В настоящее время доля молодежи в возрасте от 18 до 30 лет составляет 21% от общей численности населения Самарской области. При этом в очереди на улучшение жилищных условий в Самарской области зарегистрировано почти 3 тысячи молодых семей, что составляет 4% от общей очередности нуждающихся граждан. В среднем по России этот показатель составляет 20%, в Москве 13%.
Анализ ситуации показал, что 85% молодых семей Самарской области без бюджетной поддержки объективно не может получить доступ на рынок жилья, так как в основном молодые семьи являются приобретателями первой в своей жизни квартиры и, как правило, не имеют достаточных накоплений.
Однако приведенные цифры не отражают реальной потребности молодых семей в жилье. Согласно социологическим опросам каждая третья молодая семья в Самарской области желает улучшить свои жилищные условия, из них каждая вторая рассчитывает на помощь государства.
В результате многочисленных социологических исследований, проведенных в последние годы, выявлены основные причины, влияющие на мотивацию молодежи в создании семьи. В подавляющем большинстве случаев это наличие перспектив улучшения жилищных условий.
Государственная поддержка молодых семей в приобретении или строительстве жилья позволяет влиять не только на репродуктивное поведение молодежи, но и привлечение необходимых молодых кадров в образование, здравоохранение, культуру, сельское хозяйство, промышленность. За последние 2 года отмечено, что доля молодых специалистов увеличилась в тех отраслях, где появились перспективы поддержки в улучшении жилищных условий.
Поддержка молодых семей в решении жилищного вопроса была определена как приоритетное направление жилищной политики органов государственной власти Самарской области начиная с 2001 года.
В 2001 - 2002 годах за счет средств областного бюджета через действующие областные ипотечные структуры (Самарский областной Фонд жилья и ипотеки и Самарский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе) молодым семьям предоставлялись льготные ипотечные кредиты.
В августе 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в рамках которой предусматривались мероприятия по государственной поддержке молодых семей в виде предоставления субсидий на компенсацию части стоимости приобретенного (построенного) жилья или полученного ипотечного кредита в связи с рождением (усыновлением) ребенка. Размер предоставляемой компенсации не превышал стоимости 18 кв. метров общей площади жилья.
Основным условием предоставления средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию вышеназванной подпрограммы выступало наличие региональной программы обеспечения жильем молодых семей.
Разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, были осуществлены в Самарской области в 2003 году.
Соответствующая областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2003 - 2010 годы была утверждена Законом Самарской области от 11.02.2004 N 13-ГД.
Основными задачами программы являлись: создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы; улучшение демографической ситуации в Самарской области; повышение авторитетности многодетных семей; создание реального финансового механизма, консолидирующего бюджетные инвестиции всех уровней; снижение расходов государства по решению жилищной проблемы молодежи; привлечение сбережений населения в инвестиционный процесс.
В соответствии с мероприятиями программы в срок до 2010 года планировалось приобрести и построить более 800 тыс. кв. метров жилья, улучшив жилищные условия более 15 тыс. молодых семей.
В Самарской области механизм поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий постоянно совершенствовался. В Законе Самарской области "Об ипотечном жилищном кредитовании в Самарской области" предусмотрена отдельная глава, регламентирующая механизмы поддержки молодых семей.
Постановлением Правительства Самарской области от 24.12.2004 N 88 утверждены Правила выдачи ипотечных жилищных кредитов (целевых займов) и компенсаций молодым семьям в Самарской области специализированными областными ипотечными организациями.
В соответствии с вышеперечисленными нормативными правовыми актами суть механизма государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья заключалась в следующем:
в Самарской области кредит (заем) на улучшение жилищных условий имела право получить любая молодая семья, вне зависимости от нуждаемости и регистрации в очереди на улучшение жилищных условий;
кредит (заем) молодой семье предоставлялся сроком до 30 лет;
при рождении каждого ребенка молодой семье погашалась часть кредита или займа, равная стоимости 18 кв. м общей площади жилья. При этом при рождении 3-го ребенка семье списывалась вся оставшаяся задолженность по ипотечному кредиту (займу);
молодые семьи - работники бюджетной сферы или сельхозпроизводства, а также семьи, чей ежемесячный среднедушевой доход не превышает величины трех прожиточных минимумов, имели право на полную или частичную компенсацию первоначального взноса по ипотечному кредиту.
Реализация областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2003 - 2010 годы осуществлялась за счет средств федерального, областного, местного бюджетов и внебюджетных источников.
Начиная с 2003 года за счет всех источников финансирования на реализацию программы выделено 1 млрд. 500 млн. рублей, что на 36% превышает объем средств, запланированных программой. За данный период жилищные условия улучшили около 3 тысяч молодых семей, в том числе:
за счет средств областного бюджета обеспечено 1290 семей на общую сумму 624 млн. рублей, что почти в 2 раза превышает объем средств, запланированных программой.
за счет федерального бюджета предоставлены субсидии 191 семье на общую сумму 30 млн. рублей. Уровень финансирования за счет средств федерального бюджета составил всего 60% от программного показателя, что объясняется недостаточным уровнем финансирования программы за счет средств федерального бюджета в масштабах всей Российской Федерации;
за счет средств местных бюджетов обеспечена 101 семья на сумму 50,5 млн. рублей, что в 3 раза ниже объема, запланированного программой;
за счет внебюджетных источников (средств, привлеченных по стандартам Федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) и средств банков) обеспечены 1563 семьи на сумму 806,6 млн. рублей. Уровень финансирования за счет внебюджетных источников в 6 раз превышает запланированный программой. Это связано с активным привлечением молодых семей в систему банковского ипотечного кредитования, осуществляемого, в основном, Поволжским отделением Сбербанка России.
Из общего количества молодых семей, решивших жилищную проблему за счет средств областного бюджета, 530 семей получили компенсацию на внесение первоначального взноса и 345 семей - компенсацию части стоимости приобретенного (построенного) жилья в связи с рождением ребенка.
За период реализации указанной программы в специализированные областные ипотечные фонды за получением кредита (займа) обратилось более 6,4 тыс. молодых семей, желающих улучшить жилищные условия. Из них прошли тестирование и были признаны платежеспособными 87%.