(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года одной из главных целей в сфере здравоохранения является обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи населению Самарской области.
В настоящее время не все жители Самарской области находятся в равных условиях при необходимости получения квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Это объясняется несколькими причинами.
Первой является значительный износ и, как следствие, неудовлетворительное состояние объектов здравоохранения. Большая часть из них была построена несколько десятилетий назад и уже не соответствует современным нормативам и требованиям, в том числе санитарным и противопожарным нормам безопасности.
Системная, целенаправленная работа по обеспечению безопасности и улучшению условий оказания гарантированных государством услуг в учреждениях здравоохранения. Эта деятельность относится в основном к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и требует существенных объемов финансирования за счет средств бюджетов соответствующих уровней.
На фоне всё возрастающей потребности в бюджетных инвестициях в объекты здравоохранения повсеместно произошло значительное, порой многократное сокращение расходов капитального характера региональных и местных бюджетов, обусловленное влиянием экономического кризиса. Но еще до кризиса стало очевидным, что для совершенствования и укрепления материально - технической базы учреждений здравоохранения (проведения капитальных ремонтов и приобретения дорогостоящего медицинского оборудования) потребуется значительное время, так как возможности бюджетов не «успевают» за темпами обветшания инфраструктуры и обновления противопожарных и иных требований. Усугубление инфраструктурной отсталости будет являться серьезным препятствием в решении поставленной руководством страны задачи модернизации отрасли здравоохранения.
В процессе длительной эксплуатации здания учреждений здравоохранения подверглись физическому и моральному износу и частично утратили первоначальные эксплуатационные качества.
В связи с этим возникла потребность в замене и восстановлении отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технологического оборудования зданий, а также устранении в необходимых случаях последствий морального износа конструкций и проведении работ по повышению уровня благоустройства.
Около 45% учреждений здравоохранения размещены в приспособленных зданиях, не отвечающих современным санитарным и противопожарным нормативам. Имеют износ более 40% около 50% зданий учреждений здравоохранения и 26% зданий имеют износ 60 %. В предаварийном, ветхом состоянии находятся 46 зданий учреждений здравоохранения.
Более 60% зданий требуется комплексный капитальный ремонт (с учетом выполнения работ по замене кровель, ветхих деревянных перекрытий и перегородок, оконных и дверных блоков, полов, а также сантехнических, электромонтажных, вентиляционных, отделочных работ). Из-за длительной эксплуатации более 100 больничных пассажирских лифтов и подъемников требуют замены. Выход из строя систем жизнеобеспечения нарушает внутренний режим работы и создает неблагоприятную обстановку в лечебных учреждениях.
В ряде учреждений здравоохранения специализированные помещения (операционные блоки, отделения реанимации, реабилитации, функциональной диагностики, рентгенологические, физиотерапевтические), где находится современная дорогостоящая медицинская аппаратура, не имеют достаточных площадей, перегружены, в них требуется практически полная замена облицовочного покрытия.
Крайне актуальным остается вопрос оснащения учреждений здравоохранения медицинской техникой и оборудованием, потребность в которых за последние годы удовлетворяется лишь на 40%. В результате этого в больницах и поликлиниках, особенно в сельской местности, используется до 60% медицинских приборов и аппаратов, многократно выработавших свой ресурс и зачастую представляющих опасность для пациентов и персонала. Наиболее острый дефицит представляют современная диагностическая аппаратура, рентгеновское, наркозно-дыхательное, лабораторное, реанимационное оборудование, аппараты ультразвукового исследования, электрокардиографы и другое медицинское оборудование и инструментарий.
Инфраструктура отрасли здравоохранения, претерпевшая вследствие длительного недофинансирования серьезные негативные изменения, требует коренной модернизации и значительных капитальных вложений. Впервые в Самарской области была принята областная целевая программа «Развитие и совершенствование материальной базы лечебно-профилактических учреждений области» на 2003 - 2007 годы, в рамках которой на капитальный ремонт учреждений здравоохранения области из областного бюджета было направлено 530 770,0 тыс. рублей, на оснащение учреждений здравоохранения дорогостоящим медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом - 275 210,0 тыс. рублей.
В рамках Мероприятий по укреплению материальной базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в Самарской области на 2008 год, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 13.09.2007 №180, на капитальный ремонт учреждений здравоохранения области из областного бюджета было направлено 378 857,0 тыс. рублей.
Областной целевой программой «Улучшение состояния материально- технической базы учреждений здравоохранения в Самарской области на 2009 - 2011 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 №347, предусмотрены финансовые средства областного бюджета на капитальный ремонт и оснащение учреждений здравоохранения дорогостоящим медицинским оборудованием (постановлением Правительства Самарской области от 23.06.2010 №289 «О ходе реализации в 2009 году областной целевой программы «Улучшение состояния материальной базы учреждений здравоохранения в Самарской области на 2009 - 2011 годы» и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области» признано утратившим силу).
В основу формирования информационной системы регионального здравоохранения заложен принцип единого информационного пространства, который подразумевает единые для всех объектов информатизации стандарты информационного обмена и единую систему кодирования и интерпретации данных. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
В настоящее время информационное взаимодействие регулируется Положением о порядке информационного взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования на территории Самарской области, Положением о порядке формирования единого областного банка данных оказанных медицинских услуг населению Самарской области, Положением о порядке информационного взаимодействия в системе льготного лекарственного обеспечения и осуществляется с помощью 79 региональных и 16 общероссийских классификаторов. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
В Самарской области сформировалась организационная структура системы информатизации здравоохранения, включающая департамент информационно-аналитических технологий министерства здравоохранения Самарской области, государственное учреждение здравоохранения "Самарский областной медицинский информационно-аналитический центр" (МИАЦ), информационные службы муниципальных органов управления здравоохранением, информационные подразделения отдельных медицинских учреждений. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
Информационно-коммуникационная структура здравоохранения Самарской области включает: (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
компьютерный парк медицинских учреждений (более 9000 единиц); (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
медицинскую региональную вычислительную сеть, включающую виртуальную частную сеть с использованием средств криптографической защиты информации; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
локальные вычислительные сети, имеющиеся во всех медицинских учреждениях (преимущественно одноранговые); (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
программное обеспечение для поддержания баз данных, 137 из которых включены в Государственный регистр баз данных и проходят ежегодную перерегистрацию в Федеральном агентстве по информационным технологиям; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
электронное представительство и другие электронные ресурсы Министерства. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
На начало 2011 года в Самарской области на одно информатизированное рабочее место приходилось около 4 медицинских служащих. Во всех медицинских учреждениях области автоматизированы процессы статистического медицинского учета и выставления счетов за медицинские услуги на основе электронных документов, таких, как талон амбулаторного пациента и карта выбывшего из стационара. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
В системе обязательного медицинского страхования Самарской области внедрена система взаиморасчетов и учета оказанных медицинских услуг. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
Все лечебно-профилактические учреждения Самарской области оснащены бухгалтерскими и кадровыми системами, а также электронной цифровой подписью. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
В большинстве учреждений скорой медицинской помощи автоматизирован статистический медицинский учет на основе карты вызова, в некоторых учреждениях автоматизированы функции диспетчера. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
Во всех учреждениях, оказывающих фтизиатрическую помощь, автоматизирована деятельность врачей на основе контрольной карты диспансерного наблюдения контингентов противотуберкулезных учреждений. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
Во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь беременным женщинам, ведется накопление и анализ сведений о принятых на учет беременных, обследованиях, проводимых беременным, заболеваниях, выявленных во время беременности, исходе родов, данных о мероприятиях послеродовой реабилитации на основе разработанной карты "Мониторинг репродуктивного здоровья населения". (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
В 32 государственных учреждениях здравоохранения предоставляется возможность автоматизированной записи на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов). (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
В области начиная с 1999 года на основе автоматизации ведения вышеперечисленных первичных медицинских документов и стандартов информационного взаимодействия ведется ежеквартальный сбор персонифицированных сведений об оказанных медицинских услугах от государственных и муниципальных медицинских учреждений, а также от медицинских учреждений негосударственной формы собственности, включенных в систему обязательного медицинского страхования, и формирование областных баз данных. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
В двух медицинских учреждениях области автоматизировано ведение карты амбулаторного пациента и истории болезни. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
В настоящее время более 30 информационных систем подключены к общим ресурсам Министерства, что позволяет формировать: (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
1. Системы автоматизированного ведения областных баз данных об оказанной медицинской помощи и деятельности медицинских учреждений области: (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"Мониторинг репродуктивного здоровья населения"; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"МЕДСТАТ" (база данных показателей годовых статистических отчетов медицинских учреждений, формирования сводных отчетов и передачи их в Минздравсоцразвития России); (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"МЕДИНФОРМ" (база данных статистических показателей о состоянии здоровья населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений Самарской области); (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"Мониторинг оказания высокотехнологичной медицинской помощи жителям Самарской области за счет ассигнований областного бюджета"; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"Регистр прикрепленного населения"; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"Смертность". (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
2. Системы автоматизации деятельности лечебно-профилактических учреждений: (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"Учет и анализ законченных случаев амбулаторно-поликлинической помощи" и АИС "Поликлиника"; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"СИП ВОП" - система информационной поддержки деятельности офисов врача общей практики; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"Электронная регистратура"; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
АС "Стоматология"; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"АРМ врача-психиатра/нарколога"; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"Флюорокартотека";(абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"Дерматовенерология"; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
АС "Фтизиатрия"; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
системы автоматизации стационарной деятельности и формирования базы данных пролеченных пациентов; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"Канцер-регистр"; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
программный комплекс "АДИС" для обработки вызовов скорой медицинской помощи и формирования статистической отчетности. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
3. Системы автоматизации лекарственного обеспечения населения: "Регистр лиц, имеющих ресурсозатратные заболевания"; "Регистр лиц с региональной лекарственной поддержкой"; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
программно-технологический комплекс планирования и контроля расходования средств областного бюджета для льготного лекарственного обеспечения; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
автоматизированная система льготного лекарственного обеспечения населения Самарской области (система регионального уровня). (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
4. Системы автоматизации бухгалтерско-экономической и кадровой служб: (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"Кадры"; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
"Федеральный регистр медицинских работников" и "Федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников"; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
системы автоматизации бухгалтерского учета ("1С", "Парус"); (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
программный комплекс "Контур-Экстерн", УРМ АС "Бюджет" для документооборота между организациями всех форм собственности и государственными контролирующими органами. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
5. Система автоматизации деятельности областной научной медицинской библиотеки МИАЦ АИС "МАРК-SQL" (Интернет). (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
Автоматизированные информационные системы имеют следующие потребительские свойства: (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
соответствие стандартам информационного взаимодействия, действующим на территории Самарской области; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
эргономичный интерфейс, простота освоения и возможность работы в многопользовательском режиме; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
оперативность модернизации программного обеспечения в соответствии с действующими нормативными методическими документами (для программного обеспечения, созданного разработчиками Самарской области); (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
высокая отказоустойчивость программного обеспечения; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
обеспечение надежного хранения данных; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
обеспечение защиты данных при передаче; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
реализация принципа модульности программного обеспечения; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
масштабируемость автоматизированных систем по числу пользователей, функциональному наполнению и объему обрабатываемых данных. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
В 2009 году зарегистрировано 396 обращений к электронным базам данных, формируемым с помощью названных автоматизированных информационных систем, в 2010 году - 440. Получаемая информация позволяет осуществлять мониторинг и оценку результатов различных аспектов деятельности системы здравоохранения Самарской области в целях оптимизации управления и определения объемов финансирования медицинской помощи в соответствии с потребностями населения и реальными ресурсами. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
Начиная с 2009 года в области формируются электронные веб-ресурсы "Самарская областная электронная медицинская библиотека" и "Электронная аптека". К информационным ресурсам с открытым доступом относятся официальный сайт Министерства (http://www.minzdravsoz.samregion.ru) и информационная система "Здоровый образ жизни" (http://www.sam-zdorov.ru). В областной научной медицинской библиотеке МИАЦ имеется возможность доступа к подписному фрагменту базы данных Medline with Full Text. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
Кроме того, в системе здравоохранения области функционируют локальные медицинские информационные системы, реализующие частичную функциональность медицинского учреждения или работающие на различных компонентах или функциональных подсистемах, не имеющих единой информационной платформы. К таким относятся системы, предназначенные для автоматизации специализированных функций медицинских учреждений и не соответствующие региональным стандартам информационного взаимодействия ("Российский государственный медико-дозиметрический регистр", "Российский государственный медико-дозиметрический регистр эталонной когорты долгосрочного наблюдения детей, рожденных от ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС после выезда из зоны"). (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
Программно-технологический комплекс для защищенного сегмента региональной медицинской вычислительной сети ViPNet объединяет 118 организаций здравоохранения. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
Вместе с тем в информационной системе регионального здравоохранения существует ряд проблем, требующих решения. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
Локальные вычислительные сети в медицинских учреждениях преимущественно одноранговые и не объединяют отдельно стоящие здания. Подавляющее большинство рабочих мест врачей не имеет выхода в Интернет, комплексные медицинские информационные системы отсутствуют. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
Областная целевая программа "Информатизация здравоохранения Самарской области на 2009 - 2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 N 337, позволила бы решить существующие проблемы, но в связи с финансово-экономическим кризисом ее реализация была приостановлена. Сегодня для того, чтобы обеспечить развитие информатизации здравоохранения Самарской области на новом уровне, необходимы: (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
развитая сетевая инфраструктура для отраслевого и межотраслевого взаимодействия субъектов автоматизации; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
стандарты оснащения компьютерным оборудованием медицинских учреждений; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
система электронного документооборота; (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
квалифицированные кадры в области медицинской информатики. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
Таким образом, совершенствование системы информационного обеспечения здравоохранения Самарской области является одним из актуальных и приоритетных направлений Программы. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 29 августа 2011 г. № 425)
Следующей причиной является дефицит медицинских кадров. Обеспеченность средним медицинским персоналом в области из года в год на 20 % ниже среднего уровня по Приволжскому федеральному округу. По некоторым направлениям клинической медицины работает от половины до трети необходимого количества специалистов (анестезиологи, лаборанты, рентгенологи, фтизиатры). В ряде сельских районов отсутствуют врачи, необходимые для оказания круглосуточной квалифицированной помощи населению. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения в муниципальных районах области в 2,6 раза ниже, чем в городах, средним медицинским персоналом - на 21 %. Укомплектованность врачами большинства сельских больниц составляет 50 - 70 %. На одного сельского жителя приходится в среднем на 15 % меньше врачебных посещений, чем на городского. Особенно это проявляется в центральных районных больницах, обслуживающих менее 20 тыс. населения.
Третьей причиной является использование в силу вышеуказанных причин технологий, не отвечающих современным требованиям. В большинстве сельских районов не внедрены малоинвазивные методы лечения, современные методы диагностики.
В связи с планируемым в 2011 году изменением размера страхового платежа в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный ФОМС) с 3,1 до 5,1 % дополнительные средства порядка 460 млрд. рублей будут направлены в субъекты Российской Федерации на софинансирование региональных программ модернизации здравоохранения. Для получения средств из Федерального ФОМС необходимо наличие областной целевой программы модернизации здравоохранения, которая должна обеспечить создание «оптимальной, соответствующей реальным потребностям людей системы организации здравоохранения» и предусмотреть софинансирование программных мероприятий.
Актуальность настоящей Программы, ее цель и задачи определяются исходя из наличия нерешенных задач в системе здравоохранения Самарской области. Предполагается, что реализация Программы будет способствовать:
укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения Самарской области;
внедрению современных медицинских технологий, направленных на снижение смертности населения.
В настоящее время в условиях ограниченного финансирования учреждений здравоохранения невозможно эффективно решить указанные проблемы без концентрации ресурсов, предусмотренной областной целевой программой.
Реализация настоящей Программы необходима для дальнейшего развития материально-технической базы учреждений здравоохранения области, оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием с учетом новых технологий.