(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 14 декабря 2012 г. № 759)
Самарская область является одним из сильнейших индустриальных регионов страны с диверсифицированной экономикой, высокой концентрацией обрабатывающих производств и мощным научно-инновационным потенциалом, составляющих промышленное ядро России. Регион обладает уникальным сочетанием крупных и технологически прогрессивных промышленных предприятий и современных научно-образовательных центров, и в области есть все предпосылки для развития передовых технологий во многих сферах производства.
Важнейшей характеристикой инновационного развития региона является ориентация предприятий на инновационную активность. Самарскую область можно охарактеризовать как инновационно-активную, имеющую высокие абсолютные и относительные характеристики инновационного развития. По итогам 2009 года Самарская область занимает второе место в России по общему объему производства инновационной продукции. В регионе производится около 10% инновационной продукции России. По таким показателям, как уровень инновационной активности промышленных предприятий, внутренние затраты на исследования и разработки, выраженные в процентах к валовому региональному продукту, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в расчете на 10 тысяч занятых в экономике, Самарская область значительно превышает среднероссийские показатели в течение ряда лет. По комплексной оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2009-2010 годах Самарская область входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по уровню инновационного потенциала.
Самарская область обладает значительным инновационным потенциалом. На ее территории действуют различные инновационно-ориентированные организации: вузы, обладающие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, научные и отраслевые институты, промышленные предприятия, имеющие в своей структуре научно-технические и инженерно-технические центры, малые предприятия и организации, действующие в инновационной сфере, научные общественные организации, инфраструктурные организации, обеспечивающие развитие и поддержку инновационной деятельности.
Парадигма управления развитием и поддержки инновационной деятельности в регионе построена на минимизации административного вмешательства с целью создания конкурентной среды на рынке инновационных проектов, стимулирования спроса на инновации со стороны самарских предприятий, активного продвижения инновационных проектов и инновационной продукции на российский и международный рынки.
В Самарской области создана система элементов инновационной инфраструктуры, работающая по принципу «инновационного лифта». В этой системе поддержка инновационной деятельности организаций и отдельных предпринимателей осуществляется на всех этапах жизненного цикла инноваций: от зарождения идеи до реализации конкретного инновационного проекта в виде внедрения технологии, организации производства инновационной продукции на действующем производстве, создания нового производства. На этапе организации нового инновационного бизнеса важнейшее значение имеет организационная и финансовая поддержка, которая оказывается малым и средним предприятиям, индивидуальным предпринимателям в рамках областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2009 № 184.
В результате реализации проектов создания технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в городском округе Тольятти и технопарка Самарской области должны быть созданы максимально комфортные материально-технические условия и комплексная поддержка малых инновационных предприятий-резидентов технопарков.
Программа является одним из инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129. В указанной Стратегии в качестве одного из приоритетных направлений устойчивого развития области определена инновационно-внедренческая деятельность.
Программа отвечает основной цели бюджетной политики Российской Федерации в 2012-2014 годах, обозначенной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.06.2011, и направлена на стимулирование инновационного развития как Самарской области, так и Российской Федерации в целом.
Несмотря на значительный инновационный потенциал Самарской области, существует ряд проблем, сдерживающих интенсивное развитие инновационной деятельности:
наличие разрывов в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к коммерческим технологиям;
малое количество проектов, готовность которых достаточна для осуществления инвестирования в их реализацию;
недостаточная инвестиционная привлекательность инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики;
рост технологической отсталости основных отраслей экономики региона;
нехватка квалифицированных кадров, способных осуществлять процессы внедрения инновационных разработок в реальный сектор экономики;
недостаточная развитость региональной системы продвижения инновационной продукции.
Отбор этих проблем для их программной разработки и решения на областном уровне определяется необходимостью обеспечения инновационного развития российской экономики, наличием достаточно эффективных механизмов для решения этих проблем в рамках Программы, в том числе апробированных в рамках предыдущих областных целевых программ и обеспечивающих распространение прогрессивных научно-технических достижений.
Для целей Программы используются следующие понятия:
инновационный цикл - период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования (цепочка «фундаментальные исследования - прикладные исследования - конструкторские разработки - технологическое освоение - маркетинг - производство»);
инфраструктурные организации - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности, обслуживающие и обеспечивающие ее (центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);
кластер - сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных в своей деятельности организаций, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, банков, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных сферах, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу;
комплексный проект трансфера технологий - документация, включающая обоснование экономической целесообразности внедрения инновационной технологии, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оценку экономической эффективности для конкретного потребителя - организации, действующей на территории Самарской области, организационную схему практических действий, бизнес-план, документы по защите интеллектуальной собственности;
технологические платформы - сборка совокупности аспектов и условий инновационной деятельности в целостный функциональный, ролевой, организационный, институциональный, коммуникационный, экономический и социальный механизм;
технопарк - форма территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 14 декабря 2012 г. № 759)
Реализация Программы позволит создать условия для развития инновационной деятельности в Самарской области, повышения конкурентоспособности высокотехнологичных территориально-производственных кластеров на базе внедрения инновационных технологий.