(с изменениями на 5 августа 2022 года)
(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 12.01.2022 N 9, от 05.08.2022 N 631)
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в целях организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддержании общественного порядка в ходе их проведения.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Самарской области разработать и утвердить в установленном порядке муниципальные правовые акты об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях, а также поддержании общественного порядка в ходе их проведения на территории соответствующих муниципальных образований.
3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор - председатель
Правительства Самарской области
В.В.АРТЯКОВ
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, А ТАКЖЕ ПОДДЕРЖАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ХОДЕ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 12.01.2022 N 9, от 05.08.2022 N 631)
1.1. Положение об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддержании общественного порядка в ходе их проведения (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", Положением о территориальной подсистеме Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 14.04.2004 N 13.
1.2. Положение определяет организационные основы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях (далее - аварийно-спасательные и неотложные работы) межмуниципального и регионального характера.
1.3. Понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в том значении, в котором они определены в нормативных правовых актах, указанных в пункте 1.1 настоящего Положения.
1.4. Мероприятия по проведению и обеспечению аварийно-спасательных и неотложных работ планируются заблаговременно при разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.5. Аварийно-спасательные и неотложные работы проводятся силами и средствами территориальной подсистемы Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - территориальная подсистема области), а также другими силами и средствами, привлекаемыми (при необходимости) в установленном порядке.
2.1. Организационные мероприятия по подготовке и проведению аварийно-спасательных и неотложных работ делятся на три этапа: в отсутствие угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), при угрозе возникновения ЧС и при возникновении ЧС.
2.1.1. В отсутствие угрозы возникновения ЧС проводятся следующие мероприятия:
сбор информации о возможных ЧС;
планирование аварийно-спасательных и неотложных работ в возможных зонах ЧС;
создание системы управления для действий в ЧС и обеспечение ее постоянной готовности;
создание, оснащение и подготовка сил и средств территориальной подсистемы области для проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов окружающей среды.
2.1.2. При угрозе возникновения ЧС:
приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению задач (принятие комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Самарской области (далее - комиссия Самарской области) на себя непосредственного руководства функционированием звеньев территориальной подсистемой области);
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 05.08.2022 N 631)
уточнение планов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;
принятие мер по предотвращению (снижению последствий) ЧС;
усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
создание группировки сил и средств территориальной подсистемы области и приведение их в готовность к ведению аварийно-спасательных и неотложных работ (в том числе выдвижение при необходимости в предполагаемые районы ЧС).
2.1.3. При возникновении ЧС:
организация разведки и определение границ зон ЧС, осуществление непрерывного контроля и сбора информации об обстановке;
восстановление нарушенных функций систем управления в зоне ЧС (если они были нарушены);
назначение руководителя ликвидации ЧС;
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 12.01.2022 N 9)
создание группировки сил и средств территориальной подсистемы области;
выдвижение сил территориальной подсистемы области в районы проведения работ;
управление проведением аварийно-спасательных и неотложных работ.
2.2. На период проведения аварийно-спасательных и неотложных работ в зоне ЧС разворачивается подвижный пункт управления, обеспечивающий устойчивую двухстороннюю связь руководителя ликвидации ЧС с руководителями аварийно-спасательных и неотложных работ в секторах, на участках (объектах).
2.3. До ввода основных сил аварийно-спасательных формирований на территорию (объект) в зоне ЧС силами прибывшего первым к месту ЧС аварийно-спасательного формирования и взаимодействующих органов управления должна быть проведена комплексная разведка.
2.4. Проведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах ЧС подразделяется на три этапа.
2.4.1. Первый этап: проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств территориальной подсистемы области к проведению аварийно-спасательных и неотложных работ.
На первом этапе решаются три основных блока задач:
а) экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим:
оповещение об опасности;
использование средств индивидуальной и коллективной защиты;
эвакуация всех категорий населения из районов, где сохраняется опасность воздействия поражающих факторов ЧС;
розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи;
б) предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий поражающих факторов ЧС:
локализация, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений);
приостановка или прекращение технологических процессов;
тушение очагов возгорания;
санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники;
в) подготовка к проведению аварийно-спасательных и неотложных работ:
проведение разведки в интересах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;
приведение в готовность органов управления и сил территориальной подсистемы области, создание группировки сил и средств территориальной подсистемы области;
выдвижение оперативной группы и определение границ зоны ЧС;