ЗАКОН
22 февраля 2001 года N 15-ГД
Об утверждении комплексной целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001-2005 годы
(с изменениями на 2 июня 2005 года)
Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 97 от 06.02.2001 г.
______________________________________________________________________________________
Изменения:
Закон Самарской области от 31 декабря 2002 г. N 118-ГД - в Программу;
Закон Самарской области от 11 июня 2003 г. N 46-ГД - в программу.
Закон Самарской области от 11 февраля 2004 г. N 14-ГД;
Закон Самарской области от 02 июня 2005 г. № 121-ГД
______________________________________________________________________________________
Статья 1. Утвердить прилагаемую комплексную целевую программу медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001-2005 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Самарской области
К.А. Титов
НАИМЕНОВАНИЕ - комплексная целевая программа
ПРОГРАММЫ медико-социальной и
профессиональной реабилитации
инвалидов Самарской области и
обеспечения им доступной среды
жизнедеятельности на 2001-2005 годы
ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК - департамент социальной защиты
ПРОГРАММЫ населения Администрации области
ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручения и.о. Губернатора области
РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ Логойдо Ю.М. от 19.01.2000 N
ПРОГРАММЫ 6-30/1768, от 05.05.2000 N 6-30/689
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ - Министерство труда и социального
ПРОГРАММЫ развития Самарской области
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - разработка и осуществление
ПРОГРАММЫ комплекса мер по снижению уровня
инвалидности в области, усилению
социальной поддержки и улучшению
качества жизни инвалидов;
повышение эффективности
деятельности государственной службы
медико-социальной экспертизы;
обеспечение доступной для инвалидов
и маломобильных групп населения
среды жизнедеятельности;
осуществление мероприятий по
медицинской, профессиональной,
социальной и психологической
реабилитации инвалидов;
разработка и внедрение новых форм
деятельности реабилитационных
учреждений и укрепление их
материально-технической базы;
увеличение объема услуг для
инвалидов в системах
здравоохранения, социальной защиты
населения, образования, труда и
занятости, культуры, физкультуры и
спорта, а также мероприятия по
созданию системы обеспечения
инвалидов средствами реабилитации и
приспособлениями, облегчающими их
труд и быт;
определение потребностей инвалидов
и маломобильных групп населения в
мерах по обеспечению доступной
среды жизнедеятельности;
обеспечение беспрепятственного
доступа инвалидов к объектам
социальной, транспортной
инфраструктуры, средствам связи;
решение задач информационного,
кадрового и методического
обеспечения системы реабилитации
инвалидов области
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2001-2005 годы
ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ - осуществление комплексной
ПРОГРАММЫ реабилитации инвалидов на основе
разработки и реализации
индивидуальных программ
реабилитации инвалида;
совершенствование правовых,
организационных и методических
основ медико-социальной экспертизы
и реабилитации инвалидов;
осуществление строительства и
переоборудования объектов
социальной инфраструктуры для
беспрепятственного доступа и
пользования ими инвалидами и
маломобильными группами населения;
развитие реабилитационной индустрии
ИСПОЛНИТЕЛИ ОСНОВНЫХ - департамент по строительству,
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ архитектуре, жилищно-коммунальному
и дорожному хозяйству Администрации
области (министерство строительства
Самарской области), департамент
здравоохранения Администрации
области (министерство
здравоохранения Самарской области),
департамент образования и науки
Администрации области (министерство
образования и науки Самарской
области), департамент Федеральной
государственной службы занятости
населения по Самарской области,
департамент физической культуры и
спорта Администрации области
(министерство культуры, молодежной
политики и спорта Самарской
области), департамент культуры
Администрации области (министерство
культуры, молодежной политики и
спорта Самарской области),
департамент развития
предпринимательства Самарской
области (министерство
экономического развития, инвестиций
и торговли Самарской области),
департамент промышленности
и торговли Администрации области,
Главное управление по вопросам
семьи, материнства и детства
Самарской области (министерство
труда и социального развития
Самарской области), общественные
организации инвалидов, органы
местного самоуправления, другие
организации
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ - общий объем финансирования -
ФИНАНСИРОВАНИЯ 340 946,8 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета -
338 731,8 тыс. рублей;
средства общественных
организаций инвалидов и других
источников - 2 215,0 тыс. рублей;
средства федерального бюджета;
средства местных бюджетов
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ - создание системы реабилитации
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ инвалидов в Самарской области в
ПРОГРАММЫ целях более полного удовлетворения
потребностей инвалидов в
мероприятиях медицинской,
социальной, профессиональной и
психологической реабилитации;
обеспечение доступной среды
жизнедеятельности для инвалидов
области в целях наиболее полного
развития способностей и их
максимальной интеграции в общество;
открытие и развитие 18 центров
медико-социальной реабилитации;
проведение курсов реабилитации
64 тыс. инвалидов;
проведение восстановительной
терапии 25 тыс. инвалидов;
осуществление реконструктивных
операций и эндопротезирования для
280 инвалидов;
обеспечение техническими,
медицинскими средствами
реабилитации 110 тыс. инвалидов;
обучение навыкам самообслуживания
52 тыс. инвалидов
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ - текущий контроль за выполнением
КОНТРОЛЯ ЗА мероприятий Программы и ходом ее
ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ реализации осуществляет Самарская
Губернская Дума;
текущий контроль за целевым
использованием средств, выделяемых
на реализацию Программы из
областного бюджета, осуществляет
министерство управления финансами
Администрации области;
контроль за использованием
бюджетных средств в части
обеспечения целевого использования
осуществляет министерство труда и
социального развития Самарской
области.
В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач общества является государственная поддержка и социальная защита инвалидов.
Принятый в 1995 году Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России.
В настоящее время происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Инвалидами стали признаваться не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и граждане, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживание, передвижение, общение, ориентация, контроль за своим поведением, обучение). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов в плане усиления реабилитационной направленности, структурной перестройки и реорганизации служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развития системы реабилитационной индустрии и формирования отечественного рынка технических средств реабилитации, обеспечения доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. На 01.01.2000 в Самарской области насчитывалось 196065 инвалидов, в том числе 50% инвалидов трудоспособного возраста, доля тяжелых групп составляет 62% от общей численности. В настоящее время, как и в предыдущие годы, ведущими заболеваниями, приводящими к инвалидности, являются болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, психические заболевания, травмы всех локализаций и болезни нервной системы. На них приходится 80% всей первичной инвалидности.
Численность детей-инвалидов составляет 13 606 ребенка. В последние годы их рост обусловлен расширением перечня медицинских показаний для выдачи экспертного заключения о признании ребенка инвалидом, введением специальных пенсий для детей-инвалидов до 18 лет, обеспечением им дополнительных мер социальной защиты. Основными причинами детской инвалидности являются болезни нервной системы и органов чувств, врожденные аномалии развития, психические расстройства, болезни органов дыхания, эндокринная патология.
За последние пять лет общая численность инвалидов увеличилась почти на 50%, вместе с тем занятость инвалидов неуклонно сокращается, и в настоящее время в общественном производстве работает только около 15% от общего числа инвалидов. Между тем рациональное трудоустройство инвалида решает триединую задачу: способствует улучшению материального положения инвалида, укрепляет его престиж в семье и обществе, повышает уверенность в себе и дает сознание гражданской полноценности.
Среди неработающих инвалидов третьей группы лица трудоспособного возраста составляют 89,2%. Нуждаются в трудовом устройстве дополнительно более 15 тысяч человек из числа неработающих, а также около 5 тысяч человек из числа работающих, но выполняющих неадекватную по состоянию их здоровья или несоответствующую их профессии (образованию) работу. На современном этапе вопросы реабилитации инвалидов не могут быть решены без использования современных вспомогательных технических приспособлений и средств передвижения.
Согласно данным анкетного опроса с целью определения нуждаемости инвалидов Самарской области в средствах и приспособлениях для организации труда, быта и отдыха, проведенного специалистами Главного управления социальной защиты населения области в январе 2000 года, 72% инвалидов с нарушением зрения и 50% с заболеваниями опорно-двигательного аппарата из числа опрошенных нуждаются во вспомогательных средствах для самообслуживания, 50% слепых и 19% ограниченных в движении людей испытывают нужду во вспомогательных средствах для приема и приготовления пищи, 44% инвалидов по слуху и речи желают трудоустроиться. Результаты опроса подтверждают необходимость развития индустрии средств реабилитации и приспособлений, обеспечение условий доступности общения, отдыха, быта инвалидов, развития материально-технической базы для внедрения новых технологий и методов обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности.
Значительная часть строящегося в настоящее время жилья, магазинов, поликлиник, больниц, других объектов социального обслуживания, транспортных сооружений, в том числе сооружений улично-дорожной сети, рассчитаны, в основном, только на пользование ими здоровым человеком. Между тем почти 2,5% наших граждан, использующих для передвижения кресла-коляски, костыли, другие специальные средства или постороннюю помощь, лишены возможности беспрепятственно пользоваться всеми этими сооружениями в силу различных заболеваний опорно-двигательной системы или травм нижних конечностей. Кроме того, следует учитывать интересы инвалидов с дефектами слуха и зрения, престарелых, значительная часть которых имеет заболевания опорно-двигательного аппарата и испытывает затруднения при пользовании перечисленными объектами и сооружениями.
В силу несовершенства применяемых ранее архитектурно-планировочных решений строящихся объектов эта часть общества испытывает серьезные затруднения или полностью лишена возможности беспрепятственного пользования существующим жильем, объектами торговли, здравоохранения, социального обслуживания, транспортными сооружениями, улично-дорожной сетью, в то время как статья 19 Конституции Российской Федерации гарантирует полное равноправие всех граждан страны.
Среди нормативных актов, принятых во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", следует прежде всего отметить постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры", которое непосредственно направлено на решение данной проблемы. К сожалению, меры, предусмотренные в указанном документе, реализуются частично либо вовсе не выполняются.
Объективно оценивая состояние реабилитационной службы в Самарской области, можно констатировать, что она не функционирует как целостная система, поскольку недостаточно организована психологическая помощь больным, которая должна органически вплетаться в структуру медико-социальной реабилитации. В настоящее время не развита подготовка кадров для реабилитационной работы, не разработана методика преемственности между отдельными службами реабилитации. Пока не создана структура, которая помогла бы организационно и функционально объединить разрозненные усилия различных ведомств, образовательных учреждений, предприятий для решения очень важной социальной задачи - возвращения инвалида к активной общественной жизни.
В настоящее время мероприятия социальной поддержки ориентированы в большей степени на оказание материальной помощи. Финансовая поддержка является мерой необходимой, но она не ориентирует общественность и самих инвалидов на развитие и использование потенциала личности, не обеспечивает условий для их интеграции в общественную жизнь.