Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2011 года № 402

Об утверждении Программы развития торговли в Самарской области на 2012 - 2015 годы

 

______________________________________________________________________________________________________

Постановление утратило силу - Постановление Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 г. № 699

______________________________________________________________________________________________________

       В соответствии со статьей 7 Закона Самарской области «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области» Правительство Самарской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития торговли в Самарской области на 2012 - 2015 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (Хасаева).
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор - председатель Правительства Самарской области
 В.В. Артяков

Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 11.08.2011 №402

Программа развития торговли в Самарской области на 2012-2015 годы
(далее - Программа)

Паспорт программы

 НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

-

Программа развития торговли в Самарской области на 2012-2015 годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ

-

поручение и.о. Губернатора Самарской области Бендусова А.И. от 15.02.2011

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ

-

министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

-

основной целью Программы является создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары.
Задачи Программы:
формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Самарской области;
повышение экономической доступности товаров для населения Самарской области;
совершенствование государственного регулирования торговой деятельности в Самарской области

СРОК И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

срок реализации Программы: 2012-2015 годы. Программа реализуется в один этап

ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ

-

в качестве важнейших целевых индикаторов выполнения Программы рассматриваются:
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов во всех муниципальных образованиях в Самарской области;
рост оборота оптовой торговли в Самарской области;
рост оборота розничной торговли в Самарской области;
рост оборота розничной торговли на душу населения в Самарской области;
утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов во всех муниципальных образованиях в Самарской области

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

-

ресурсное обеспечение реализации программных мероприятий осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности государственного заказчика и исполнителей Программы в установленном порядке на соответствующий финансовый год

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

критерием оценки эффективности реализации Программы является степень достижения основных целевых индикаторов Программы

СИСТЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик - министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

1. Характеристика проблемы развития торговли в Самарской области


     Торговля является одной из важнейших составляющих экономики и оказывает значительное влияние на качество жизни населения.
     Сектор торговли является конечным звеном в цепи поставок товара от производителя к потребителю. От эффективности организации торговой деятельности (географической доступности товаров для населения, минимизации издержек системы торговли, оптимизации процесса продаж в торговых точках) напрямую зависит объем продаж производителей товаров. Развитие сектора торговли определяет долю местных товаров в ассортименте торговых предприятий, что напрямую влияет на величину валового регионального продукта.
     Так, вклад от коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг в экономику Самарской области стабильно высок. По статистическим данным, в 2009 году он составил 14,4 % валового регионального продукта.
     В то же время сектор торговли во многом формирует активный предпринимательский класс, что важно для диверсификации экономики и ее устойчивого роста в долгосрочной перспективе.
     Большинство актуальных проблем развития торговли являются общими для всех регионов, они сформулированы в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31.03.2011 № 422.
     К ним относятся:
     недостаточная эффективность государственного регулирования;
     недостаточный уровень развития инфраструктуры (недостаток торговых и складских объектов, высокая стоимость покупки и аренды объектов недвижимости и земли, высокая стоимость проведения работ по обеспечению инженерными коммуникациями, недостаток торговой и транспортной инфраструктуры на удаленных территориях, слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли, недостаточный уровень развития кооперации и т.д.);
     низкая квалификация и недостаток кадров на всех уровнях;
     недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.
     Низкий уровень использования современных технологий обуславливает существенное отставание российского сектора торговли от сектора торговли развитых стран по уровню эффективности в 5 и более раз.
     В целях решения этих проблем в настоящее время ведется активная работа как на федеральном, так и на региональном уровнях: формируется новая нормативная правовая база в сфере регулирования потребительского рынка, разрабатываются стратегии и программы развития торговли, отрабатываются правоприменительные механизмы.
     Самарская область на протяжении последних лет занимала ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации и лидировала в Приволжском федеральном округе по основным показателям развития сферы торговли, однако современное социально-экономическое положение Самарской области свидетельствует о наличии некоторых негативных тенденций, в том числе касающихся сектора торговли.
     Самарская область, являясь промышленно развитым регионом с преобладанием в структуре экономики обрабатывающих производств, в большей степени испытывала влияние мирового финансового кризиса 2008-2010 годов. Резкое снижение объемов производства легковых автомобилей, доля продаж которых занимала порядка 11 % от оборота розничной торговли в Самарской области, недостаточная степень развития инфраструктуры торговли (недостаток логистических центров, складских помещений, низкое качество автомобильных дорог местного значения и т.д.) особенно в сельских районах области, спад потребительского спроса - реальные причины снижения объемов торговли в Самарской области.


Таблица 1

Годы

Оборот розничной торговли в Самарской области

всего, тыс.рублей

в процентах по отношению к предыдущему году (округленно)

2005

225857

114

2006

262912

109

2007

312219

111

2008

387217

111

2009

388484

92

2010

422237

103

     По данным статистики, в последние годы снижается рейтинг Самарской области, в том числе по обороту розничной торговли. В кризисном 2009 году наблюдалось значительное сокращение физического объема розничного товарооборота, его величина за год составила всего 92,0 % по отношению к предыдущему 2008 году. Потребительский спрос переориентировался в сторону продовольственных товаров и недорогих непродовольственных товаров.


Таблица 2

Наименование
показателя

Рейтинг Самарской области по годам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Оборот розничной торговли (ОРТ), млрд. рублей

225,9

262,9

312,2

387,2

388,5

422,2

Темп роста ОРТ, %

113,7

108,5

111,1

110,9

91,8

103,0

Позиция Самарской области среди субъектов Российской Федерации

6

7

9

9

10

10

Позиция Самарской области среди субъектов Приволжского федерального округа

1

1

2

2

3

3
(после
республик Башкортостан и Татарстан)


Одновременно происходит сокращение оборота оптовой торговли в Самарской области.


Таблица 3

Наименование показателя

Оборот оптовой торговли
в Самарской области по годам

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Оборот оптовой торговли (ООТ), млрд. рублей

490,9

582,4

666,1

755,1

568,9

661,6

Темп роста ООТ, %

103,4

108,1

106,6

105,6

 72,5

116,3


     Необходимо отметить и неравномерность обеспеченности населения Самарской области торговыми площадями в различных муниципальных образованиях.
     В соответствии с действующим законодательством перед каждым муниципальным образованием стоит задача достижения минимальной обеспеченности населения торговыми площадями согласно нормативам, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     В настоящее время Правительством Самарской области указанные нормативы утверждены для всех городских округов и муниципальных районов области, их достижение позволит повысить равномерность и эффективность обеспеченности населения региона торговыми площадями.
     В Самарской области отмечается недостаточное количество магазинов современного формата торговли(1).
_________________________
     (1)Магазин современного формата торговли - магазин самообслуживания площадью более 400 кв.м, предлагающий широкий ассортимент, имеющий один или более прилавков свежей продукции и предлагающий дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, парковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий и др.). В мировой практике к магазинам современного формата торговли относят гипермаркеты, супермаркеты, магазины «Кэш & Керри», дискаунтеры (Методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли, утвержденные приказом Минпромторга России от 28 июля 2010 года № 637).

     Несмотря на то, что структура каналов реализации потребительских товаров в последние годы меняется в сторону предпочтения современных форматов и удаленных каналов продаж (интернет-торговля, торговля через каталоги, вендинговые автоматы, телемагазины), отставание по этим показателям от уровня торгового обслуживания развитых стран еще велико. Например, доля современных форматов торговли в общем объеме торговли продовольственными товарами в наиболее развитых странах превосходит 70%, в России составляет около 35% от общего объема продовольственной розницы (по данным за 2008 год).
     По данным статистики, объем продаж посредством сетевой торговли в Российской Федерации в 2008 году составил 26,8 %, в Самарской области - 18,3 % от оборота розничной торговли торгующих организаций.
     Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к невысокому уровню конкуренции, снижению качества обслуживания населения, более узкому ассортименту, неполной прозрачности сектора и, соответственно, низкой собираемости налогов. Особого внимания требует сектор оптовой торговли, преимущественно представленный организациями, работающими в сфере дистрибуции и логистики. Оптовые организации выполняют важнейшую функцию с точки зрения организации торговых процессов, так как они агрегируют различные товары широкого спектра производителей, зачастую находящихся в различных регионах и даже странах, и формируют специализированные ассортиментные партии для отдельных торговых точек. Без услуг сектора оптовой торговли многие розничные торговые организации лишились бы существенной доли своего ассортимента, так как не смогли бы напрямую сотрудничать с рядом крупных производителей.
     Сектор оптовой торговли в Самарской области в настоящее время представлен значительным количеством относительно небольших компаний и характеризуется низкой консолидацией. В связи с этим крупные розничные сети самостоятельно организуют в рамках своих компаний дистрибуторские подразделения, обслуживающие зачастую не только точки продаж материнской компании, но и торговые объекты других, более мелких розничных сетей. В целом организация оптового звена не структурирована.
     Изменившаяся экономическая ситуация в стране требует новых подходов к организации торговой деятельности, к формированию и реализации государственной политики в сфере потребительского рынка. Проблема развития торговли требует комплексного подхода к её решению в рамках Программы.
     Использование программно-целевого метода позволит увязать достижение стратегических целей Программы с приоритетами социально-экономического развития Самарской области.

2. Основная цель и задачи Программы, сроки и этапы её реализации

          Основной целью Программы является создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары.
     Сектор торговли в Самарской области при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности предоставляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития, которые связаны с увеличением доли современных форматов торговли, увеличением общего количества торговых площадей, повышением консолидации отрасли и уровня конкуренции между торговыми компаниями. Реализация этих возможностей приведет к ряду положительных эффектов для экономики и населения области: росту географической и ценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле, росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту занятости и зарплат, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров и др.
     Программа направлена на развитие эффективной товаропроводящей системы, обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая и ценовая доступность товаров, услуг торговли).
     Для достижения цели Программы предполагается решение следующих задач:
     формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Самарской области;
     повышение экономической доступности товаров для населения Самарской области;
     повышение эффективности государственного регулирования торговли.
     Решение задач для достижения цели Программы осуществляется посредством реализации программных мероприятий.
     Решение задачи по формированию современной инфраструктуры розничной торговли и повышению территориальной доступности торговых объектов для населения Самарской области обеспечивается за счет:
     проведения мониторинга обеспеченности населения Самарской области торговыми площадями и объектами логистической инфраструктуры с выявлением проблемных зон;
     формирования торгового реестра Самарской области, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров, и о состоянии торговли на территории Самарской области;
     развития современных форматов торговли, повышения уровня конкуренции между торговыми компаниями;
     разработки и утверждения на муниципальном уровне схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов с целью упорядочения размещения объектов мелкорозничной сети;
     упорядочения торговли на розничных рынках, реконструкции и преобразования их в современные торгово-сервисные комплексы, поэтапного перевода розничных рынков в стационарные торговые объекты (капитальные здания, строения, сооружения);
     развития инфраструктуры оптовой торговли и логистического обслуживания;
     развития новых элементов инфраструктуры торговли, в том числе различных форм торговли (электронные биржи, интернет-магазины, дистанционная торговля и т.д.).
     Решение задачи по повышению экономической доступности товаров для населения Самарской области обеспечивается за счет:
     развития межрегионального сотрудничества;
     создания системы мониторинга отрасли, позволяющей отслеживать динамику и анализировать цены по группам товаров в различных типах торговых объектов, товарооборот, удовлетворенность населения качеством и безопасностью товаров, качеством торгового обслуживания, обеспеченность торговыми площадями;
     стимулирования деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности, ярмарок и т.п.;
     развития сети ярмарок выходного дня, иных торговых мероприятий по реализации сельхозпродукции, произведенной фермерами, садоводами-огородниками и иными сельхозтоваропроизводителями;
     содействия расширению практики использования социальных дисконтных программ в деятельности сетевых торговых организаций.
     Решение задачи по повышению эффективности государственного регулирования торговли обеспечивается за счет:
     реализации государственной политики в области торговой деятельности в Самарской области в рамках Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Закона Самарской области «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области»;
     создания и поддержки функционирования системы государственного информационного обеспечения в Самарской области;
     совершенствования нормативно-правового обеспечения в сфере торговой деятельности на территории Самарской области;
     содействия повышению занятости населения и кадровому обеспечению отрасли, организации конкурсов профессионального мастерства, конкурсов на лучшую организацию торговли;
     организации взаимодействия с общественными организациями в сфере потребительского рынка.
     Срок реализации Программы - 2012-2015 годы.
     Программа реализуется в один этап.
     Достижение цели Программы планируется в 2015 году.

3. Целевые индикаторы, характеризующие ежегодный ход и итоги реализации Программы

     Критерием оценки эффективности реализации Программы является степень достижения целевых индикаторов.
     В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в числе основных индикаторов, характеризующих ожидаемые результаты Программы:
     достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов во всех муниципальных образованиях Самарской области;
     рост оборота оптовой торговли в Самарской области;
     рост оборота розничной торговли в Самарской области;
     рост оборота розничной торговли на душу населения в Самарской области;
     утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов во всех муниципальных образованиях Самарской области.
     Ожидаемые результаты реализации Программы представлены в таблице 4.


Таблица 4

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»