Лесным кодексом Российской Федерации в 2006 году значительно расширен список полномочий субъектов Российской Федерации, им переданы почти все функции по государственному и хозяйственному управлению лесным фондом. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда.
Реализация переданных полномочий основана на принципах устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов и направлена на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Основные направления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, количественные и качественные целевые показатели, перечень мероприятий в области охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения обоснованы в разделе Лесного плана «Основные направления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов».
Планирование расходов на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам
государственной власти Самарской области, осуществлялось на основании нормативного способа планирования. Нормативы затрат на выполнение запроектированных мероприятий Лесного плана определены на основании расчетно-технологических карт, утвержденных министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Нормативы затрат включают производственные затраты и накладные расходы.
В состав производственных затрат на проведение лесохозяйственных работ включаются:
затраты, непосредственно связанные с проведением работ, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на оплату труда рабочих;
затраты на обслуживание производственного процесса: по обеспечению выполнения работ сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями и другими средствами и предметами труда, а также по поддержанию машин и механизмов в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, проведение текущего ремонта);
затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
затраты, связанные с управлением лесохозяйственным производством;
другие виды затрат, необходимые для выполнения лесохозяйственных работ.
Общая сумма расходов на выполнение работ в области охраны, защиты, воспроизводства лесов, переданных субъекту Российской Федерации, и источники их финансирования за 2009-2013 годы представлена в таблице 3.4 и на рисунке 3.2, сумма расходов на осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в целом за пери- од планирования (2009-2018 годы) - в типовом приложении 22 к Лесному плану.
Объемы финансирования расходов на выполнение отдельных полномочий в области лесных отношений, переданных государственным органам власти Самарской области, за счет субвенций из федерального бюджета в 2009-2011 годах определены на основании объемов, предусмотренных в Федеральном законе от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», а также в Федеральном законе от 13.12.2007 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Таблица 3.4
Расходы на осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Самарской области за 2009-2013 годы, тыс. рублей (кроме расходов на осуществление деятельности органов государственной власти)
№ | Направление расходования средств | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ИТОГО |
1. | Охрана лесов от пожаров | 47693,30 | 27611,60 | 44682,70 | 33808,20 | 31104,10 | 184899,90 |
в т.ч. за счет средств федерального бюджета | 31731,60 | 27611,60 | 44682,70 | 33808,20 | 31104,10 | 168938,20 | |
средств бюджета Самарской области | 10705,70 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 10705,70 | |
иных источников | 5256,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 5256,00 | |
Строительство дорог противопожарного назначения | 4983,30 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 4983,30 | |
Реконструкция дорог противопожарного назначения | 231,00 | 231,00 | 198,00 | 165,00 | 165,00 | 990,00 | |
Содержание дорог противопожарного назначения | 427,90 | 264,00 | 231,00 | 198,00 | 132,00 | 1252,90 | |
Устройство противопожарных минерализованных полос, барьеров | 0,00 | 0,00 | 1338,10 | 1339,20 | 1339,20 | 4016,50 | |
Уход за противопожарными минерализованными полосами, барьерами | 0,00 | 0,00 | 7246,60 | 7746,00 | 8243,50 | 23236,10 | |
Создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, а также формирование запасов ГСМ | 22169,40 | 23103,40 | 23398,30 | 17502,70 | 14357,40 | 100531,20 | |
Проведение мониторинга пожарной опасности в лесах | 4594,80 | 102,00 | 117,20 | 117,20 | 117,20 | 5048,40 | |
Тушение лесных пожаров | 3221,70 | 3911,20 | 4277,00 | 4277,00 | 4277,00 | 19963,90 | |
Проведение профилактического контролируемого выжигания | 0,00 | 0,00 | 658,10 | 659,10 | 668,80 | 1986,00 | |
Иные меры пожарной безопасности | 12065,20 | 0,00 | 7218,40 | 1804,00 | 1804,00 | 22891,60 | |
2. | Защита лесов | 19854,60 | 4583,40 | 7330,90 | 10199,70 | 9879,30 | 51847,90 |
в т.ч. за счет средств федерального бюджета | 4134,00 | 4583,40 | 3773,90 | 6642,70 | 6322,30 | 25456,30 | |
средств бюджета Самарской области | 3501,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 3501,00 | |
иных источников | 12219,60 | 0,00 | 3557,00 | 3557,00 | 3557,00 | 22890,60 | |
Лесопатологические обследования | 2245,00 | 1751,00 | 1436,50 | 1436,50 | 1021,10 | 7890,10 | |
Локализация, ликвидация очагов вредных организмов | 507,00 | 598,70 | 240,40 | 3148,20 | 3243,20 | 7737,50 | |
Санитарно-оздоровительные мероприятия | 17036,80 | 2233,80 | 5654,00 | 5615,00 | 5615,00 | 36154,60 | |
Иные меры по защите леса | 65,80 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 65,80 | |
3. | Воспроизводство лесов и лесоразведение | 57193,80 | 46869,00 | 57404,10 | 37475,50 | 40499,90 | 239442,30 |
в т.ч. за счет средств федерального бюджета | 38136,30 | 46869,00 | 57404,10 | 37475,50 | 40499,90 | 220384,80 | |
средств бюджета Самарской области | 9572,60 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 9572,60 | |
иных источников | 9484,90 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 9484,90 | |
Лесовосстановление | 28601,20 | 14649,20 | 14359,90 | 15599,90 | 17033,40 | 90243,60 | |
Проведение агротехнического ухода за лесными культурами | 11661,10 | 6119,60 | 5494,00 | 6293,60 | 7034,70 | 36603,00 | |
Дополнение лесных культур | 1944,50 | 9978,10 | 9377,70 | 13090,00 | 14676,10 | 49066,40 | |
Обработка почвы под лесные культуры | 197,60 | 2123,80 | 4347,90 | 2492,00 | 1755,70 | 10917,00 | |
Уход за лесами | 14591,60 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 14591,60 | |
Иные мероприятия по уходу за лесом | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Закладка объектов единого генетико-селекционного комплекса | 410,20 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 410,20 | |
Приобретение семян лесных растений | 434,00 | 2058,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 2492,00 | |
Выращивание стандартного посадочного материала | 766,20 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 766,20 | |
Приобретение посадочного материала | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Прочие расходы, связанные с выращиванием посадочного материала | 94,80 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 94,80 | |
Иные меры по воспроизводству лесов и лесоразведению | 437,20 | 11940,30 | 23824,60 | 0,00 | 0,00 | 36202,10 | |
4. | Лесоустройство | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
в т.ч. за счет средств федерального бюджета | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
средств бюджета Самарской области | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
иных источников | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
5. | Отвод и таксация лесосек | 7433,10 | 3462,90 | 4155,60 | 5936,40 | 5936,50 | 26924,50 |
в т.ч. за счет средств федерального бюджета | 5937,00 | 3462,90 | 4155,60 | 5936,40 | 5936,50 | 25428,40 | |
средств бюджета Самарской области | 820,20 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 820,20 | |
иных источников | 675,90 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 675,90 | |
Всего по департаменту | 132174,80 | 82526,90 | 113573,30 | 87419,80 | 87419,80 | 503114,60 | |
в т.ч. за счет средств федерального бюджета | 79938,90 | 82526,90 | 110016,30 | 83862,80 | 83862,80 | 440207,70 | |
средств бюджета Самарской области | 24599,50 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 24599,50 | |
иных источников | 27636,40 | 0,00 | 3557,00 | 3557,00 | 3557,00 | 38307,40 |
Размер финансирования расходов на ведение лесного хозяйства на территории лесного фонда области за счет средств бюджета субъекта определен в соответствии с Законом Самарской области от 01.12.2010 № 130-ГД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Расходы на вырубку погибших и поврежденных насаждений планируется покрывать за счет размещения заказов, осуществляемых одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины.
Повышению эффективности использования лесов Самарской области будет способствовать развитие долгосрочной аренды лесных участков, в основе которой лежит частно-государственное партнерство, базирующееся на разделении ответственности за ведение лесохозяйственной деятельности между государством и частным бизнесом. Увеличение расходов на ведение лесного хозяйства в Самарской области в сравнении с утвержденными суммами бюджетного финансирования принято из расчета увеличения площадей лесных участков, переданных в аренду с условием выполнения работ за счет средств арендаторов.
Экономический механизм исполнения полномочий, переданных собственником лесного фонда - Российской Федерацией ее субъектам, предполагает исполнение делегированных полномочий за счет средств собственника, т.е. за счет субвенций. Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на выполнение следующих полномочий:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны;
5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление государственного лесного контроля и надзора;
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
В случае утверждения в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не распределенной между субъектами Российской Федерации субвенции указанные средства направляются бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительно на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением мероприятий по осуществлению переданных полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов. В первоочередном порядке осуществляется выделение средств на финансовое обеспечение расходов, связанных с тушением лесных пожаров и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда Самарской области.
Рис. 3.2. Расходы на обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда Самарской области