Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) является мировой тенденцией. Применение ИКТ в Самарской области имеет решающее значение для повышения качества жизни, эффективного функционирования органов власти, более продуктивного взаимодействия государства и гражданина, роста конкурентоспособности экономики региона.
Стратегической целью развития и использования ИКТ в Самарской области является построение информационного общества, представляющего собой:
глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ, где с помощью компьютерного представления и обработки знаний будет достигаться высокий уровень качества и оперативности принимаемых решений;
общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать;
общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому новые возможности для самореализации;
общество, в котором значительная часть взаимоотношений между гражданами, властью и бизнесом реализуется посредством ИКТ в рамках электронного правительства;
общество, в котором на удовлетворение потребности в государственных услугах тратится минимум времени как со стороны граждан и бизнеса, так и со стороны органов власти.
Электронное правительство является необходимой составляющей информационного общества, обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти и населения. С появлением новых технологий оно переходит на качественно иной уровень. В настоящее время электронное правительство является общепризнанной концепцией корпоративной информационной системы, реализующей современные методы взаимодействия общественных институтов и власти. Понятие «электронное правительство» включает трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей интернета, ИКТ с целью оптимизации предоставляемых услуг и повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления.
При этом выделяют три ключевых формы реализации деятельности электронного правительства, отличающиеся по ориентации на взаимодействие государства и населения, государства и бизнеса, государственных структур между собой.
Внедрение передовых информационных систем в деятельность органов власти и создание государственных информационных ресурсов становятся катализатором ускоренного развития отдельных направлений информационного общества, своеобразными точками роста в областях, за которые отвечают соответствующие государственные структуры.
Развитие информационного общества и формирование электронного правительства обеспечат:
большие возможности для выбора и принятия самостоятельных решений человеком при одновременном росте персональной ответственности за эти решения;
повышение качества и доступности оказываемых населению государственных и муниципальных услуг;
адресное получение услуг;
сокращение времени на получение услуг и информации;
открытость власти;
повышение эффективности принимаемых управленческих решений и межведомственного взаимодействия;
осуществление мониторинга потребностей и удовлетворенности населения качеством жизни и деятельностью органов исполнительной власти Самарской области.
Концепция развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года (далее - Концепция) разработана с учетом опыта проведения административной реформы, реализации проектов в сфере развития и использования ИКТ (в том числе в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 №65), Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 (№Пр-212), и Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р.
Нормативную правовую основу настоящей Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»;
Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»;
Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2007 №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждённая Президентом Российской Федерации 07.02.2008 (№Пр-212);
постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 №65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»;
постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 №931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 №1244-р «О Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 №1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2006 №1024-р «О Концепции региональной информатизации до 2010 года»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2007 №516-р «О Концепции создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.2007 №871-р «Об утверждении Типовой программы развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»;
приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 11.03.2008 №32 «Об утверждении Положения об общероссийском государственном информационном центре»;
постановление Правительства Самарской области от 09.10.2006 №129 «О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года»;
распоряжение Правительства Самарской области от 13.11.2008 №286-р «О совершенствовании автоматизированной информационной системы документооборота и делопроизводства Правительства Самарской области в органах исполнительной власти Самарской области».