ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
12 июля 2011 года № 205-р
Об утверждении Комплекса мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 №436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования», распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2011 №1064-р о распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования на 2011 год:
1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области (далее - Комплекс мер).
2. Министерству образования и науки Самарской области (Овчинникову):
утвердить план реализации Комплекса мер в образовательных учреждениях Самарской области;
обеспечить реализацию Комплекса мер;
ежеквартально информировать Правительство Самарской области о ходе реализации Комплекса мер.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министерство образования и науки Самарской области (Овчинникова).
4. Опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
И.о. Губернатора - председателя Правительства Самарской области
А.П. Нефёдов
Утвержден
распоряжением Правительства Самарской области
от 12.07.2011 №205-р
Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области
1. Характеристика проблем, на решение которых направлен Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, отмечено, что в середине прошлого десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Эта позиция нашла своё отражение и в Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2020 года, в которой в качестве стратегических векторов развития региона определены развитие человеческого капитала и обеспечение экономического роста. При этом нашей губернии в долгосрочной перспективе требуется занять передовые позиции среди субъектов Российской Федерации - войти в число пяти российских регионов нестоличного статуса с наибольшим уровнем валового регионального продукта на душу населения.
Очевидно, что данный результат не может быть достигнут без соответствующих изменений в отрасли «Образование» в целом и в системе общего образования в частности. В то же время нельзя не отметить ряд значимых шагов в направлении развития региональной системы образования, сделанных в последние годы:
обеспечено нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений (Нормативное подушевое финансирование в образовательных учреждениях Самарской области введено в 1998 году. Норматив бюджетного финансирования ежегодно утверждается законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);
реализована модель персонифицированного механизма повышения квалификации работников образования (приказ министерства образования и науки Самарской области от 01.03.2011 № 26-од «Об утверждении Методики расчета стоимости Именного образовательного чека на повышение квалификации работника образования, основанной на должностных окладах педагогических работников, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 431 «Об оплате труда работников подведомственных министерству образования и науки Самарской области образовательных учреждений и учреждений, созданных для реализации отдельных функций государственного управления в сфере образования и науки, и утверждении методик расчета норматива бюджетного финансирования на одного обучающегося (воспитанника)»);
внедрена отраслевая система оплаты труда, ориентированная на результат (постановление Правительства Самарской области от 01.06.2006 № 60 «О проведении в 2006 году эксперимента по апробации новых механизмов оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и муниципальных общеобразовательных учреждений и введении с 1 сентября 2007 года системы оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и муниципальных общеобразовательных учреждений, отличной от Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Самарской области»);
успешно реализованы или находятся в процессе реализации ряд федеральных программ и проектов (проект «Реформа системы образования», комплексный проект модернизации образования, создание модели управления образованием на основе образовательных округов, приоритетный национальный проект «Образование» и другие);
успешно реализуются меры по привлечению молодых педагогов к работе в образовательных учреждениях (постановление Правительства Самарской области от 29.10.2010 № 570 «О мерах социальной поддержки выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям»);
успешно реализуются мероприятия, направленные на развитие сети образовательных учреждений. Территориальными управлениями министерства образования и науки Самарской области совместно с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов разработаны программы оптимизации сети образовательных учреждений.
Модернизация материально-технической базы образовательных учреждений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 № 352 «О восстановлении эксплуатационных показателей зданий муниципальных общеобразовательных учреждений в Самарской области в 2009-2011 годах», предусматривающим предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Самарской области на капитальный ремонт общеобразовательных учреждений.
Между тем дальнейшая модернизация общего образования требует масштабных системных изменений, в связи с чем необходимо решить комплекс проблем:
недостаточный охват педагогических и управленческих кадров мероприятиями, обеспечивающими повышение их квалификации для реализации федерального государственного стандарта общего образования;
низкий социальный статус учителя вследствие неконкурентоспособного уровня оплаты труда;
недостаточное развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
низкая динамика кадрового обновления в системе образования.
Устранению вышеуказанных проблем в значительной степени будет способствовать реализация Комплекса мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области (далее - Комплекс мер).
2. Цель и задачи Комплекса мер
Целью Комплекса мер является повышение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Самарской области.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
модернизация материально-технической базы образовательных учреждений;
увеличение заработной платы учителей, доведение её до средней заработной платы по экономике региона;
развитие кадрового потенциала посредством совершенствования механизмов аттестации и повышения квалификации работников образования, а также реализация мер по привлечению молодых педагогов к работе в образовательных учреждениях;
развитие сети образовательных учреждений.
Следует отметить, что решение задачи, направленной на увеличение заработной платы учителей, доведение её до средней заработной платы по экономике региона, будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26.05.2011 № 203 «О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 27.10.2010 № 508 «О повышении заработной платы работников бюджетной сферы», согласно которому с 1 сентября 2011 года размер оплаты педагогам за один академический час увеличивается на 30 %.
Решение задачи, направленной на развитие кадрового потенциала посредством совершенствования механизмов аттестации и повышения квалификации работников образования, а также реализацию мер по привлечению молодых педагогов к работе в образовательных учреждениях, будет осуществляться в рамках бюджетных ассигнований, выделенных министерству образования и науки Самарской области.
Также в рамках Комплекса мер предполагается организовать информационно-разъяснительную кампанию по вопросам изменений пенсионного законодательства в целях привлечения учителей к участию в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии.
Задача развития сети образовательных учреждений будет решаться в рамках реализуемых программ оптимизации сети образовательных учреждений, в результате чего ожидается не только повышение доступности качественного общего образования, но и достижение более высокой эффективности использования бюджетных средств.
Одной из наиболее актуальных задач, направленных на достижение вышеобозначенной цели, является модернизация материально-технической базы образовательных учреждений, требующей регулярного усовершенствования и обновления. Данную задачу Самарская область планирует решить с использованием субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Самарской области.
3. Описание механизмов управления реализацией Комплекса мер
Реализация Комплекса мер:
осуществляется за счёт средств областного бюджета, предусмотренных министерству образования и науки Самарской области на 2011 год в установленном порядке, с привлечением средств федерального бюджета на основании Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Самарской области о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области на модернизацию региональной системы общего образования;
не приведет к возникновению новых (увеличению объема действующих) расходных обязательств Самарской области, не потребует выделения дополнительных средств из областного бюджета и не повлечет внесения изменений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Министерство образования и науки Самарской области осуществляет координацию и мониторинг хода выполнения Комплекса мер, определяет формы и методы организации управления его реализацией.
Министерство образования и науки Самарской области в срок до 15 января 2012 года подготавливает информацию об итогах реализации Комплекса мер в 2011 году для рассмотрения на заседании Правительства Самарской области.
Организационная схема реализации Комплекса мер представлена в таблице 1.
Таблица 1
Организационная схема реализации Комплекса мер в 2011 году
№ | Наименование | Срок выполнения | Ответственный исполнитель | Вид документа, регламентирующего реализацию мероприятия |
1. | Создание совета по реализации Комплекса мер | Июль | Министерство образования и науки Самарской области (далее - министерство) | Нормативный правовой акт министерства |
2. | Определение организации - оператора Комплекса мер | Июль | Министерство | Правовой акт министерства |
3. | Оптимизация структуры образовательной сети в соответствии с территориальными программами оптимизации сети образовательных учреждений | Июль-декабрь | Органы местного самоуправления (по согласованию), | Территориальные программы оптимизации сети образовательных учреждений, |
4. | Организация и проведение мероприятий, обеспечивающих повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по вопросам внедрения нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования | Июль-декабрь | Министерство, учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарской области (по согласованию) | Программы мероприятий повышения квалификации |
5. | Организация и проведение аттестации педагогических работников Самарской области в новой форме | Июль-декабрь | Министерство | План-график проведения аттестации |
6. | Реализация мер по привлечению молодых педагогов к работе в образовательных учреждениях | Июль-декабрь | Министерство | Договоры, заключенные между министерством и выпускниками образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям, |
7. | Проведение информационно-разъяснительной кампании по вопросам изменений пенсионного законодательства | Июль-декабрь | Министерство | Методические рекомендации |
8. | Закупка и передача в общеобразова-тельные учреждения Самарской области учебно-лабораторного и компьютерного оборудования | Июль-декабрь | Министерство | План-график закупок |
9. | Закупка и передача в общеобразова-тельные учреждения Самарской области оборудования для школьных столовых | Июль-декабрь | Министерство | План-график закупок |
10. | Закупка и поставка в образовательные учреждения Самарской области транспортных средств для перевозки обучающихся | Июль-декабрь | Министерство | План-график закупок |
11. | Обсуждение положений Комплекса мер на августовских педагогических совещаниях | Август | Министерство | План обсуждений |
12. | Развитие системы доступа образовательных учреждений к сети Интернет | Август-декабрь | Министерство | Договоры, заключенные между образовательными учреждениями и поставщиками услуг по обеспечению доступа образовательных учреждений к сети Интернет |
13. | Организация и проведение мероприятий, обеспечивающих повышение квалификации работников образовательных учреждений по вопросам развития автоматизированной системы управления региональной системой образования | Сентябрь-декабрь | Министерство | Программы мероприятий повышения квалификации |
14. | Разработка (корректировка) территориальных программ оптимизации сети образовательных учреждений на 2012 и 2013 годы | Октябрь-декабрь | Органы местного самоуправления (по согласованию); | Территориальные программы оптимизации сети образовательных учреждений |
15. | Подготовка и представление в Минобрнауки России отчёта о реализации Комплекса мер | Декабрь | Министерство | Отчет о реализации Комплекса мер за 2011 год |
4. Ожидаемые результаты реализации Комплекса мер
Основные ожидаемые результаты реализации Комплекса мер заключаются в:
повышении социального статуса учителя посредством увеличения заработной платы и доведения её до средней заработной платы по экономике региона;
повышении охвата детей, обучающихся в современных условиях, посредством модернизации материально-технической базы образовательных учреждений и развития сети образовательных учреждений;
развитии кадрового потенциала отрасли «Образование».
Ожидаемые значения показателей реализации Комплекса мер приведены в таблице 2.
Таблица 2
Ожидаемые значения показателей реализации Комплекса мер в 2011 году
№ п/п | Наименование показателя результативности реализации | Значение показателя | |
III квартал | IV квартал | ||
1. | Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Самарской области за IV квартал 2011 г. и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Самарской области за I квартал 2011 г. (проценты) | 100 | 100 |
2. | Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) | 10 | 10 |
2.1. | Начальное общее образование (проценты) | 27 | 27 |
2.2. | Основное общее образование (проценты) | ||
2.3. | Среднее (полное) общее образование (проценты) | ||
3. | Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) | 5 | 18 |
4. | Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) | 50 | 80 |
5. | Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) | 3 | 3 |
6. | Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов | положительная | положительная |
В результате реализации Комплекса мер должно быть обеспечено комплексное развитие региональной системы общего образования.
Перечень мероприятий Комплекса мер представлен в приложении.
План реализации Комплекса мер в образовательных учреждениях Самарской области утверждается министерством образования и науки Самарской области.
Приложение
к Комплексу мер по модернизации в 2011 году общего
образования Самарской области
Перечень мероприятий Комплекса мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области*
№ п/п | Направление расходования средств, наименование вида расходов | Объемы финансирования, тыс. рублей | ||
Всего | из феде-рального бюджета | из област-ного бюджета | ||
1. | Приобретение оборудования, всего | 531285,0 | 300659 | 230626 |
1.1. | Учебно-лабораторное оборудование | 218734,3 | 218734,3 |
|
1.2. | Учебно-производственное оборудование |
|
|
|
1.3. | Спортивное оборудование |
|
|
|
1.4. | Компьютерное оборудование | 247550,7 | 16924,7 | 230626 |
1.5. | Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
|
|
|
1.6. | Оборудование для школьных столовых | 65000 | 65000 |
|
2. | Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся | 36305 |
| 36305 |
3. | Пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений |
|
|
|
4. | Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
|
|
|
5. | Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
|
|
|
6. | Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, всего |
|
|
|
6.1. | Увеличение пропускной способности каналов связи и оплата интернет-трафика |
|
|
|
6.2. | Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
|
|
|
7. | Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
|
|
|
_____________________________
*Реализация мероприятий не приведет к возникновению новых (увеличению объема действующих) расходных обязательств Самарской области, не потребует выделения дополнительных средств из областного бюджета и не повлечет внесения изменений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».