042,00

2084,30

2188,50

1,23

1,56

1,95

Целевой показатель объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 га земель лесного фонда

руб./га

80,6

101,48

124,20

83,00

130,70

164,80

186,60

1,54

1,03

1,62

в том числе по заготовке древесины

руб./га

5,31

8,20

6,86

10,32

26,76

50,81

61,84

1,29

1,94

5,04

Средняя стоимость 1 м(3) древесины, отпускаемой на корню

руб./м(3)

18,99

44,9

37,00

49,70

58,80

83,10

85,90

1,95

2,62

3,10

Средняя минимальная ставка за 1 м(3) древесины, отпускаемой на корню

руб./м(3)

11,9

27,1

33,8

41,7

54,10

79,70

82,80

2,84

3,50

4,55

Целевой показатель соотношения стоимости 1 м(3) древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации

%

159,56

165,68

109,47

119,18

108,69

104,30

103,70

0,69

0,75

0,68