ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2011 года № 486
О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.10.2010 №576 «Об утверждении областной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Самарской области» на 2011-2015 годы»
______________________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу - Постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. № 684
______________________________________________________________________________________________________
В целях совершенствования методов и механизмов стимулирования строительства жилья Правительство Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 29.10.2010 №576 «Об утверждении областной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Самарской области» на 2011-2015 годы» следующие изменения:
в пунктах 2 и 3 слова «министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области» в соответствующем падеже заменить словами «министерство строительства Самарской области» в соответствующем падеже;
в областной целевой программе «Стимулирование развития жилищного строительства в Самарской области» на 2011-2015 годы (далее - Программа):
в паспорте Программы:
слова «министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области» заменить словами «министерство строительства Самарской области»;
раздел «Цели и задачи Программы» дополнить новым абзацем следующего содержания:
«Задача 5. Стимулирование строительства жилья экономкласса путем реализации программ ипотечного жилищного кредитования.»;
в разделе «Важнейшие целевые индикаторы (показатели) Программы»:
абзацы с второго по четвертый изложить в следующей редакции:
«годовой объем ввода жилья, в том числе жилья экономкласса, малоэтажного жилья, многоэтажного жилья;
доля ветхого жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда;
доля аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда»;
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«площадь земельных участков, находящихся в федеральной собственности, вовлеченных в хозяйственный оборот в целях жилищного строительства»;
после абзаца пятнадцатого дополнить новыми абзацами следующего содержания:
«Индикатор задачи 5:
ввод жилья за счет реализации программы по стимулированию кредитования застройщиков, реализующих проекты строительства жилья экономкласса.»;
в тексте Программы:
в разделе 1 «Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа»:
в подразделе 1.1 «Жилищное строительство»:
после абзаца семнадцатого дополнить новыми абзацами следующего содержания:
«В настоящее время острота проблемы обеспеченности жильем многодетных семей определяется низкой доступностью жилья и ипотечных кредитов для данной категории населения.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2011 год) обозначено решение жилищного вопроса многодетных семей как одного из самых принципиальных и важнейших.
Многодетные семьи в вопросе обеспечения жильем относятся к наиболее социально незащищенной категории населения Самарской области. Они не имеют возможности без получения социальной поддержки улучшить жилищные условия, так как не имеют достаточных доходов, в том числе для получения ипотечных жилищных кредитов.
На начало 2011 года, по данным органов местного самоуправления, в Самарской области проживает 12 183 многодетные семьи, в которых воспитываются по трое и более детей в возрасте до 18 лет, при этом 1989 многодетных семей (16,3%) стоят на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Потребность в жилье для указанной категории граждан оценивается в 220 тыс.кв.метров жилья. Указанная потребность может быть решена за счет предоставления на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома или дачи гражданам, имеющим трех и более детей.
В приложении 19 к настоящей Программе представлена информация о количестве многодетных семей в разрезе муниципальных образований в Самарской области.»;
таблицу 6 изложить в следующей редакции:
«Таблица 6
Ежегодные планируемые объёмы ввода жилья в Самарской области
Наименование показателя жилищного строительства | Объем ввода жилья в Самарской области по годам, тыс.кв.метров | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Ввод жилья, всего | 1041,1 | 1326 | 1461 | 1610 | 1780 | 1970 |
В том числе: | ||||||
средне- и многоэтажные здания | 520,5 | 635 | 674 | 712 | 733 | 753 |
малоэтажные здания | 516,4 | 691 | 787 | 898 | 1047 | 1217 |
Индивидуальное жилищное строительство | 374,5 | 584,0 | 645,3 | 718,4 | 815,0 | 912,0»; |
в подразделе 1.5 «Развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов:
абзац третий изложить в следующей редакции:
«В настоящее время в области функционирует 14 предприятий по выпуску штучных стеновых материалов, 21 предприятие по производству сборных железобетонных изделий, 2 завода крупнопанельного домостроения, 4 организации по производству теплоизоляционных материалов, 10 организаций деревянного домостроения.»;
таблицу 10 изложить в следующей редакции:
«Таблица 10
Анализ возможностей производителей основных строительных материалов
№ | Наименование | Производственная мощность на 01.01.2010 | Степень износа, | Объем производства в 2009 году | Степень | Потребность | Планируемая производственная мощность на 01.01.2016 |
1. | Штучные стеновые материалы, всего, млн.штук условного кирпича | 831,9 | 41,0 | 384,8 | 46,3 | 790,0 | 1261,4 |
В том числе: |
|
|
|
|
| ||
керамический | 399,5 | 60-75 | 211,4 | 53,0 | 623,0 | ||
2. | Теплоизоляционные материалы, тыс.куб. метров | 768,0 | 28 | 454,4 | 59,1 | 525,0 | 1078,0 |
3. | Сборный желе-зобетон, тыс.куб. метров | 983,3 | 75 | 241 | 24,5 | 890,0 | 1043,3 |
4. | Изделия крупно-панельного домостроения, тыс.куб. метров | 142,0 | 75 | 60,4 | 42,5 | 200,0 | 452,0»; |
абзац восемнадцатый и девятнадцатый изложить в следующей редакции:
«ОАО «ТЕРМОСТЕПС-МТЛ» в четвертом квартале 2010 года запустило новую линию по производству теплоизоляционных материалов на основе базальтового волокна на итальянском оборудовании мощностью 42 тыс. тонн волокна в год. Продукция новой линии может использоваться при строительстве многоэтажного и малоэтажного жилья, а также в производственном секторе.
ООО «Трейд Инжиниринг» продолжает работу над проектом строительства завода по производству пеностекла на территории городского округа Новокуйбышевск Самарской области мощностью 60 тыс.куб. метров блочного пеностекла в год.»;
абзац двадцать первый изложить в следующей редакции:
«Для обеспечения строительного комплекса Самарской области цементом необходимо строительство нового завода, поскольку существующий завод расположен в природоохранной зоне и не соответствует экологическим требованиям. До этого момента дефицит цемента по мере его возникновения будет восполняться за счет ввозимого сырья.»;
дополнить подразделом 1.7 следующего содержания:
«1.7. Стимулирование строительства жилья экономкласса
В Самарской области созданы основные условия для обеспечения спроса на ипотечное жилищное кредитование: учреждены Самарский областной Фонд жилья и ипотеки и Самарский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе; разработаны и приняты стандарты ипотечного жилищного кредитования; создана система привлечения долгосрочных финансовых ресурсов посредством рефинансирования на вторичном рынке ипотечных кредитов; отработан механизм предоставления государственных гарантий Самарской области, обеспечивающих привлечение инвестиций в систему ипотечного жилищного кредитования; разработана и принята необходимая нормативная правовая база, регламентирующая вопросы в сфере ипотечного жилищного кредитования.
Ипотечное жилищное кредитование характеризуется показателями, обозначенными в таблице 10.1.
Таблица 10.1.
Показатели ипотечного жилищного кредитования в Самарской области
Наименование | Единица измере- | 2005 год | 2006 год | 2007 | 2008 год | 2009 год | 2010 |
Объем задолженности граждан по ипотечным жилищным кредитам, выданным кредитными организациями на приобретение жилья | млн. | 1003,6 | 5821,4 | 16020,6 | 28970,7 | 26507,1 | 27469,4 |
Объем ипотечных жилищных кредитов и займов, выданных за год | млн. рублей | 2095,8 | 9495,2 | 19656,7 | 19825,7 | 4359,1 | 10018,8 |
Количество ипотечных жилищных кредитов и займов, выданных населению за год | штук | 3500 | 9629 | 13638 | 12249 | 4182 | 9889 |
Все это, несмотря на значительное снижение объемов ипотечного жилищного кредитования в Самарской области в 2009 году, позволило уже в 2010 году стабилизировать ситуацию в этой сфере. В частности, по состоянию на 01.01.2011, на территории Самарской области выдано 9889 ипотечных жилищных кредитов на сумму 10018,8 млн. рублей, (объем ипотечного жилищного кредитования в 2,3 раза превышает аналогичные показатели 2009 года).
Вместе с тем доступность ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья на первичном рынке недвижимости по-прежнему ограничена. Ипотечное кредитование населения в данном сегменте банками и другими кредитными организациями осуществляется исключительно под приобретение жилья в тех проектах жилищного строительства, в финансировании которых они принимают участие.
Таким образом, выбор граждан при поиске жилья для приобретения его с помощью ипотечных жилищных кредитов на первичном рынке недвижимости ограничен.»;
раздел 2 «Основные цели и задачи Программы» после абзаца шестого дополнить новым абзацем следующего содержания:
«стимулирование строительства жилья экономкласса путем реализации программ ипотечного жилищного кредитования.»;
в разделе 3 «Целевые индикаторы (показатели), характеризующие ежегодный ход и итоги реализации Программы»:
абзацы с второго по четвертый изложить в следующей редакции:
«годовой объем ввода жилья, в том числе: жилья экономкласса, малоэтажного жилья, многоэтажного жилья;
доля ветхого жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда;
доля аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда.»;
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«площадь земельных участков, находящихся в федеральной собственности, вовлеченных в хозяйственный оборот в целях жилищного строительства.»;
после абзаца пятнадцатого дополнить новыми абзацами следующего содержания:
«Индикатор задачи 5:
ввод жилья за счет реализации программы по стимулированию кредитования застройщиков, реализующих проекты строительства жилья экономкласса»;
в разделе 4 «Перечень программных мероприятий»:
слова «министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области» в соответствующем падеже заменить словами «министерство строительства Самарской области» в соответствующем падеже;
абзац третий изложить в следующей редакции:
«разработка муниципальными образованиями в Самарской области документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;»;
после абзаца одиннадцатого дополнить новыми абзацами следующего содержания:
«оказание поддержки гражданам, имеющим трех и более детей;
стимулирование строительства жилья экономкласса.»;
подраздел 4.2 «Обеспечение жилищного строительства земельными участками» дополнить новым абзацем следующего содержания:
«Планируемый объем ввода жилья в эксплуатацию в 2011 году приведен в приложении 20 к Программе. Ежегодно Программа будет дополняться перечнем объектов, планируемых к вводу в эксплуатацию на текущий и плановый период.»;
подраздел 4.3 «Развитие проектов комплексного освоения территорий, малоэтажного строительства, развития застроенных территорий в целях строительства жилья экономкласса»:
после абзаца десятого дополнить новыми абзацами следующего содержания:
«Включение в Программу проектов в качестве приоритетных для развития жилищного строительства осуществляется по одному или нескольким критериям:
наличие проекта планировки территории, градостроительного плана земельного участка;
наличие правоустанавливающих документов на земельный участок, разрешения на строительство;
ввод жилья в течение периода реализации Программы;
наличие в проекте жилищного строительства квартир (малоэтажных жилых домов), отвечающих стандартам жилья экономкласса, установленным Министерством регионального развития Российской Федерации;
участие в решении задач социально-экономического развития Самарской области, в том числе обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным и региональным законодательством, обеспечение жильем обманутых дольщиков и др.»;
абзацы с двадцатого по сорок пятый признать утратившими силу;
таблицу 11 исключить;
после абзаца девятнадцатого дополнить новыми абзацами следующего содержания:
«Продолжение жилищного строительства в городском округе Самара возможно в рамках развития застроенных территорий, если на такой территории расположены:
многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.»;
абзац сорок шестой изложить в следующей редакции:
«Для решения этого вопроса администрацией городского округа Самара создана необходимая нормативная правовая база и отобрано на аукцион более 50 крупных площадок для развития застроенных территорий в целях жилищного строительства (приложение 11 к Программе). В 2008 году в городе Самаре прошли первые аукционы на заключение договоров о развитии застроенных территорий. Действующим законодательством предусмотрено до заключения договора аренды застроенной территории полное освобождение земельного участка от прав собственности третьих лиц (в том числе расселение граждан из жилых домов в границах всего участка)»;
в подразделе 4.6 «Формирование муниципального жилищного фонда, включая маневренный фонд»:
абзац десятый изложить в следующей редакции:
«Жилые помещения маневренного фонда будут предоставляться временно заемщикам по ипотечным кредитам, которые в результате обращения взыскания лишились права проживания в жилом помещении, гражданам в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств»;
после абзаца десятого дополнить новыми абзацами следующего содержания:
«На территории Самарской области возможность развития арендного рынка жилья и домов, принадлежащих частным владельцам, с квартирами, сдающимися в наем (далее - доходные дома), по аналогии с практикой города Москвы рассматривалась региональными застройщиками в 2000 году, однако для Самарской области данное направление развития рынка недвижимости невостребованно.
Строительство доходных домов без бюджетной поддержки не будет привлекательным для застройщиков, поскольку срок окупаемости таких проектов из-за низких цен сдачи в наем значительно возрастает. Таким образом, нормативными правовыми актами Самарской области необходимо предусматривать особые условия и льготы для застройщиков доходных домов.
Вместе с тем строительство государственных или муниципальных доходных домов поможет решить сразу несколько проблем. Во-первых, нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане получат доступное современное жилье. Оно послужит своеобразным буфером между спросом и предложением на рынке жилья, способным снизить рост цен. Во-вторых, доходные дома смогут успешно конкурировать с частными квартирными хозяевами, сдающими жилье в коммерческий наем.
Также необходимо принимать во внимание положения Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующие обязанность граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги и особые условия для граждан, признанных в установленном порядке малоимущими гражданами, которые освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), занимаемым по договору социального найма.
С учётом анализа опыта развития арендного рынка жилья и доходных домов на территориях других регионов в рамках Программы планируется в период 2011 - 2012 годов провести оценку перспектив данного сегмента для практической реализации в последующие годы.
Введение данного направления на территории Самарской области в условиях выхода строительной отрасли из кризиса является преждевременным и может быть рассмотрено в последующие годы на основе оценки эффективности создания фонда арендного жилья (доходных домов) как отдельного бизнеса, условий его формирования и использования.»;
подраздел 4.7 «Стимулирование деятельности организаций строительной индустрии и промышленности строительных материалов» дополнить абзацами следующего содержания:
«В настоящее время на территории Самарской области производится широкий ассортимент энергоэффективных строительных материалов, к которым относятся утеплители на основе минерального волокна, пенобетоны, композитные материалы. Производство данных материалов растет быстрыми темпами в соответствии с потребностями строительного комплекса. Также внедряется ряд инновационных энергоэффективных технологий, к которым относятся каркасно-панельное деревянное домостроение, применение термопрофилей, установка несъемной опалубки из пенополистирола.
Применение энергоэффективных технологий и строительных материалов будет способствовать:
уменьшению стоимости строительства по сравнению с традиционными технологиями (применение энергоэффективных материалов позволяет существенно уменьшить стоимость фундаментов и несущих конструкций);
уменьшению сроков строительства вследствие переноса трудоемких строительных процессов со стройплощадки на предприятия стройиндустрии (устройство стеновых конструкций, теплоизоляция);
увеличению сроков службы конструкций и снижению стоимости эксплуатационных расходов, что повлечет за собой увеличение темпов строительства.»;
подраздел 4.9 «Снижение административных барьеров в строительстве» изложить в следующей редакции:
«4.9. Снижение административных барьеров в строительстве
Организационные мероприятия Программы включают:
создание межведомственной комиссии под председательством вице-губернатора - первого заместителя председателя Правительства Самарской области по рассмотрению проблем подключения объектов капитального строительства к системам инфраструктуры и электрическим сетям, включая вопросы предупреждения и устранения злоупотреблений организаций коммунального комплекса и электросетевых компаний доминирующим положением на рынке;
разработка и принятие административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере жилищного строительства, связанных в том числе с выдачей разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, предоставлением земельных участков для индивидуального жилищного строительства, земельных участков для жилищного строительства;
поэтапный в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами перевод государственных и муниципальных услуг в сфере строительства в электронный вид;
осуществление контроля за предоставлением государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными регламентами;
размещение на официальных сайтах в сети Интернет информации о наличии земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, права на которые зарегистрированы, для целей строительства жилья;
оказание финансовой, организационной и методической поддержки органам местного самоуправления в создании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
оказание содействия в создании на территории Самарской области государственной географической информационной системы территориального планирования;
оптимизация процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства жилья;
совершенствование порядка проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В Самарской области существует необходимая нормативная правовая база по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде, включающая:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 №1555-р «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде»;
постановление Правительства Самарской области от 17.02.2010 №52 «Об утверждении Реестра государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Самарской области и подведомственными им организациями»;
постановление Губернатора Самарской области от 03.06.2010 №38 «Об утверждении плана перехода на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг в Самарской области»;
постановление Правительства Самарской области от 09.06.2010 №233 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2010 году Концепции развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года»;
постановление Правительства Самарской области от 27.10.2010 №522 «Об утверждении Перечня мероприятий на 2011 год по реализации Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Самарской области на 2010-2012 годы».»;
дополнить подразделом 4.10 следующего содержания: