Рассматривая инвалидность как один из показателей здоровья населения, следует отметить, что высокий уровень инвалидности в Самарской области является важнейшей государственной проблемой. В настоящее время на территории Самарской области проживает 247 тысяч инвалидов, что составляет около 8 процентов населения. На протяжении ряда последних лет наблюдается тенденция к увеличению количества инвалидов с 214,1 тыс. в 2000 году до 247 тыс. по состоянию на 01.01.2007.
В структуре общей численности инвалидов преобладают лица с тяжелыми группами инвалидности. Удельный вес инвалидов II группы составляет 69%, инвалидов I группы -9%, III группы - 22%. Рост их численности за тот же период составил соответственно для инвалидов I группы с 1.8,5 до 22 тыс., для инвалидов
II группы - с 142,8 до 161,5 тыс. человек. Количество инвалидов
III группы увеличилось с 39,2 до 52,8 тыс. человек.
Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, неблагоприятной экологической обстановкой.
При этом в структуре причин первичной инвалидности преобладают болезни системы кровообращения (44,1%), патология эндокринной системы (19,9%), болезни костно-мышечной системы (10,21%), травмы (4,51%), психические расстройства (3,4%).
Наиболее многочисленные по составу и характерным особенностям взаимодействия с окружающей средой являются четыре основных группы (категории) инвалидов:
с поражением опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (кресло - коляски, костыли, ходунки и т.д.) - в области проживает около 6000 человек, передвигающихся с помощью кресло - колясок;
с дефектами органа зрения, использующие при ориентации в пространстве трости и собак-проводников - в регионе общая численность инвалидов по зрению составляет более 3000 человек;
с дефектами органа слуха - в области живет более 6000 инвалидов по слуху и речи, из них 50 % - лица трудоспособного возраста;
со сниженными ментальными возможностями - более 10 000 человек.
Государственная политика по вопросам интеграции инвалидов определена Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Действующее законодательство в отношении инвалидов носит разветвленный характер: в нем содержатся гарантии занятости и профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями, получения ими достойного образования, охраны здоровья, социальной и юридической защиты, интеграции и реабилитации, участия в политической, социальной и культурной жизни, предоставления необходимой информации.
Статья 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает:
участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
разработку, утверждение и реализацию региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество.
В 2001 году был принят Закон Самарской области «Об утверждении комплексной целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001-2005 годы».
Впервые к решению проблем людей с ограниченными возможностями здоровья был применён комплексный программный подход. За пять лет действия комплексной целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности (далее - Комплексная целевая программа) была создана модель комплексной реабилитации инвалидов всех категорий, основой для которой стала реализация индивидуальной программы реабилитации инвалидов, разрабатываемой федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и содержащей весь спектр мер социальной защиты и поддержки, способствующих социальной адаптации инвалида. Основными звеньями модели стали:
оказание реабилитационных услуг на базе государственных учреждений;
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с Перечнем и обучение навыкам самообслуживания инвалидов и членов их семей;
создание безбарьерной среды жизнедеятельности и предоставление возможности беспрепятственного перемещения;
проведение мероприятий социокультурной реабилитации и реабилитация посредством физической культуры и спорта.
Созданная модель позволяет реализовать разделы социальной, профессиональной и психологической реабилитации инвалидов в Самарской области, способствует созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Логическим продолжением Комплексной целевой программы стали Мероприятия по социальной интеграции инвалидов в Самарской области на 2006-2008 годы, утвержденные постановлением Правительства Самарской области от 21.09.2005 № 98 (далее - Мероприятия).
Основными целями реализации Мероприятий являлись проведение государственной политики в части выполнения законодательно закрепленных прав инвалидов на региональном уровне, повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания данной категории населения.
Исполнение данных нормативных правовых актов оказало положительное влияние на основные индикаторы состояния инвалидности в регионе, позволило повысить активность инвалидов, увеличить численность людей с ограниченными возможностями здоровья, которые вернулись к труду и независимой жизни.
По данным федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области», показатель частичной реабилитации, представляющий собой отношение количества инвалидов, которым по результатам переосвидетельствования снижена группа инвалидности, к количеству переосвидетельствованных лиц, возрос в 2 раза (с 6,1% в 2001 году до Д2,3% в 2007 году). Для сравнения, в рамках выполнения федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 № 832, планируется, что показатель частичной реабилитации только к 2008 году достигнет 10,7%. Показатель частичной реабилитации в Самарской области достиг этого уровня уже в 2005 году.
Вырос и удельный вес работающих инвалидов от общего числа инвалидов, проживающих в Самарской области. В 2007 году этот показатель составил 16,6 %, в 2006 году - 15,8%, в 2005 году -14,3%.
Используемый с 2005 года показатель ОДЬУ (число сохраненных «лет жизни, скорректированных по качеству»), который относится к жестким критериям оценки социально-экономической эффективности, наряду с показателями средней продолжительности жизни, уровнем инвалидности и т.д. только по итогам деятельности центров, оказывающих реабилитационные услуги, за 2007 год составил более 577 «лет жизни, скорректированных по качеству», что на 17 лет больше, чем в 2006 году.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения, их адаптация и интеграция в общество входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2004, 2005, 2006 и 2007 годов.
В связи с этим необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на социальную интеграцию инвалидов в общество.
Настоящая Ведомственная программа направлена на повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и интеграции инвалидов, совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания населения, реализацию мероприятий по обеспечению для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, обеспечение инвалидов современными техническими средствами реабилитации, повышение информированности общества о проблемах инвалидов и инвалидности.
Реализация этих мер создаст условия для частичного или полного восстановления навыков к общественной, бытовой и к профессиональной деятельности более 20 тыс. инвалидов.
Ведомственная программа продолжит реализацию государственной политики по социальной защите инвалидов на территории Самарской области.