Самарская область является регионом с развитой системой здравоохранения. Интегральный показатель - уровень младенческой смертности, характеризующий качество работы здравоохранения и здоровье населения, на протяжении последних лет в Самарской области в числе наиболее низких по Российской Федерации и сопоставим с европейскими показателями (рис. 16 - не приводится).
Рис. 16. Показатели младенческой смертности в сравнении с Российской Федерацией и Приволжским федеральным округом за 1998 - 2004 годы (на 1000 живорожденных детей)
Рисунок не приводится.
Потенциал развития системы здравоохранения области позволяет обеспечить доступность медицинской помощи каждому жителю вне зависимости от социального положения, уровня доходов и места проживания. Тем не менее уровень общей заболеваемости населения превышает среднероссийский показатель. На начало 2005 года уровень заболеваемости в расчете на 1000 населения составил 843,9 зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые (по Российской Федерации - 744,9). Отмечается высокий уровень болезней системы кровообращения (в расчете на 100 тыс. населения в 2004 году впервые зарегистрировано 2220,4 случая заболеваний против 1947,6 в 2003 году), злокачественными новообразованиями (378,8 случая против 359,9). В расчете на 1000 населения области приходится 7,21 ВИЧ-инфицированных, что намного превышает средний уровень по европейским странам - 1,27.
Показатели заболеваемости социально значимыми заболеваниями - туберкулезом, хроническим алкоголизмом, наркоманией, заболеваниями, передающимися половым путем - в Самарской области более низкие, чем в среднем по Российской Федерации.
С учетом важности проблем в сфере здоровья в области принимаются меры для их решения. Внедрение института врача общей практики, структурные преобразования системы здравоохранения, мониторинг состояния здоровья, эффективная и качественная медицинская помощь, пропаганда здорового образа жизни являются важными компонентами, необходимыми для эффективного лечения и профилактики заболеваний. На улучшение здоровья населения направлена реализация областных целевых программ, концентрация усилий на решение отдельных приоритетных проблем и задач в здравоохранении. Государственную поддержку получают меры, направленные на повышение качества здоровья, предупреждение заболеваний (от заражения ВИЧ-инфекциями, туберкулезом, а также наследственных и врожденных, инфекционных, связанных с дефицитом йода, диабета и его осложнений, онкологических, стоматологических), развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
Система здравоохранения Самарской области характеризуется внедрением новых методов организации здравоохранения и управления качеством оказания медицинской помощи, развитием высокотехнологичных видов специализированной медицинской помощи. В медицинском обслуживании населения интенсивно используются новые технологии (лапароскопические операции, гистероскопия в амбулаторных условиях, плазмаферез, озонотерапия, аутогемо- и плазмодонорство, эндоскопические операции в "стационаре одного дня" и другие); новые методы диагностики и лечения заболеваний. В системе здравоохранения области разработан проект научно-клинических исследований по изучению эффективности трансплантации аутогенных стволовых клеток для лечения отдельных заболеваний. Начиная с 1997 года осуществляется пересадка костного мозга (один из вариантов клеточной терапии) при заболеваниях крови и центральной нервной системы. Создано государственное учреждение "Клинический центр клеточных технологий". Высокотехнологичные виды медицинской помощи оказываются также в других специализированных медицинских центрах (Самарская областная клиническая больница имени М.И. Калинина, Самарский областной клинический кардиологический диспансер, Самарская клиническая офтальмологическая больница имени Т.И. Ерошевского, Самарский онкологический центр).
Обеспеченность больничными учреждениями в расчете на 10 тыс. населения составляет 87,3 койки, в среднем по Российской Федерации - 112,5 (по данным за 2003 год - 86,7, в среднем по Российской Федерации - 111,6, занимаемое место среди субъектов Российской Федерации - 77).
Показатель мощности амбулаторно-поликлинических учреждений имеет тенденцию к росту - 232,4 посещения в смену на 10 тыс. населения, в среднем по Российской Федерации - 251,3 (в 2003 году - 231,5, среднероссийский уровень - 248,7, занимаемое место среди регионов Российской Федерации - 48).
Обеспеченность врачами - 49 чел. в расчете на 10 тыс. населения, в среднем по Российской Федерации - 48,4 (в 2003 году - 47,9 чел., в среднем по России - 48, занимаемое место среди регионов Российской Федерации - 33). Нагрузка на 1 врача - 104,2 чел. населения - ниже, чем в среднем по Российской Федерации - 206,8 и имеет тенденцию к снижению. Количество врачей общей практики достигло 705 человек, что составляет около 20% от общего количества врачей общей практики в Российской Федерации.
Обеспеченность средним медицинским персоналом снижается - 99 чел. на 10 тыс. населения, в среднем по Российской Федерации - 108,6 (в 2003 году - 100,5, среднероссийский уровень - 108,5, занимаемое место среди регионов Российской Федерации - 68). Нагрузка на 1 работника среднего медицинского персонала выше, чем в среднем по Российской Федерации - 99,5 чел. и 92,2 чел. соответственно.
Потребность лечебно-профилактических учреждений области в медицинских кадрах составляет более 900 врачей и более 1200 средних медицинских работников среднего звена.
В сельской местности имеются различия в обеспеченности медицинскими учреждениями и медицинскими кадрами в расчете на 10 тыс. населения. Во всех сельских районах отстает от среднеобластного уровня обеспеченность больничными учреждениями и врачами. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями находится в пределах от 101,7 до 321,8 посещения в смену (в среднем по области - 232,4), обеспеченность средним медицинским персоналом составляет от 45,2 до 130 человек (в среднем по области - 99,2).
Профилактика болезней становится все более актуальной. В области функционирует 198 школ для больных хронической терапевтической патологией различного профиля. Восстановить здоровье, осуществить профилактику первичного выхода на инвалидность, улучшить качество жизни пациентов позволяет осуществляемое в санаторно-курортной системе долечивание больных, перенесших острый инфаркт миокарда и сложные хирургические операции, и оздоровление лиц, пострадавших от травм на производстве и профзаболеваний.
Обеспеченность населения аптеками в городской и сельской местности соответствует рекомендованным министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации нормативам аптечной сети по стране. Соотношение государственных и частных аптек составляет 30% и 70% соответственно.
Увеличивается число учреждений негосударственной формы собственности. Функционирует альтернативная государственной системе частная медицинская служба, правовое регулирование деятельности которой осуществляется в рамках принятого в 2000 году Закона Самарской области "О частной медицинской деятельности в Самарской области".
В области сформирован и совершенствуется рынок медицинских услуг. Развивается добровольное медицинское страхование, направленное на расширение спектра предоставления населению медицинских услуг, которые не входят в систему обязательного медицинского страхования.
Достигнутый потенциал развития здравоохранения Самарской области характеризуется многообразием форм, видов, объемов медицинской помощи, что позволяет обеспечить доступность и качество медицинской помощи, восстанавливать трудоспособность и улучшать состояние здоровья населения.