Принят Самарской Губернской Думой
25 сентября 2007 года
ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
11 октября 2007 года № 107-ГД
О внесении изменений в Закон Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы"
_____________________________________________________________________
Закон утратил силу - Закон Самарской области от 06 апреля 2009 г. № 50-ГД
_____________________________________________________________________
Статья 1
(с изменениями на 6 апреля 2009 года)
Внести в Закон Самарской области от 11 июля 2006 года № 86-ГД "Об утверждении областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 года" (газета "Волжская коммуна", 2006, 15 июля; 9 декабря) следующие изменения:
в приложении № 1 к Закону Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы" (далее -Программа):
в паспорте Программы:
в разделе "Перечень подпрограмм":
абзац первый изложить в следующей редакции:
"основные мероприятия Программы обеспечивают реализацию поставленных целей и задач и распределены по семи подпрограммам";
дополнить абзацем следующего содержания:
"подпрограмма "Развитие базы стройиндустрии Самарской области" на 2007-2010 годы";
дополнить Программу подпрограммой "Развитие базы стройиндустрии Самарской области" на 2007-2010 годы в редакции согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Установить, что положения Программы в части исполнителей Программы, объемов и источников финансирования Программы, сроков и этапов реализации Программы, системы программных мероприятий до внесения соответствующих изменений в Программу, не распространяются на отношения, регулируемые подпрограммой "Развитие базы стройиндустрии Самарской области" на 2007-2010 годы.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора Самарской области
А.П. Нефедов
Приложение
к Закону Самарской области "О внесении изменений в
Закон Самарской области "Об утверждении областной целевой программы
"Жилище" на 2006-2010 годы"
"Приложение
к областной целевой программе "Жилище" на 2006-2010 годы
Паспорт подпрограммы
Наименование - подпрограммы | Подпрограмма «Развитие базы стройиндустрии Самарской области» на 2007-2010 годы |
Дата принятия решения - о разработке подпрограммы | постановление Правительства Самарской области от 02.05.2006 № 43 «О реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Самарской области» |
Государственный - | Правительство Самарской области |
Головной исполнитель - | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области |
Основной разработчик - | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, открытое акционерное общество «Проектный институт №2» (г. Москва) |
Цели и задачи - | цели Подпрограммы: создание и модернизация базовых производств промышленности строительных материалов, позволяющих обеспечить возрастающую в результате реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» потребность в основных видах строительной продукции в Самарской области; организация собственного производства основной части стройматериалов на основе использования местного ресурсного потенциала; снижение зависимости действующих организаций строительной отрасли от ввоза продукции промышленности строительных материалов из других регионов; переход от трудоемких и капиталоемких производств к наукоемким производствам; увеличение занятости населения; повышение экспортных возможностей промышленности строительных материалов и создание предпосылок для более интенсивного развития отрасли и экономики в целом Задачи Подпрограммы: проведение реконструкции и технического перевооружения существующих организаций по производству строительных материалов и конструкций, создание новых производств на основе внедрения прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий; обеспечение выпуска высококачественных конкурентоспособных материалов и изделий; повышение производительности труда за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов; обеспечение рационального использования минеральных природных ресурсов; активное использование возможностей привлечения прямых инвестиций, займов, кредитов; стимулирование внедрения новых технологий, машин и механизмов, технологического оборудования для производства строительных материалов и изделий путем широкого внедрения механизмов лизинга |
Сроки и этапы - реализации подпрограммы | 1 этап (2007-2008 годы) - разработка проектов модернизации действующих организаций базы стройиндустрии, строительство и ввод в эксплуатацию новых производств строительных материалов, внедрение инновационных технологий с общим объемом финансирования 6 814 млн. рублей; 2 этап (2009-2010 годы) - строительство, модернизация, реконструкция организаций по производству строительных материалов, ввод в эксплуатацию новых мощностей, внедрение инновационных технологий с общим объемом финансирования 5 612 млн. рублей |
Исполнители - подпрограммы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области; министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области; министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области; Торгово-промышленная палата Самарской области (по согласованию); хозяйствующие субъекты, привлекаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; организации строительного комплекса (по согласованию) |
Объемы и источники -финансирования подпрограммы | общий объем финансирования Подпрограммы составит 12426,00 млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 326,0 млн. рублей собственные средства организаций - 4284,5 млн. рублей; привлеченные средства организаций - 7815,5 млн. рублей. Объемы финансирования мероприятий Подпрограммы за счет иных, помимо областного бюджета, источников являются предполагаемыми. Подпрограмма не устанавливает финансовых обязательств организаций. Подпрограмма устанавливает исключительно расходные обязательства Самарской области. Мероприятия Подпрограммы, финансирование которых предполагается осуществить за счет собственных и привлеченных средств организаций, не являются расходными обязательствами Самарской области. В качестве механизмов реализации Подпрограммы планируется предоставление государственных гарантий по заимствованиям, осуществляемым на строительство новых объектов стройиндустрии и техническое перевооружение оборудования, в размере 2090,32 млн. рублей, в том числе: в 2007 году - 590,32 млн. рублей; в 2008 году - 500,00 млн. рублей; в 2009 году - 500,00 млн. рублей; в 2010 году - 500,00 млн. рублей |
Ожидаемые конечные - | увеличение мощности организаций по производству сборного железобетона за период с 2007 по 2010 год на 31% с 1173 до 1536 тыс. м(3); увеличение мощности организаций по производству изделий крупно-панельного домостроения за период с 2007 по 2010 год на 68% со 184 до 309 тыс. м(2); увеличение мощности организаций по производству штучных стеновых материалов за период с 2007 по 2010 год на 24% с 774,5 до 958,0 млн. штук условных кирпичей; увеличение мощности организаций по производству теплоизоляционных материалов за период с 2007 по 2010 год в 1,5 раза; увеличение загрузки организаций деревянного домостроения за период с 2007 по 2010 год до 100 % с 288 тыс. м(2)( )до 440 тыс. м(2); ( )восполнение дефицита таких строительных материалов, как цемент, щебень, гипс, кирпич, стекло за счет создания собственного производства на территории Самарской области; практическая реализация одной из важнейших социальных задач, направленных на обеспечение комфортным жильем населения России; сокращение сметной стоимости сооружаемых объектов за счет внедрения прогрессивных и ресурсосберегающих технологий, увеличение эффективности капитальных вложений, значительное снижение эксплуатационных расходов; увеличение занятости населения в строительном комплексе на 7000 рабочих мест; увеличение доходной части областного бюджета за счет налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций стройиндустрии |
Система организации - | организация управления Подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения возлагаются на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области; контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств областного бюджета осуществляет министерство управления финансами Самарской области; общественный контроль за ходом выполнения Подпрограммы и координацию взаимодействия между исполнителями Подпрограммы и хозяйствующими субъектами обеспечивает Торгово-промышленная палата Самарской области (по согласованию). |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1.1. Общие положения
Приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» поставлена стратегическая задача - увеличение в 2 раза объемов строительства жилых домов и доведение их к 2010 году до 2 млн. кв.метров, а за 2007 - 2010 годы суммарно 7,6 млн.кв.метров путем строительства коммерческого и муниципального жилья с одновременным решением вопросов повышения уровня комфортности и качества жилищного строительства.
В течение последних 5 лет на одного человека в целом по Самарской области ежегодно вводится примерно 0,27 кв. м жилья, что является чрезвычайно низким показателем по сравнению с развитыми странами, в которых ежегодно вводится от 0,7 до 1 кв. м на человека.
Согласно различным опросам порядка 70% населения хотели бы улучшить свои жилищные условия. Для того чтобы обновить жилой фонд и обеспечить растущие потребности в жилье, необходимо увеличить объемы жилищного строительства. Только в этом случае можно будет создать комфортные условия для проживания.
Вследствие того, что потребности граждан в жилье значительно превышают объемы строительства, в 2006 году происходило увеличение стоимости жилья на уровне 10% в месяц.
Чтобы найти выход из этой ситуации, нужны решения, которые дадут немедленный положительный результат и одновременно обеспечат рост объемов строительства в последующие годы.
Для определения приоритетных направлений дальнейшего развития промышленности строительных материалов был произведен прогноз объемов, структуры строительства и потребности в основных видах строительных материалов и изделий на период до 2010 года.
Прогноз объемов и структуры жилищного строительства основан на анализе его динамики, объемов и структуры за последние годы, основных направлениях социально-экономического развития Самарской области, а также с учетом существующих обязательств по улучшению жилищных условий различных категорий граждан, включенных в областную целевую программу «Жилище» на 2006-2010 годы (далее - Программы).
В рамках реализации подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» Программы предполагается улучшить жилищные условия порядка 15 тыс. молодых семей.
Реализация подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Программы предполагает обеспечить жильем 3,98 тыс. семей. Кроме того, имеются 1,24 тыс. семей льготных категорий граждан, в отношении которых установлены расходные обязательства Самарской области.
В рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, на территории Самарской области» Программы предполагается строительство 467,8 тыс. м(2) социального жилья.
Показатели, характеризующие объемы жилищного строительства для удовлетворения потребности в жилье категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включенных Программу, приведены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели, характеризующие объемы жилищного строительства для удовлетворения потребности в жилье категорий граждан, включенных в областную целевую программу «Жилище» на 2006 - 2010 годы*
Категории граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий | Количество, | Объем жилья, необходимый для удовлетворения потребности, тыс. м |
(2) | Граждане, в отношении которых установлены расходные обязательства Российской Федерации | 3,98 |
193,42 | Граждане, в отношении которых установлены расходные обязательства Самарской области | 1,24 |
60,02 | Граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилье | 9,63 |
467,80 | Молодые семьи | 15,00 |
729,00 | Итого | 29,85 |
* Более полная информация по категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представлена в подпрограммах «Молодой семье - доступное жилье», «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, на территории Самарской области» областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы.
С учетом полученных объемов строительства жилья предполагается развитие жилищного строительства в следующих направлениях:
- строительство жилья социального использования, предназначенного для малообеспеченных слоев населения;
- строительство коммерческого инвестиционного жилья разных ценовых категорий;
- строительство индивидуальных жилых домов коттеджного типа.
При этом приоритетным направлением является расширение до 50 и более процентов объемов строительства малоэтажных жилых домов в существующей городской застройке, пригородных зонах и в сельской местности.
С целью выявления наиболее перспективного направления развития жилищного строительства определен коэффициент эффективности для каждого типа здания, в котором стоимость возведения и срок службы здания соотнесены между собой. Указанный коэффициент характеризует величину затрат на 1 м(2) площади жилья на каждый год службы здания.
Сравнительные характеристики домов различных конструктивных схем приведены в табл. 2.
Таблица 2
Сравнительные характеристики жилых домов различных конструктивных схем*
Вид строительства | Стоимость | Нормативный срок строительства, | Срок |
Крупнопанельные здания | 20326 | 9 | 70 |
Монолитные здания | 20360 | 18 | 150 |
Сборно-монолитные здания | 19310 | 12 | 150 |
Кирпичные здания | 18393 | 24 | 120 |
Значения коэффициента эффективности для зданий различных конструктивных схем приведены в табл. 3.
Таблица 3
Коэффициент эффективности зданий различных конструктивных схем*
Вид строительства | Значение коэффициента эффективности, руб./год |
Крупнопанельные здания | 290 |
Монолитные здания | 135 |
Сборно-монолитные здания | 130 |
Кирпичные здания | 153 |
* Данные, приведенные в таблицах 2 и 3, не являются нормативными, а носят справочный характер и могут быть использованы для принятия оперативных решений.
Полученные значения коэффициента эффективности свидетельствуют о том, что наиболее перспективными являются здания с монолитным и сборно-монолитным каркасом. Однако существует ряд сдерживающих факторов, которые не позволяют увеличивать долю сборно-монолитных зданий более чем до 15% от общего объема вводимого жилья. К таким факторам относится существенный дефицит цемента, сложившийся в настоящее время на территории Самарской области. Еще одним сдерживающим фактором является отсутствие квалифицированных кадров строительных специальностей. Исполнение полностью монолитного каркаса в условиях строительной площадки требует повышенной ответственности работников и усиленного контроля в процессе строительства, большой штат высококвалифицированных рабочих и специалистов по ведению монтажных работ.
Менее перспективными, с точки зрения полученного коэффициента, являются кирпичные и крупнопанельные здания. Однако крупнопанельные здания обладают наименьшими сроками возведения, что является очень важным фактором при строительстве муниципального жилья.
В соответствии с прогнозом и принятыми обязательствами определены ежегодные объемы (табл. 4) и структура жилищного строительства (табл. 5).
Таблица 4
Ежегодные планируемые объемы ввода жилья (тыс. кв.м)
Показатели ввода жилья | 2007г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Ввод жилья - всего В том числе: | 1590 | 1500 | 1750 | 2000 |
средне- и многоэтажные здания | 1350 | 1125 | 1050 | 1000 |
малоэтажные здания | 240 | 375 | 700 | 1000 |
Таблица 5