ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 12 июля 2011 года № 205-р

Об утверждении Комплекса мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области

        В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 №436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования», распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2011 №1064-р о распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования на 2011 год:

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области (далее - Комплекс мер).
2. Министерству образования и науки Самарской области (Овчинникову):
        утвердить план реализации Комплекса мер в образовательных учреждениях Самарской области;
        обеспечить реализацию Комплекса мер;
        ежеквартально информировать Правительство Самарской области о ходе реализации Комплекса мер.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министерство образования и науки Самарской области (Овчинникова).
4. Опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.

И.о. Губернатора - председателя Правительства Самарской области
 А.П. Нефёдов

Утвержден
распоряжением Правительства Самарской области
от 12.07.2011 №205-р

Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области

1. Характеристика проблем, на решение которых направлен Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области


     В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, отмечено, что в середине прошлого десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
     Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
     Эта позиция нашла своё отражение и в Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2020 года, в которой в качестве стратегических векторов развития региона определены развитие человеческого капитала и обеспечение экономического роста. При этом нашей губернии в долгосрочной перспективе требуется занять передовые позиции среди субъектов Российской Федерации - войти в число пяти российских регионов нестоличного статуса с наибольшим уровнем валового регионального продукта на душу населения.
     Очевидно, что данный результат не может быть достигнут без соответствующих изменений в отрасли «Образование» в целом и в системе общего образования в частности. В то же время нельзя не отметить ряд значимых шагов в направлении развития региональной системы образования, сделанных в последние годы:
     обеспечено нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений (Нормативное подушевое финансирование в образовательных учреждениях Самарской области введено в 1998 году. Норматив бюджетного финансирования ежегодно утверждается законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);
     реализована модель персонифицированного механизма повышения квалификации работников образования (приказ министерства образования и науки Самарской области от 01.03.2011 № 26-од «Об утверждении Методики расчета стоимости Именного образовательного чека на повышение квалификации работника образования, основанной на должностных окладах педагогических работников, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 431 «Об оплате труда работников подведомственных министерству образования и науки Самарской области образовательных учреждений и учреждений, созданных для реализации отдельных функций государственного управления в сфере образования и науки, и утверждении методик расчета норматива бюджетного финансирования на одного обучающегося (воспитанника)»);
     внедрена отраслевая система оплаты труда, ориентированная на результат (постановление Правительства Самарской области от 01.06.2006 № 60 «О проведении в 2006 году эксперимента по апробации новых механизмов оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и муниципальных общеобразовательных учреждений и введении с 1 сентября 2007 года системы оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и муниципальных общеобразовательных учреждений, отличной от Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Самарской области»);
     успешно реализованы или находятся в процессе реализации ряд федеральных программ и проектов (проект «Реформа системы образования», комплексный проект модернизации образования, создание модели управления образованием на основе образовательных округов, приоритетный национальный проект «Образование» и другие);
     успешно реализуются меры по привлечению молодых педагогов к работе в образовательных учреждениях (постановление Правительства Самарской области от 29.10.2010 № 570 «О мерах социальной поддержки выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям»);
     успешно реализуются мероприятия, направленные на развитие сети образовательных учреждений. Территориальными управлениями министерства образования и науки Самарской области совместно с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов разработаны программы оптимизации сети образовательных учреждений.
     Модернизация материально-технической базы образовательных учреждений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 № 352 «О восстановлении эксплуатационных показателей зданий муниципальных общеобразовательных учреждений в Самарской области в 2009-2011 годах», предусматривающим предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Самарской области на капитальный ремонт общеобразовательных учреждений.
     Между тем дальнейшая модернизация общего образования требует масштабных системных изменений, в связи с чем необходимо решить комплекс проблем:
     недостаточный охват педагогических и управленческих кадров мероприятиями, обеспечивающими повышение их квалификации для реализации федерального государственного стандарта общего образования;
     низкий социальный статус учителя вследствие неконкурентоспособного уровня оплаты труда;
     недостаточное развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
     низкая динамика кадрового обновления в системе образования.
     Устранению вышеуказанных проблем в значительной степени будет способствовать реализация Комплекса мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области (далее - Комплекс мер).

2. Цель и задачи Комплекса мер


     Целью Комплекса мер является повышение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Самарской области.
     Достижение указанной цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
     модернизация материально-технической базы образовательных учреждений;
     увеличение заработной платы учителей, доведение её до средней заработной платы по экономике региона;
     развитие кадрового потенциала посредством совершенствования механизмов аттестации и повышения квалификации работников образования, а также реализация мер по привлечению молодых педагогов к работе в образовательных учреждениях;
     развитие сети образовательных учреждений.
     Следует отметить, что решение задачи, направленной на увеличение заработной платы учителей, доведение её до средней заработной платы по экономике региона, будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26.05.2011 № 203 «О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 27.10.2010 № 508 «О повышении заработной платы работников бюджетной сферы», согласно которому с 1 сентября 2011 года размер оплаты педагогам за один академический час увеличивается на 30 %.
     Решение задачи, направленной на развитие кадрового потенциала посредством совершенствования механизмов аттестации и повышения квалификации работников образования, а также реализацию мер по привлечению молодых педагогов к работе в образовательных учреждениях, будет осуществляться в рамках бюджетных ассигнований, выделенных министерству образования и науки Самарской области.
     Также в рамках Комплекса мер предполагается организовать информационно-разъяснительную кампанию по вопросам изменений пенсионного законодательства в целях привлечения учителей к участию в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии.
     Задача развития сети образовательных учреждений будет решаться в рамках реализуемых программ оптимизации сети образовательных учреждений, в результате чего ожидается не только повышение доступности качественного общего образования, но и достижение более высокой эффективности использования бюджетных средств.
     Одной из наиболее актуальных задач, направленных на достижение вышеобозначенной цели, является модернизация материально-технической базы образовательных учреждений, требующей регулярного усовершенствования и обновления. Данную задачу Самарская область планирует решить с использованием субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Самарской области.

3. Описание механизмов управления реализацией Комплекса мер

     Реализация Комплекса мер:
     осуществляется за счёт средств областного бюджета, предусмотренных министерству образования и науки Самарской области на 2011 год в установленном порядке, с привлечением средств федерального бюджета на основании Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Самарской области о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области на модернизацию региональной системы общего образования;
     не приведет к возникновению новых (увеличению объема действующих) расходных обязательств Самарской области, не потребует выделения дополнительных средств из областного бюджета и не повлечет внесения изменений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
     Министерство образования и науки Самарской области осуществляет координацию и мониторинг хода выполнения Комплекса мер, определяет формы и методы организации управления его реализацией.
     Министерство образования и науки Самарской области в срок до 15 января 2012 года подготавливает информацию об итогах реализации Комплекса мер в 2011 году для рассмотрения на заседании Правительства Самарской области.
     Организационная схема реализации Комплекса мер представлена в таблице 1.


Таблица 1

Организационная схема реализации Комплекса мер в 2011 году


п/п

Наименование
мероприятия

Срок выполнения

Ответственный исполнитель

Вид документа, регламентирующего реализацию мероприятия

1.     

Создание совета по реализации Комплекса мер

Июль

Министерство образования и науки Самарской области (далее - министерство)

Нормативный правовой акт министерства

2.     

Определение организации - оператора Комплекса мер

Июль

Министерство

Правовой акт министерства

3.     

Оптимизация структуры образовательной сети в соответствии с территориальными программами оптимизации сети образовательных учреждений

Июль-декабрь

Органы местного самоуправления (по согласованию),
территориальные управления министерства

Территориальные программы оптимизации сети образовательных учреждений,
нормативные правовые акты органов местного самоуправления

4.     

Организация и проведение мероприятий, обеспечивающих повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по вопросам внедрения нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Июль-декабрь

Министерство, учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарской области (по согласованию)

Программы мероприятий повышения квалификации

5.     

Организация и проведение аттестации педагогических работников Самарской области в новой форме

Июль-декабрь

Министерство

План-график проведения аттестации

6.     

Реализация мер по привлечению молодых педагогов к работе в образовательных учреждениях

Июль-декабрь

Министерство

Договоры, заключенные между министерством и выпускниками образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям,
договоры, заключенные между образовательными учреждениями и выпускниками образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям

7.     

Проведение информационно-разъяснительной кампании по вопросам изменений пенсионного законодательства

Июль-декабрь

Министерство

Методические рекомендации

8.     

Закупка и передача в общеобразова-тельные учреждения Самарской области учебно-лабораторного и компьютерного оборудования

Июль-декабрь

Министерство

План-график закупок

9.     

Закупка и передача в общеобразова-тельные учреждения Самарской области оборудования для школьных столовых

Июль-декабрь

Министерство

План-график закупок

10.     

Закупка и поставка в образовательные учреждения Самарской области транспортных средств для перевозки обучающихся

Июль-декабрь

Министерство

План-график закупок

11.     

Обсуждение положений Комплекса мер на августовских педагогических совещаниях
(наряду с законопроектом «Об образовании в Российской Федерации»)

Август

Министерство

План обсуждений

12.     

Развитие системы доступа образовательных учреждений к сети Интернет

Август-декабрь

Министерство

Договоры, заключенные между образовательными учреждениями и поставщиками услуг по обеспечению доступа образовательных учреждений к сети Интернет

13.     

Организация и проведение мероприятий, обеспечивающих повышение квалификации работников образовательных учреждений по вопросам развития автоматизированной системы управления региональной системой образования

Сентябрь-декабрь

Министерство

Программы мероприятий повышения квалификации

14.     

Разработка (корректировка) территориальных программ оптимизации сети образовательных учреждений на 2012 и 2013 годы

Октябрь-декабрь

Органы местного самоуправления (по согласованию);
территориальные управления министерства

Территориальные программы оптимизации сети образовательных учреждений

15.     

Подготовка и представление в Минобрнауки России отчёта о реализации Комплекса мер

Декабрь

Министерство

Отчет о реализации Комплекса мер за 2011 год

4. Ожидаемые результаты реализации Комплекса мер


     Основные ожидаемые результаты реализации Комплекса мер заключаются в:
     повышении социального статуса учителя посредством увеличения заработной платы и доведения её до средней заработной платы по экономике региона;
     повышении охвата детей, обучающихся в современных условиях, посредством модернизации материально-технической базы образовательных учреждений и развития сети образовательных учреждений;
     развитии кадрового потенциала отрасли «Образование».
     Ожидаемые значения показателей реализации Комплекса мер приведены в таблице 2.

Таблица 2


Ожидаемые значения показателей реализации Комплекса мер в 2011 году

№ п/п

Наименование показателя результативности реализации
Комплекса мер

Значение показателя
результативности

III квартал

IV квартал

1.

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Самарской области за IV квартал 2011 г. и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Самарской области за I квартал 2011 г. (проценты)

100

100

2.

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)

10

10

2.1.

Начальное общее образование (проценты)

27

27

2.2.

Основное общее образование (проценты)

2.3.

Среднее (полное) общее образование (проценты)

3.

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)

5

18

4.

Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты)

50

80

5.

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)

3

3

6.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

положительная

положительная


В результате реализации Комплекса мер должно быть обеспечено комплексное развитие региональной системы общего образования.

Перечень мероприятий Комплекса мер представлен в приложении.

План реализации Комплекса мер в образовательных учреждениях Самарской области утверждается министерством образования и науки Самарской области.

Приложение
к Комплексу мер по модернизации в 2011 году общего
 образования Самарской области

Перечень мероприятий Комплекса мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области*

     

№ п/п

Направление расходования средств, наименование вида расходов

Объемы финансирования, тыс. рублей

Всего

из феде-рального бюджета

из област-ного бюджета

1.

Приобретение оборудования, всего
В том числе:

531285,0

300659

230626

1.1.

Учебно-лабораторное оборудование

218734,3

218734,3

 

1.2.

Учебно-производственное оборудование

 

 

 

1.3.

Спортивное оборудование

 

 

 

1.4.

Компьютерное оборудование

247550,7

16924,7

230626

1.5.

Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся

 

 

 

1.6.

Оборудование для школьных столовых

65000

65000

 

2.

Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся

36305

 

36305

3.

Пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений

 

 

 

4.

Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)

 

 

 

5.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей

 

 

 

6.

Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, всего
В том числе

 

 

 

6.1.

Увеличение пропускной способности каналов связи и оплата интернет-трафика

 

 

 

6.2.

Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов

 

 

 

7.

Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования

 

 

 


     _____________________________
*Реализация мероприятий не приведет к возникновению новых (увеличению объема действующих) расходных обязательств Самарской области, не потребует выделения дополнительных средств из областного бюджета и не повлечет внесения изменений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»