Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 1630 от 26.04.2005 г.
ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
12 мая 2005 года № 108-ГД
Об утверждении областной целевой программы модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года
Статья 1
_______________________________________________________________
Изменение:
Закон Самарской области от 05 мая 2008 г. № 43-ГД;
Закон Самарской области от 15 июля 2008 г. № 87-ГД;
Закон Самарской области от 10 ноября 2008 г. № 123-ГД;
Закон Самарской области от 08 декабря 2008 г. № 148-ГД;
Закон Самарской области от 24 декабря 2008 г. № 153-ГД
______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Закон утратил силу - Закон Самарской области от 06 апреля 2009 г. № 50-ГД
_____________________________________________________________________
Утвердить прилагаемую областную целевую программу модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года.
Статья 2
(с изменениями на 6 апреля 2009 года)
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор Самарской области
К.А. Титов
Утверждена Законом Самарской области
N 108-ГД от 12.05.2005 г.
Областная целевая программа модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года
(в редакции Закона Самарской области от 08 декабря 2008 г. № 148-ГД)
(в редакции Закона Самарской области от 24 декабря 2008 г. № 153-ГД)
(далее - Программа)
Паспорт Программы
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа модернизации и
ПРОГРАММЫ развития сети автомобильных дорог Самарской
области до 2025 года
ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение Губернатора Самарской области от
РЕШЕНИЯ 19 апреля 2004 года
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Правительство Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ - министерство транспорта, связи и
ИСПОЛНИТЕЛЬ автомобильных дорог Самарской области
ПРОГРАММЫ (далее - Министерство)
ОСНОВНОЙ - Министерство
РАЗРАБОТЧИК
ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ - основной целью Программы является содействие
ПРОГРАММЫ экономическому росту в Самарской области, а
также повышению уровня жизни населения за
счет формирования сети автомобильных дорог,
соответствующей потребностям экономики и
населения.
Достижение данной цели обеспечивается за
счет решения следующих задач:
формирование дорожной сети, способной
удовлетворить возрастающий спрос на
перевозки автомобильным транспортом;
сокращение транспортных издержек при
перевозке грузов и пассажиров автомобильным
транспортом;
содействие интеграционным процессам,
развитию экономических и культурных связей
между районами области, развитию партнерских
взаимоотношений с соседними регионами;
обеспечение круглогодичного транспортного
сообщения с населенными пунктами;
сокращение числа дорожно-транспортных
происшествий (далее - ДТП), снижение
отрицательного воздействия на окружающую
среду и обеспечение своевременного
медицинского обслуживания в удаленных
районах области в результате развития
дорожной сети;
увеличение сферы услуг на объектах дорожной
инфраструктуры;
строительство обходов населенных пунктов,
модернизация и развитие внутригородских
участков автомобильных дорог, являющихся
продолжением автомобильных дорог общего
пользования регионального или
межмуниципального значения Самарской области
(далее - автомобильные дороги общего
пользования Самарской области);
(в ред. Закона Самарской области от 15.07.2008 N 87-ГД)
завершение формирования опорной сети
современных автомагистралей на основных
направлениях автотранспортных потоков, в том
числе в составе международных транспортных
коридоров
СРОКИ И ЭТАПЫ - Программа рассчитана на период с 2005 по
РЕАЛИЗАЦИИ 2025 год. Реализация Программы осуществляется
ПРОГРАММЫ в 2 этапа:
первый этап - 2005 - 2010 годы (будут
выполняться работы по поддержанию дорожной
сети, уменьшению отставания по срокам
ремонтов дорог с одновременным повышением
технического уровня и пропускной способности
дорог на наиболее загруженных направлениях,
ликвидацией незавершенного производства,
будут начаты работы по формированию новых
автодорожных направлений и продолжится
развитие традиционных транспортных
коридоров, обеспечивающих международные и
межрегиональные транспортные связи);
второй этап - 2011 - 2025 годы (планируется
значительно сократить отставание по срокам
ремонтов дорог, увеличить объемы работ по
реконструкции существующих дорог, продолжатся
работы на участках, входящих в международные
и межрегиональные транспортные коридоры)
ПЕРЕЧЕНЬ - строительство и реконструкция автомобильных
ПРОГРАММНЫХ дорог общего общего пользования Самарской
МЕРОПРИЯТИЙ области;
- разработка проектно-сметной документации,
проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и внедренческих работ;
- ремонт и содержание действующей сети
автомобильных дорог общего пользования
Самарской области;
- управление дорожным хозяйством в Самарской
области;
(раздел в ред. Закона Самарской области от 05.05.2008 N 43-ГД,
Закона Самарской области от 15 июля 2008 г. № 87-ГД)
ИСПОЛНИТЕЛИ - подрядные организации, привлекаемые на
ПРОГРАММЫ конкурсной основе, а также государственное
казенное предприятие Самарской области
"АСАДО" (далее - ГКП "АСАДО")
ОБЪЕМЫ И - финансирование Программы предусмотрено
ИСТОЧНИКИ в объеме 133734,9 млн. рублей за счет
ФИНАНСИРОВАНИЯ средств областного бюджета
(раздел в редакции Закона Самарской области от 15 июля 2008 г. № 87-ГД;
Закона Самарской области от 10 ноября 2008 г. № 123-ГД,
Закона Самарской области от 08 декабря 2008 г. № 148-ГД)
(в редакции Закона Самарской области от 24 декабря 2008 г. № 153-ГД)
ОЖИДАЕМЫЕ - в результате реализации Программы:
РЕЗУЛЬТАТЫ сократится число погибших и раненых в ДТП;
РЕАЛИЗАЦИИ увеличится количество сельских населенных
ПРОГРАММЫ пунктов, обслуживаемых благоустроенными
автодорогами;
сократится смертность в районах бездорожья
из-за своевременного оказания медицинской
помощи;
будут созданы новые рабочие места;
сократится шумовое воздействие и эмиссия
вредных веществ;
улучшится обслуживание транспортных
направлений, будут освоены новые территории
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ - контроль за ходом реализации Программы
КОНТРОЛЯ ЗА возлагается на Министерство. Контроль за
ИСПОЛНЕНИЕМ расходованием бюджетных средств осуществляет
ПРОГРАММЫ министерство. Оценка выполнения Программы
производится ежегодно по плановым и
фактически достигнутым показателям.
(раздел в редакции Закона Самарской области от 10 ноября 2008 г. № 123-ГД)
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1.1. Введение
Настоящая Программа разработана в соответствии с основными направлениями федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)".
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Самарской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связи между районами и населенными пунктами Самарской области, а также выхода на дорожную сеть сопредельных регионов во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий для предпринимательской деятельности и повышения уровня жизни населения, проведения структурных реформ и интеграции транспортной системы области в транспортную систему России. Развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития Самарской области и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации. Программа учитывает тенденции в политике и экономике и способствует решению задачи интеграции экономики области в систему государственных связей.
В настоящее время социально-экономическое развитие области во многом сдерживается из-за ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, так как исчерпана пропускная способность и высока степень износа значительной части дорог, отсутствуют круглогодичные связи с рядом населенных пунктов. Низкий технический уровень дорог обуславливает высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции.
За последние 8 лет наблюдается тенденция к сокращению количества населенных пунктов (с 1356 в 1996 году до 1314 в 2003 году). Одной из причин является отсутствие автодорог с твердым покрытием. С ликвидацией населенных пунктов резко теряют продуктивность прилегающие к ним сельскохозяйственные угодья, что негативно сказывается на результатах деятельности агропромышленного комплекса.
Парк автотранспортных средств ежегодно увеличивается. На долю автотранспорта приходятся значительные объемы перевозок грузов и междугородных пассажирских перевозок. Темпы развития автомобильных дорог области отстают от возрастающей потребности в автомобильных перевозках и темпов роста автомобилизации, которая должна служить определяющим фактором для перспектив развития автодорог.
На автомобильных дорогах области сохраняется высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП, чему в значительной степени способствует перегруженность и состояние автодорог. Также существуют проблемы и с пропуском транзитного автотранспорта по улично-дорожной сети городов и населенных пунктов. В настоящее время населенные пункты, по которым следует транзитный транспорт, вынуждены за свои средства восполнять ущерб, наносимый экологии селитебных территорий.
Наряду с задачами развития и поддержания сети автомобильных дорог требуют своего решения проблемы формирования законодательной и нормативно-технической базы обеспечения сохранности автодорог, развития индустрии дорожного хозяйства и стройматериалов, совершенствования планирования, управления и финансирования дорожного хозяйства.
Настоящая Программа определяет новый этап в создании и содержании сети автомобильных дорог, соответствующей задачам социально-экономического развития области на предстоящий период, на основе ранее накопленного опыта управления дорожным хозяйством, предусматривает комплексный подход к решению проблемы перехода от практики выполнения работ на отдельных участках дорог и сооружениях к развитию автодорожных маршрутов и крупных звеньев сети автомобильных дорог, устанавливает приоритеты дорожной политики и инструменты ее реализации, перечень программных мероприятий, направления повышения эффективности предоставления государственных услуг и обеспечения безопасности дорожного движения, потребности в модернизации и развитии сети автомобильных дорог Самарской области.
1.2. Основные термины и понятия, используемые в Программе
(в редакции Закона Самарской области от 15.07.2008 N 87-ГД)
В настоящей Программе используются следующие термины и понятия:
модернизация автомобильных дорог - приведение транспортно-эксплуатационных характеристик конструктивных элементов и дорожных сооружений автомобильных дорог (реконструкция, капитальный ремонт, ремонт) в соответствие с современными требованиями безопасности дорожного движения, направленное на повышение уровня жизни населения Самарской области;
опорная сеть автомобильных дорог общего пользования Самарской области - автомобильные дороги, принадлежащие к сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области, обеспечивающие связь областного и районных центров между собой и с автомобильными дорогами федерального значения, а также с другими регионами, связь автомобильных дорог федерального значения, областного центра Самарской области и районных центров с крупными транспортными узлами (аэропортами, пристанями, железнодорожными станциями и т.д.), проезд транзитного транспорта (обходы наиболее крупных населенных пунктов области).
1.3. Краткая геоэкономическая характеристика Самарской области
Самарская область является одним из крупнейших транспортных узлов России. Через нее пролегают кратчайшие пути из Центральной и Западной Европы в Сибирь, Среднюю Азию и Республику Казахстан. Основная масса пассажиро- и грузопотоков приходится на автомобильный и железнодорожный транспорт. Удельный вес железнодорожного транспорта в общем объеме всех перевезенных грузов составляет 34,59%, автомобильного - 13,6%.
(в ред. Закона Самарской области от 15.07.2008 N 87-ГД)
По территории Самарской области проходит автомобильная дорога общегосударственного значения М-5 "Урал". По этой автомобильной дороге перевозятся грузы из Европы на Урал и в Сибирь. Самарская область связана автомобильными дорогами федерального значения с Республикой Казахстан и другими государствами Средней Азии и южными регионами Российской Федерации.
(в ред. Закона Самарской области от 15.07.2008 N 87-ГД)
Пассажирские и грузовые перевозки выполняют 55 автотранспортных предприятий Самарской области. Автомобильный парк области насчитывает более 105 918 грузовых автомобилей, более 696 343 легковых автомобилей и более 23 453 автобусов.
(в ред. Закона Самарской области от 15.07.2008 N 87-ГД)
Особую роль в пассажиро- и грузоперевозках играет железнодорожный транспорт, который представлен Куйбышевской железной дорогой и Южно-Уральской железной дорогой. Плотность железных дорог региона составляет примерно 15,8 км на одну тысячу квадратных километров, что в 2,4 раза выше среднего показателя по стране.
Прогнозируемый рост грузопотоков на 2005 год составляет 15%, а на период до 2010 года - 33%.
Ожидается, что к 2010 году объем внешней торговли России в стоимостном выражении вырастет на 70%, а объем перевозок экспортных грузов увеличится до 35%. Перевозку этих грузов не смогут осуществить Нижегородский и Казанский транспортные узлы, пропускная способность которых, по данным Минтранса России, составляет 150 млн. тонн, в то время как Самарского узла - до 230 млн. тонн. На сегодняшний день он загружен лишь на 170 млн. тонн. С учетом мероприятий по оптимизации технологий перевозок пропускная способность может возрасти еще на 15-20%.