Недействующий

Принят Самарской Губернской Думой
 1 июля 2008 года


ЗАКОН

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

15 июля 2008 года № 87-ГД

О внесении изменений в Закон Самарской области «Об утверждении областной целевой программы модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года»

_____________________________________________________________________

Закон утратил силу - Закон Самарской области от 06 апреля 2009 г. № 50-ГД

_____________________________________________________________________       


Статья 1

(с изменениями на 6 апреля 2009 года)

Внести в Закон Самарской области от 12 мая 2005 года № 108-ГД «Об утверждении областной целевой программы модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года» (газета «Волжская коммуна», 2005, 14 мая; 2008, 7 мая) следующие изменения:

в приложении «Областная целевая программа модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года» (далее -Программа):

в паспорте Программы:

абзац девятый раздела «Цель и задачи Программы» после слов «общего пользования» дополнить словами «регионального или межмуниципального значения Самарской области (далее - автомобильные дороги общего пользования Самарской области)»;

в абзацах 1 и 3 раздела «Перечень программных мероприятий» слова «и сооружений на них» исключить;

в разделе «Объемы и источники финансирования» сумму «129 076,3 млн. рублей» заменить суммой «130 514,1 млн. рублей»;

в тексте Программы:
по тексту Программы слова «и сооружений на них» исключить;

в разделе 1 «Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами»:

подраздел 1.2 «Основные термины и понятия, используемые в Программе» изложить в следующей редакции:

«1.2. Основные термины и понятия, используемые в Программе

В настоящей Программе используются следующие термины и понятия:

модернизация автомобильных дорог -- приведение транспортно-эксплуатационных характеристик конструктивных элементов и дорожных сооружений автомобильных дорог (реконструкция, капитальный ремонт, ремонт) в соответствие с современными требованиями безопасности дорожного движения, направленное на повышение уровня жизни населения Самарской области;

опорная сеть автомобильных дорог общего пользования Самарской области - автомобильные дороги, принадлежащие к сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области, обеспечивающие связь областного и районных центров между собой и с автомобильными дорогами федерального значения, а также с другими регионами, связь автомобильных дорог федерального значения, областного центра Самарской области и районных центров с крупными транспортными узлами (аэропортами, пристанями, железнодорожными станциями и т.д.), проезд транзитного транспорта (обходы наиболее крупных населенных пунктов области).»;

в подразделе 1.3 «Краткая геоэкономическая характеристика Самарской области»;

в абзаце первом цифру «38,7» заменить цифрой «34,59», цифру «12,7» заменить цифрой «13,6»;

абзац второй изложить в следующей редакции:

«По территории Самарской области проходит автомобильная дорога общегосударственного значения М-5 «Урал». По этой автомобильной дороге перевозятся грузы из Европы па Урал и в Сибирь. Самарская область связана автомобильными дорогами федерального значения с Республикой Казахстан и другими государствами Средней Азии и южными регионами Российской Федерации.»;

в абзаце третьем цифру «98 000» заменить цифрой «105 918», цифру «614000» заменить цифрой «696343», цифру «18600» заменить цифрой «23 453»;

в абзаце одиннадцатом цифру «2003» заменить цифрой «2006»;
таблицу 1 изложить в следующей редакции:

«Таблица 1

Объемы перевозок грузов предприятиями транспорта в 2006 году

Наименование предприятий

Объем перевозок


Всего в 2006 году, тыс, тонн

% к 2005 году

Предприятиями транспорта

69 100,0

100,8

     В том числе: ж ел езн одор ожн ого

23 900,0

99,2

автомобильного

9 400,0

110,5

речного

6 900,0

98,5

воздушного

1,7

105,4

'трубопроводного (нефтепроводного)

28 900,0

100»;


подраздел 1.4 «Состояние сети автомобильных дорог и искусственных сооружений на них и дорожного хозяйства Самарской области» изложить в следующей редакции:

«1.4. Состояние сети автомобильных дорог общего пользования Самарской области и дорожного хозяйства

Основой дорожной сети Самарской области является сеть автомобильных дорог общей протяженностью почти 8 тыс. км, включающая автомобильные дороги федерального значения н автомобильные дороги общего пользования Самарской области. Структура сети автомобильных дорог, расположенных на территории Самарской области, приведена в таблице 2,

Таблица 2

Структура сети автомобильных дорог, расположенных на территории Самарской области, по состоянию на 1 января 2008 года

Административное значение автомобильных дорог

Протяже нность, км

В том числе по категориям, км



I

II

III

IV

V

Федеральное

686,3

75,5

220,1

374,1

2,2

14,4

Региональное

6995

64

388

1295

5135

113

Всего

7681,3

139,5

608,1

1669,1

5137,2

127,4

 

Из приведенных показателей видно, что на 74% сеть автомобильных дорог общего пользования Самарской области состоит из дорог IV категории.

Из приведенных в таблице 3 показателей видно, что 98% автомобильных дорог федерального значения и 99,9% автомобильных дорог регионального значения имеют твердое покрытие.

Таблица 3

Обеспеченность Самарской области автомобильными дорогами с твердым покрытием по состоянию на 1 января 2008 года

Административное значение автомобильных дорог

Протяженность,
км

     В том числе с твердым покрытием



км

%

Федерального значения

686,3

671,9

98

Регионального значения

6995

6986

99,9

  
     Основная задача автомобильных дорог общего пользования Самарской области - обеспечение автотранспортных связей внутри области.

Наряду с обеспечением внутриобластных связей автомобильные дороги общего пользования Самарской области обеспечивают связь с пограничными районами и поселениями соседних областей.

Наиболее значимыми автомобильными дорогами являются:

«Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград» (протяженность в пределах области - 96,75 км, построена с асфальтобетонным покрытием на протяжении 13,1 км по параметрам I технической категории, 49,0 км - II технической категории, 34,65 км - III технической категории);

«Самара - Бугуруслан» (протяженность в пределах области -156,48 км, построена с асфальтобетонным покрытием по параметрам 1-Ш технической категории);

«Димитровград - Узюково - Тольятти» (протяженность в пределах области - 46,6 км, построена с асфальтобетонным покрытием по параметрам III технической категории);

Обводная дорога г. Самары от автомобильной дороги «Урал» до автомобильной дороги «Самара - Волгоград» (протяженность - 79,51 км, построена с асфальтобетонным покрытием по параметрам II технической категории).

Несмотря на то, что за последнее время вводилось в эксплуатацию значительное количество автомобильных дорог общего пользования Самарской области, транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог общего пользования Самарской области можно расценивать как неудовлетворительное по следующим причинам:

большинство существующих автомобильных дорог общего пользования Самарской области рассчитано на осевую нагрузку до 6 тонн (в настоящее время, как правило, грузовые автомобили имеют осевую нагрузку до 10 тонн, а несоответствие технического состояния ранее построенных дорог интенсивности движения и осевым нагрузкам требует дополнительных средств на ямочный ремонт и ликвидацию келейности для поддержа-

ния автомобильных дорог общего пользования Самарской области в нормативном состоянии);

12% автомобильных дорог общего пользования Самарской области имеют дорожное покрытие в критическом состоянии (почти у половины дорог дорожное покрытие находится в удовлетворительном состоянии, но требуется проведение ремонтных работ, значительная часть дорог требует реконструкции с повышением технической категории).

В настоящее время из-за несоответствия уровня развития и транс-портно - эксплуатационного состояния дорожной сети спросу на автомобильные перевозки экономика и население Самарской области несут значительные потери. Пользователи автотранспортных средств теряют в течение суток до 40:60 минут свободного или рабочего времени из-за низких скоростей движения и простоев в случае возникновения транспортных заторов.

Отсутствие подъездов с твердым покрытием к небольшим отдаленным сельским населенным пунктам обуславливает значительные затраты на перевозки по грунтовым дорогам, которые в 1,8-2,2 раза выше, чем по дорогам с твердым покрытием, и в 3-4 раза выше, чем по дорогам с усовершенствованным покрытием. Движение по этим дорогам крайне затруднено в осенне-весенний период. Затрудненный подъезд по этим дорогам к земельным угодьям из-за несвоевременного выполнения посевных, уборочных и других работ также приводит к значительным потерям сельскохозяйственных предприятий.

Неразвитость дорожной сети усугубляет проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной и профилактической медицинской помощи, дополнительных потерь времени и ограничения в поездках. Отсутствие подъездов с твердым покрытием к населенным пунктам сдерживает их развитие, наблюдается тенденция к уменьшению количества населенных пунктов. Это приводит к сокращению площадей обрабатываемых сельскохозяйственных угодий и снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции.

На автомобильных дорогах общего пользования Самарской области эксплуатируется 72 железнодорожных переезда, а также 447 инженерно-мостовых сооружений общей протяженностью 23 867,64 метра погонной длины. 120 имеют недостаточные габариты уже на настоящий момент, 140 требуют ремонта, необходимо провести обследование технического состояния 194 мостов и путепроводов.

Фактическое содержание инженерно-мостовых сооружений в настоящее время заключается только в уходе за сооружением, что негативно влияет на сроки эксплуатации. Уменьшение затрат на содержание сооружений значительно увеличивает затраты на их ремонт и реконструкцию.

Существуют проблемы с пропуском транзитного транспорта по улич-но - дорожной сети городских и сельских населенных пунктов. Автомобильные дороги общего пользования Самарской области проходят через 215 населенных пунктов.

Строительство автомобильных дорог общего пользования Самарской области за пределами населенных пунктов позволяет снять нагрузку, оказываемую транзитным транспортом на улицы поселений, но не всегда стимулирует развитие единой дорожной сети и не всегда эффективно с экономической точки зрения.

     Сохранение существующей дорожной инфраструктуры и ее развитие невозможно при недостаточном поступлении средств на финансирование дорожного хозяйства, однако объем средств, направляемых на нужды авто-мобильных дорог общего пользования Самарской области, в доле областного бюджета за последние годы неизменно снижался.

Согласно действовавшему в 2000 году законодательству ставка налога па пользователей автодорог составляла 2,5%, из них 0,5% - одна пятая часть ставки налога зачислялась в федеральный бюджет, 2% - четыре пятых ставки - в территориальные дорожные фонды.

С 2001 года ставка налога на пользователей автодорог снижена до одного процента и отменен налог на приобретение автотранспортных средств, также зачисляемый в дорожные фонды субъектов Российской Федерации.

Взамен отмененного с 1 января 2003 года налога на пользователей автодорог (налога с оборота) и налога с владельцев транспортных средств введены налоги и сборы, малозависящие от темпов развития валового регионального продукта (транспортный налог, земельный налог, акцизы на нефтепродукты).

Следствием изменения источников формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации (с учетом механизма компенсации выпадающих доходов) доходы дорожных фондов субъектов Российской Федерации, и в частности Самарской области, не росли, а неизменно снижались. Вследствие этого за период с 2000 по 2004 год устойчиво снижался объем выполненных работ по строительству, реконструкции и ремонту автодорог.

Доходы целевого бюджетного дорожного фонда Самарской области за последние годы не обеспечивали развитие автомобильных дорог общего пользования Самарской области и дорожной инфраструктуры, явно недостаточно выделялось средств, необходимых для проведения в полном объеме работ по ремонту действующей сети. Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» с 01.01.2008 статья 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации о целевом бюджетном фонде признана утратившей силу. Таким образом, с 01.01.2008 финансирование строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог общего пользования Самарской области осуществляется из областного бюджета.

В результате недостаточного финансирования значительно ухудшилось транспортно - эксплуатационное состояние действующей сети автомобильных дорог общего пользования Самарской области. Недостаток финансовых ресурсов, необходимых на ремонт и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Самарской области, негативно отражается на уровне безопасности дорожного движения, что приведет к увеличению количества ДТП, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями, и дополнительным затратам на содержание автомобильных дорог общего пользования Самарской области.

Темпы развития дорожной сети не соответствуют темпам социально-экономического развития Самарской области и не обеспечивают потребность в перевозках в соответствии с возрастанием темпов автомобилизации. В настоящее время социально-экономическое развитие региона во многом сдерживается из-за нарастающих ограничений при эксплуатации автомобильных дорог общего пользования Самарской области, основные из которых - крайне низкая пропускная способность и высокая степень износа значительной части автомобильных дорог общего пользования Самарской области, отсутствие круглогодичных связей с рядом населенных пунктов.

Сохранение отставания темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации и роста автомобильных перевозок приведет к возникновению систематических транспортных заторов на ряде участков магистральных внегородских и городских дорог, неразвитость автомобильных дорог общего пользования Самарской области будет препятствовать развитию территорий и сдерживать повышение уровня жизни жителей сельских поселений.

Содержание автомобильных дорог общего пользования Самарской  области предусматривает проведение полного комплекса круглогодичных работ на всей сети автомобильных дорог общего пользования Самарской области в соответствии с действующими нормативными документами. В целях создания устойчивой и эффективной государственной системы содержания автомобильных дорог общего пользования Самарской области, способной обеспечить уход и сохранность сооружений при оптимальных

финансовых    затратах    и    оптимальном    использовании    материально-технических ресурсов, предусмотрено:

создание системы мониторинга транспортных потоков на автомобильных дорогах общего пользования Самарской области, ведение учета интенсивности, скорости и состава движения, обработка данных и на их основе планирование ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования Самарской области (учитывая высокую стоимость оборудования, которая обусловлена уникальностью и отсутствием массового производства, данное мероприятие планируется к внедрению в сроки не ранее 2010-2012 годов, при этом в настоящую Программу будут внесены необходимые изменения);

проведение работ по озеленению автомобильных дорог общего пользования Самарской области, что снизит вероятность снежных заносов, уменьшит распространение вредных автомобильных выбросов, улучшит эстетические качества дорог и, следовательно, уменьшит утомляемость водителей и, в конечном итоге, будет способствовать снижению аварийности.

В состав работ по содержанию искусственных дорожных сооружений входят уход, профилактика и планово-предупредительный ремонт.

Проведение всех работ по содержанию мостовых сооружений с момента постройки приводит к увеличению их срока службы. В частности, постоянный уход увеличивает предельные сроки эксплуатации с 30 до 40 лет, а уход и профилактика - до 70 лет. При этом затраты на содержание минимальны. В то же время отсутствие ухода заставляет вкладывать боль-  шие средства в восстановительные работы при значительно меньшем выигрыше в сроке службы. Таким образом, при обеспечении финансирования работ по содержанию мостовых сооружений продляется их срок службы, сокращаются удельные годовые затраты и в целом планируется достижение сокращения затрат на ремонт, реконструкцию и замену мостов и путепроводов на 250-300 млн. рублей за весь период, на который рассчитана настоящая Программа.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»