Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГИДРООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ГОРОДСКИХ ОКРУГАХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2010 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 24.12.2012)


I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы


Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используемым и охраняемым как основа жизни и деятельности населения. Они обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

По данным обследований, проведенных в 2006 - 2007 годах, на территории Самарской области построены и введены в эксплуатацию более 1000 прудов и водохранилищ, в том числе более 350 прудов и водохранилищ объемом от 50,0 тыс. куб. м до 100,0 млн. куб. м. Дополнительное обследование, проведенное по заказу министерства ООО НПФ "ЭКОС" в 2009 году, показало, что среди гидротехнических сооружений, расположенных на прудах и водохранилищах с объемом свыше 10 тыс. куб. м, потенциально опасными являются 158 гидротехнических сооружений. Большинство потенциально опасных объектов (149 единиц) не имеют собственников.

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 23.06.2010 N 266, от 08.06.2011 N 271, от 29.09.2011 N 471)

Гидротехнические сооружения на водохранилищах и прудах в основном соответствуют IV классу капитальности и являются основным средством управления речным стоком.

От надежности гидротехнических сооружений зависит безопасность населенных пунктов, хозяйственных структур и окружающей природной среды, находящихся в зоне действия сооружений.

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года определила основные направления обеспечения экологической устойчивости региона, среди которых строительство и реконструкция гидротехнических сооружений, проведение берегозащитных работ, проведение широкомасштабных комплексных исследований состояния плотины Волжской ГЭС и экологического состояния Куйбышевского и Саратовского водохранилищ, реализация системы мер по предотвращению негативных последствий воздействия изменения состояния этих объектов.

В настоящее время большинство собственников и эксплуатирующих организаций даже крупных прудов и водохранилищ не способны выполнять требования, определенные законодательством, в части ведения мониторинга, регламентных и ремонтных работ, подготовки сооружений к пропуску паводков, оформления декларации по безопасности. Большое количество гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ объемом до 1,0 млн. куб. м являются бесхозяйными.

В результате длительной эксплуатации гидротехнических сооружений без проведения необходимых ремонтных работ, недостаточной пропускной способности водосбросных и водопропускных сооружений, низкого уровня эксплуатации, отсутствия квалифицированного персонала, дефектов при строительстве большое количество сооружений в настоящее время находится в неудовлетворительном техническом состоянии (около 40%). Более 50% существующих гидротехнических сооружений являются потенциально опасными, то есть в нижнем бьефе прудов и водохранилищ расположены населенные пункты, объекты экономики и социальной инфраструктуры. При пропуске весенних паводков через потенциально опасные гидротехнические сооружения, находящиеся в предаварийном и аварийном состоянии, могут возникать чрезвычайные ситуации с разрушением плотин и затоплением населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, промышленных предприятий и объектов нефтедобычи.

Основными причинами неудовлетворительного состояния гидротехнических сооружений являются:

физический износ бетонных и металлических конструкций;

деформация паводкового водосброса;

нарушение геометрических размеров тела плотины за счет деформации и размывов откосов;

фильтрация тела плотины;

отсутствие собственника гидротехнического сооружения.

абзацы четырнадцатый - тридцать шестой утратили силу. - Постановление Правительства Самарской области от 23.06.2010 N 266

Существенный ущерб населенным пунктам, хозяйственным структурам и окружающей природной среде наносят периодические затопления прибрежной территории при прохождении паводков высокой обеспеченности. Затапливаются промышленные предприятия, жилой фонд, объекты инфраструктуры, посевы сельскохозяйственных культур, в результате чего создаются чрезвычайные ситуации, несущие угрозу экологической обстановке территории, жизни и здоровью людей.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 23.06.2010 N 266)

В такой ситуации возможно возникновение вторичных поражающих факторов: пожаров (обрывы и короткие замыкания электрических кабелей и проводов), обрушения зданий, сооружений (под воздействием водного потока и вследствие размыва основания), заболевания населения и сельскохозяйственных животных (в результате загрязнения питьевой воды и продуктов питания) и т.д.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 23.06.2010 N 266)

Затопления (подтопления), размыв береговой линии существенно ухудшают экологическую ситуацию близлежащих к ним территорий. Негативное воздействие водохранилищ и рек в первую очередь выражается в переработке берегов, нивелировании береговой линии и в конечном итоге потере значительного числа сельскохозяйственных, лесных угодий и урбанизированной территории в процессе подтопления земель. При затоплении прибрежных полос, в том числе в период весенних паводков, происходит смыв загрязнений в водоемы, что приводит к ухудшению качества воды и общей экологической обстановки в регионе в целом. Процесс разрушения берегов можно остановить только путем строительства берегоукрепительных сооружений.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 23.06.2010 N 266)

Эффективное решение проблемы обеспечения безопасности потенциально опасных гидротехнических сооружений возможно с применением программного метода - комплексного и системного подхода, обеспечивающего взаимосвязь научного обоснования приоритетных мероприятий, их проектирования и реализации, а также мониторинг ситуации и достигнутых результатов.