Принят Самарской Губернской Думой
23 октября 2007 года
ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
07 ноября 2007 года № 132-ГД
Об утверждении областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения до 2015 года»
Статья 1
(с изменениями на 6 апреля 2009 года)
_________________________________________________________________
Изменение:
Закон Самарской области от 11 июля 2008 г. № 83-ГД;
Закон Самарской области от 08 декабря 2008 г. № 134-ГД
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Закон утратил силу - Закон Самарской области от 06 апреля 2009 г. № 50-ГД
_____________________________________________________________________
Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения до 2015 года».
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор Самарской области
В.В. Артяков
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Закону Самарской области
"Об утверждении областной целевой программы "Повышение
безопасности дорожного движения до 2015 года"
Областная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения до 2015 года"
(далее - Программа)
Паспорт программы
Наименование программы | - | областная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения до 2015 года" |
Дата принятия решения | - | поручение вице-губернатора Самарской области от 01.03.2007 № 1-30/516; поручение и.о. первого заместителя председателя Правительства Самарской области от 20.03.2007 № 6-30/516 |
Государственный заказчик программы | - | Правительство Самарской области |
Головной исполнитель программы | - | министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области |
Основной разработчик программы | - | министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области |
Цели и задачи программы | - | цели Программы: повышение безопасности дорожного движения в Самарской области за счет выполнения комплекса организационных и технических мероприятий; сокращение числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП); задачи Программы: создание системы профилактики, позволяющей сформировать стереотип законопослушного поведения и негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения; |
Сроки и этапы реализации программы | - | с 2008 по 2015 год: 1 этап (2008-2009 годы) - проведение первоочередных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения; |
Исполнители программы | - | аппарат Правительства Самарской области; министерство здравоохранения и социального развития Самарской области; министерство образования и науки Самарской области; министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области; департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области; хозяйствующие субъекты, привлекаемые в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд |
Источники и объемы финансирования программы
| на реализацию Программы потребуются средства областного бюджета в сумме 783164 тыс. рублей, в том числе: | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
| на реализацию Программы потребуются средства областного бюджета в сумме |
Система организации контроля за исполнением программы |
| сокращение числа погибших в результате ДТП, по сравнению с 2004 годом, к 2012 году на 33 процента, а к 2015 году на 40 процентов; социально-экономический эффект в результате сохранения жизни людей в размере 3764 млн. рублей (в ценах 2006 года); условный вклад в валовой региональный продукт от сокращения числа ДТП в размере 350 млн. рублей (в ценах 2006 года) |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
По данным Всемирной организации здравоохранения, 30-40 процентов всей смертности от несчастных случаев приходится на долю дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).
В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года отмечается, что решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны.
В 2006 году в России произошло свыше 229 тыс. ДТП, в которых погибло 32,72 тыс. человек. По сравнению с 1999 годом, число погибших возросло на 10,1 процента. Более четверти погибших в ДТП составили люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет).
В Самарской области, по данным Главного управления внутренних дел по Самарской области (далее - ГУВД по Самарской области), в 2005 году произошло 4496 ДТП, в которых пострадало 5948 человек, погибло 748 человек. В 2006 году число ДТП достигло 5241 (рост 16,6 процентов), пострадало 7154 человека (рост 20,3 процента), погибло 752 человека (рост 0,5 процента).
Данные, характеризующие причины возникновения ДТП на дорогах Самарской области, за 2005 и 2006 годы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Причины возникновения ДТП в 2005-2006 годах
ДТП | Погибло | Ранено | |||||||
2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||||
количество | отклонения, % | количество | отклонения, % | количество | отклонения, % | ||||
Общее количество ДТП | 223342 | 229140 | 2,6 | 33957 | 32724 | -3,6 | 274864 | 285362 | 3,8 |
в Приволжском федеральном округе | 43614 | 45928 | 5,3 | 6799 | 6455 | -4,9 | 52874 | 56897 | 7,6 |
в Самарской области | 4496 | 5241 | 16,6 | 748 | 752 | 0,5 | 5200 | 6402 | 23,1 |
ДТП из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств | 180576 | 187531 | 3,9 | 27623 | 26776 | -3,1 | 236735 | 247794 | 4,7 |
в Приволжском федеральном округе | 34928 | 37239 | 6,9 | 5475 | 5323 | -2,8 | 45191 | 49070 | 8,6 |
в Самарской области | 3624 | 4446 | 22,6 | 618 | 663 | 7,3 | 4426 | 5662 | 27,9 |
ДТП из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии опьянения | 19567 | 17017 | -13,0 | 3170 | 2673 | -15,7 | 28327 | 24837 | -12,3 |
в Приволжском федеральном округе | 3790 | 3295 | -13,1 | 633 | 533 | -15,8 | 5209 | 4761 | -8,6 |
в Самарской области | 251 | 277 | 10,4 | 34 | 40 | 17,6 | 340 | 401 | 17,9 |
ДТП из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами | 49610 | 47665 | -3,9 | 7898 | 7390 | -6,4 | 43920 | 42532 | -3,2 |
в Приволжском федеральном округе | 9940 | 9934 | -0,1 | 1598 | 1411 | -11,7 | 8762 | 8966 | 2,3 |
в Самарской области | 870 | 806 | -7,4 | 136 | 96 | -29,4 | 763 | 743 | -2,6 |
ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет | 25489 | 24930 | -2,2 | 1341 | 1276 | -4,8 | 26097 | 25720 | -1,4 |
в Приволжском федеральном округе | 4982 | 5011 | 0,6 | 266 | 244 | -8,3 | 5072 | 5173 | 2,0 |
в Самарской области | 532 | 608 | 14,3 | 28 | 18 | -35,7 | 527 | 654 | 24,1 |
На диаграммах рис. 1,2 представлено распределение причин возникновения ДТП по вине водителей за 2006 год.
Показатель тяжести последствий ДТП, характеризующийся числом погибших в ДТП на 100 пострадавших, по Самарской области составляет 10,5, что более чем в 5 раз выше по сравнению с США и Германией, где этот показатель равен 1,2 и 1,9 соответственно.
ДТП наносят экономике России значительный ущерб, который составил за последние 4 года 2,2 - 2,6 процента валового внутреннего продукта страны. В 2006 году ущерб составил 476,44 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 229,07 млрд. рублей. По Самарской области эти показатели на основе прогнозных данных могут составлять 9,3 млрд. рублей и 5,7 млрд. рублей соответственно.
В Самарской области уровень обеспечения автомобилями составляет 205 автомобилей на 1 тыс. человек постоянного населения, тогда как существующая дорожно-транспортная инфраструктура в городах фактически соответствует уровню 60 - 100 автомобилей на 1 тыс. жителей. Следствием такого положения является ухудшение условий движения, заторы, увеличение расхода топлива, ухудшение экологической обстановки и рост количества ДТП. Более 70 процентов всех ДТП происходит в городах и населенных пунктах.
Несвоевременное оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим на начальном этапе из-за отсутствия соответствующих знаний и навыков у участников дорожного движения и очевидцев ДТП, большой радиус зон обслуживания, запоздалое оповещение и прибытие к месту событий спасателей и медицинских бригад являются причинами высокой смертности на автомобильных дорогах. Общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидность выше в 6 раз, а пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
Самарский регион по числу погибших в ДТП на 100000 жителей (22,6 чел.) занимает 6-е место (из 14) в Приволжском федеральном округе и 53 в России. В Москве этот показатель равен 12,8 чел., а в Санкт-Петербурге 16,5 чел., при этом показатель числа происшествий на 100 000 жителей в Санкт-Петербурге значительно выше, чем в Самарской области и составляет 164,3 против 113,2.
Таким образом, основными из многочисленных факторов, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения в области, являются:
низкие потребительские свойства автомобильных дорог;
недостаточный уровень технической оснащённости и несовершенство системы контроля и управления дорожным движением;
низкая водительская дисциплина;
недостаток спасателей и медицинских бригад, в особенности на удаленных от населенных пунктов участках автомобильных дорог, слабая их оснащенность современным оборудованием, средствами связи для обеспечения их взаимодействия между собой и работниками дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Самарской области (далее - ГИБДД).
Государственное управление обеспечением безопасности дорожного движения в условиях фактического отсутствия программно-целевого подхода характеризуется отсутствием четкого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Отсутствуют критерии оценки эффективности деятельности субъектов управления, а также механизмы контроля со стороны вышестоящих органов государственной власти. Меры, направленные на исправление ситуации, неэффективны, поскольку не носят целенаправленного характера и не подчинены единой задаче. Мероприятия в области обеспечения безопасности дорожного движения финансируются, в основном, за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности органов исполнительной власти.
Фактически отсутствует система организационных, плановых и инженерных мер в области совершенствования системы управления движением транспорта. Реализуемые мероприятия носят эпизодический характер. Воздействие на участников дорожного движения с целью формирования общественно значимых стереотипов транспортной культуры и повышения правосознания осуществляется недостаточно.
Ожидаемые показатели аварийности в условиях отсутствия программно-целевого метода приведены в таблице 2.
Настоящая Программа позволит обеспечить комплексное и системное решение проблемы на основе:
определения конкретных целей, задач и мероприятий;
концентрации ресурсов с целью реализации мероприятий, осуществляемых в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
повышения эффективности управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, использование программно-целевого метода позволит существенно повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти Самарской области по обеспечению безопасности дорожного движения.
Основные цели и задачи программы
Цели Программы:
повышение безопасности дорожного движения в Самарской области за счет выполнения комплекса организационных и технических мероприятий;
сокращение числа погибших в результате ДТП.
Задачи Программы:
создание системы профилактики, позволяющей сформировать стереотип законопослушного поведения и негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
совершенствование системы мер по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
повышение качества подготовки водителей транспортных средств;
совершенствование форм и методов организации контрольно-надзорной деятельности за соблюдением норм и правил в области обеспечения безопасности дорожного движения;
ликвидация мест концентрации ДТП путем оптимизации режимов движения на участках улично-дорожной сети с использованием современных инженерных схем организации дорожного движения, технических средств (светофоры и прочее) и автоматизированных систем управления движением;
сокращение времени прибытия соответствующих служб на место ДТП, повышение эффективности их деятельности при оказании помощи пострадавшим.
Решение задач по улучшению потребительских качеств автомобильных дорог и развитию придорожной инфраструктуры предусмотрено в действующей областной целевой программе модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года, утвержденной Законом Самарской области от 12 мая 2005 года № 108-ГД.
Ожидаемая динамика достижения показателей Программы приведена в таблице 3.
Таблица 2
Ожидаемые показатели аварийности в условиях отсутствия программно-целевого метода
2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | Итого на 2008-2015 годы | |
Количество лиц, погибших в результате ДТП, человек | 756 | 760 | 763 | 767 | 771 | 775 | 779 | 783 | |
Количество ДТП с пострадавшими, единиц | 5294 | 5320 | 5347 | 5373 | 5400 | 5427 | 5454 | 5482 |