(в редакции Приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 18 ноября 2010 г. № 2203)
(в редакции Приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 20 октября 2011 г. № 1417)
(в редакции Приказа министерства социально-демографического развития Самарской области от 17 августа 2012 г. № 288)
Повышение качества государственных услуг, предоставляемых населению, является важнейшим направлением государственной политики. При решении этой задачи, как отмечается в Концепции административной реформы в Российской Федерации, ключевая роль отводится использованию информационно-коммуникационных технологий, позволяющих, с одной стороны, создавать порталы государственных услуг, а с другой, - осуществлять оказание этих услуг в электронной форме.
Портал государственных услуг рассматривается как результативное и эффективное с точки зрения, как органов власти, так и заявителей средство оказания государственных услуг. Для заявителей в первую очередь это - единый источник актуальной, полной, непротиворечивой и точной информации по государственным услугам, а также возможность получения государственных услуг по принципу «одного окна». Для органов власти и организаций - это фактор совершенствования системы управления в области результативности и эффективности предоставления государственных услуг, а также механизм организации межведомственного взаимодействия и наиболее эффективного использования информационного ресурса в сфере их ведения.
Инновационным проектом социальной направленности в сфере информационных технологий, реализуемым в Самарской области, является проект «Система адресного взаимодействия населения и органов власти». Проект разрабатывался с 2003 года в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», областной целевой программы «Создание единой информационной системы адресной социальной помощи жителям Самарской области» на 2004-2006 годы и Мероприятий по развитию мультиагентной интегрированной информационной системы, направленной на оказание адресной помощи населению, министерства здравоохранения и социального развития Самарской области на 2007-2010 годы. (абзац в редакции Приказа министерства социально-демографического развития Самарской области от 17 августа 2012 г. № 288)
Целью данного проекта является совершенствование механизма предоставления и повышение качества адресной социальной помощи жителям области путем создания единого информационного пространства, информационной инфраструктуры интегрированной системы адресного взаимодействия органов исполнительной власти и населения Самарской области в социальной сфере. Основными составляющими САВ являются: Социальный портал и система социальных карт жителей Самарской области.
В основу САВ положена нормативно-правовая база знаний, которая, в отличие от электронного реестра традиционных правовых систем, требующих определенной подготовки пользователя в нормативно-правовой сфере, может обеспечивать диалог с человеком, далеким от юриспруденции. База знаний поддерживается в актуальном состоянии и на сегодняшний день содержит более 600 структурированных нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней и определяет льготы для более 350 категорий граждан. Нормативно-правовая база знаний интегрируется с системой, позволяющей на основании ответов на ряд последовательных вопросов, заданных пользователю, формировать предложения человеку о мерах социальной поддержки, которые ему могут быть предоставлены.
С целью обеспечения прозрачности государственных и муниципальных процедур по оказанию услуг на социальном портале размещены более 80 административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг жителям Самарской области в релевантном виде в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. Кроме текста самих регламентов представлена структурированная информация о порядке предоставления услуг: правила оформления, процедура назначения, возможные причины отказа и порядок обжалования в случае несогласия с принятыми решениями.
Одним из наиболее востребованных сервисов Социального портала является сервис по предоставлению адресной информации по социальным и пенсионным выплатам, назначенным гражданам.
В сфере здравоохранения представлена информация по медицинским услугам, организациям, которые их предоставляют, перечни льготных лекарств, доступных по федеральному и региональному регистру льготников, перечень категорий заболеваний и групп населения, для которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются бесплатно, информация о национальном проекте «Здоровье», актуальная информация о наличии и стоимости лекарственных препаратов в аптечной сети области, а также персональная информация по льготному лекарственному обеспечению и медицинским услугам.
В целях преодоления кризиса и его последствий в социальной сфере на Социальном портале создан раздел «Антикризисные мероприятия», в котором граждане могут получить информацию о предоставляемых государственных услугах в области содействия занятости населения области, пособиях по безработице, адресах и режиме работы центров занятости населения муниципальных образований, нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов занятости населения.
В настоящее время на Социальном портале действует ресурс, предоставляющий актуальную, регулярно меняющуюся информацию о вакансиях в организациях в Самарской области.
Одна из задач Социального портала - организация адресного взаимодействия органов исполнительной власти и населения нашей области. Для этого на Социальном портале реализована возможность задать вопрос Губернатору Самарской области, в министерства и ведомства Самарской области, в Самарскую Губернскую Думу, в органы местного самоуправления, в Общественную приемную Самарского регионального отделения партии «Единая Россия».
Кроме разработки собственных сервисов для населения, представляемых на аппаратно-программном комплексе (далее - АПК) «Интернет-киоск», проводится работа по подключению внешних сервисов на Социальный портал и в настоящее время подключены и работают следующие сервисы:
- «Электронная регистратура». Позволяет с помощью интернет-киоска записаться на прием к врачу в лечебно-профилактические учреждения;
- «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ), который включает в себя базовые блоки, рассказывающие об общих понятиях ЗОЖ, факторах риска и профилактики заболеваний, лекарственных средствах, обучающих материалах по заболеваниям, методам их диагностики и профилактики.
С помощью разработанного программного обеспечения для проведения анкетных опросов с использованием АПК «Интернет-киоск» на Социальном портале проводится анкетирование по различным вопросам, касающимся сферы здравоохранения, социальной защиты населения. Результаты анкетирования используются для оценки деятельности системы социальной защиты населения Самарской области, обоснования принятия управленческих решений и разрабатываемых Министерством правовых актов. (абзац в редакции Приказа министерства социально-демографического развития Самарской области от 17 августа 2012 г. № 288)
С целью решения задач по переходу органов исполнительной власти на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде в рамках Ведомственной программы будут проводиться мероприятия по расширению перечня услуг, предоставляемых населению в электронном виде, созданы программные средства, поддерживающие формирование и отправку электронных заявлений граждан через сеть интернет-киосков для предоставления услуг в сфере социальной защиты населения. Для оказания услуг в электронном виде необходимо развитие АПК «Интернет-киоск», автоматизированного рабочего места «Менеджер по работе с населением» (далее - АРМ «МРН»), программного комплекса (далее - ПК) «Человек» и других прикладных программных средств, участвующих в реализации данной задачи (пример на рис.1). (абзац в редакции Приказа министерства социально-демографического развития Самарской области от 17 августа 2012 г. № 288)
Для оказания части услуг необходимо предоставление документов, выдаваемых сторонними организациями, относящимися к различным министерствам и ведомствам. При переходе на предоставление услуг в электронном виде с целью наиболее эффективной их реализации необходимо осуществить межведомственный информационный обмен, который позволит при наличии соответствующей нормативно-правовой базы освободить граждан и структуры, предоставляющие услуги, от большого объема бумажных документов.
Персональная информация на Социальном портале представляется с помощью социальной карты жителя Самарской области.
Социальная карта жителя Самарской области действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2007 № 31, может быть двух типов - информационной и платежной.
Обладатель социальной карты, получив доступ к САВ, может получать адресную информацию о порядке и условиях предоставления социальных льгот, о своих социальных выплатах, медицинских услугах и льготных лекарствах, записаться на прием к социальному менеджеру.
Платежная социальная карта дополнительно позволяет получать через банкомат начисленные социальные выплаты и использовать спектр социально ориентированных банковских услуг, такие как начисление 10% годовых на остатки средств, осуществление коммунальных и иных видов платежей, получение краткосрочного льготного кредита для приобретения товаров первой необходимости.
Социальная карта жителя Самарской области - это многофункциональная карта, сочетающая в себе множество приложений:
- идентификационное: для доступа к персональным сведениям владельца и обеспечения адресного взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления;
- социальное: для хранения социально-значимой информации, дающей право на предоставление социальных льгот;
- платежное: для получения социальных выплат на карточный счет и безналичной оплаты в банкоматах и магазинах (только для платежных социальных карт);
- лояльности: для возможности получения скидок в торгово-розничных и аптечных сетях;
- транспортное: для возможности льготного проезда в городском транспорте (интегрировано в автоматизированные системы учета поездок г.о. Самара и Тольятти).
В настоящее время за счет средств областного бюджета выпущено 132,5 тыс. платежных социальных карт и 75 тыс. информационных для жителей Самарской области и в процессе выпуска 32 тыс. информационных карт для жителей г.о. Самара для клиентов служб социальной защиты, получателей мер социальной поддержки: пенсионеров, получателей государственных пособий на детей, малообеспеченных граждан, инвалидов, ветеранов.
С внедрением «электронного проездного» в г.о. Самара и Тольятти, для отдельных категорий граждан, имеющих льготы на проезд в общественном транспорте, организовано транспортное приложение социальной карты. В 2010 году для данных категорий граждан, проживающих в г.о. Самара и Тольятти, запланирован выпуск информационных социальных карт 60 тьс. и 50 тыс. соответственно и для получателей мер социальной поддержки других городских и муниципальных образований - 10 тыс. карт.
Дальнейшее развитие системы социальных карт жителей Самарской области в 2011 году для малообеспеченных и льготных категорий граждан позволяет оказывать дополнительные социально ориентированные услуги населению, в том числе и в электронном виде. (абзац в редакции Приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 20 октября 2011 г. № 1417)
Увеличение количества держателей социальных карт жителей Самарской области позволит: (абзац в редакции Приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 20 октября 2011 г. № 1417)
- повысить информационную открытость и прозрачность деятельности Министерства; (абзац в редакции Приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 20 октября 2011 г. № 1417)
- получить механизм предоставления государственных услуг в электронном виде; (абзац в редакции Приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 20 октября 2011 г. № 1417)
- повысить качество и доступность получения гражданами государственных услуг в электронном виде; (абзац в редакции Приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 20 октября 2011 г. № 1417)
- повысить эффективность межведомственного информационного обмена и взаимодействия в части обеспечения доступа населения к государственным и муниципальным услугам в электронном виде. (абзац в редакции Приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 20 октября 2011 г. № 1417)
Первоочередными задачами современного этапа построения информационного и гражданского общества являются: (абзац в редакции Приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 20 октября 2011 г. № 1417)
1) создание интегрированной информационной системы поддержки предоставления социальных услуг населению на основе универсальной электронной карты; (абзац в редакции Приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 20 октября 2011 г. № 1417)
2) создание системы универсальных электронных карт гражданина Российской Федерации. (абзац в редакции Приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 20 октября 2011 г. № 1417)
Созданная система социальных карт в Самарской области соответствует проекту универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации и может легко интегрироваться в федеральную систему. (абзац в редакции Приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 20 октября 2011 г. № 1417)
Абзац утратил силу - Приказ министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 20 октября 2011 г. № 1417
В соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 января 2012 года для всех граждан предусматривается возможность подачи заявления на оформление и получение универсальной электронной карты. (абзац в редакции Приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 20 октября 2011 г. № 1417)
Органом, уполномоченным на организацию деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт на территории Самарской области определен департамент информационных технологий и связи Самарской области. (абзац в редакции Приказа министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 20 октября 2011 г. № 1417)
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 05.09.2007 № 159 «О Концепции развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года» было принято решение использовать Социальный портал, как портал государственных услуг, который обеспечит единую точку доступа граждан к реестру государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти.
И, начиная с 2009 года, Социальный портал стал базовой площадкой размещения сервисов других министерств и ведомств. Сервис ГИБДД, размещенный на Социальном портале позволяет на основе внесения персональных данных узнать информацию о штрафах. Стали доступными услуги в сфере управления записи актов регистрации гражданского состояния, услуги управления Федеральной миграционной службы по Самарской области.
Доступ к Социальному порталу возможен с помощью персонального компьютера с выходом в интернет и интернет-киосков. Ядром сети, являются сервера, расположенные в Министерстве. К ним подключены 269 интернет-киосков, установленные во всех муниципальных образованиях области. На серверах Министерства расположены базы данных, база знаний и программные комплексы, обеспечивающие функционирование САВ.
Для обеспечения бесперебойной работы САВ необходимо постоянно проводить следующие мероприятия:
- сопровождение программных комплексов, обеспечивающих функционирование САВ;
- администрирование сети и техническая поддержка сетевого оборудования и каналов связи САВ;
- администрирование баз данных;
- сервисное обслуживание и техническая поддержка функционирования сети АПК «Интернет-киоск»;
- модернизация аппаратной части САВ;
- оплата трафика между удаленными узлами сети.
Для удобства пользователей, осуществляющих доступ к Социальному порталу через персональный компьютер, подключенный в сеть Интернет, разработана интернет-версия Социального портала. Планом Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденном на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации 23 декабря 2009 года, предусмотрено развитие во всех субъектах Российской Федерации региональных порталов государственных услуг, представляемых как с помощью терминалов общественного доступа - интернет-киосков, так и через сеть Интернет, также поставлена задача об обеспечении доступа к информации о государственных и муниципальных услугах с использованием службы операторов мобильной связи. В рамках Ведомственной программы предусмотрено развитие интернет-версии Социального портала, создание разделов, аналогичных разделам АПК «Интернет-киоск», в формате персонального компьютера. В 2012 году Ведомственной программой предусмотрена разработка мобильной версии Социального портала. В рамках данного мероприятия интернет-версия Социального портала будет адаптирована для использования на мобильных устройствах: сотовых телефонах, коммуникаторах. У граждан появится возможность получать информацию Социального портала в любом месте и в удобное время с помощью обычного сотового телефона.
Распространенная с помощью интернет-киосков на территории области САВ предоставляет населению большие возможности по получению различных услуг социальной сферы в электронном виде. С целью привлечения граждан к использованию современных технологий и обучения их работе с АПК «Интернет-киоск» планируется проведение просветительских акций, выпуск плакатов и брошюр, а также изготовление и прокат презентационных фильмов о возможностях и достижениях САВ на телеканалах губернии.
Реализация мероприятий Ведомственной программы по развитию САВ позволит приблизиться к решению задач, поставленных на состоявшемся 23 декабря 2009 года в Кремле Госсовете по развитию информационных технологий в России, о переводе к 2015 году всех государственных услуг в электронный вид.
Применение проектно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапному контролю выполнения мероприятий программы и оценке их результатов.