Недействующий

Принят Самарской Губернской Думой
    5 июля 2006 года


ЗАКОН

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

13 июля 2006 года № 97-ГД

Об утверждении областной целевой энергетической программы на 2006-2010 годы    

  

Статья 1

(с изменениями на 6 апреля 2009 года)

 ____________________________________________________________________
       Изменение:
                                 Закон Самарской области от 13 июня 2007 г. № 44-ГД;
                                 Закон Самарской области от 09 августа 2007 г. № 75-ГД;
                                 Закон Самарской области от 28 декабря 2007 г. № 162-ГД;
                                Закон Самарской области от 10 июля 2008 г. № 78-ГД;
                               Закон Самарской области от 16 октября 2008 г. № 114-ГД
 ___________________________________________________________________          

_____________________________________________________________________

Закон утратил силу - Закон Самарской области от 06 апреля 2009 г. № 50-ГД

_____________________________________________________________________

                   
         Утвердить прилагаемую областную целевую энергетическую программу на 2006-2010 годы.

Статья 2

     Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Губернатор Самарской области
 К.А.Титов

Приложение
 к Закону Самарской области «Об утверждении областной
     целевой энергетической программы на 2006 -2010 годы»


Областная целевая энергетическая программа на 2006-2010 годы (далее - Программа)

Паспорт программы


Наименование программы  -           областая целевая энергетическая программа на 2006-2010 годы

Основание для -                                 постановление Губернатора Самарской области от 28.11.2003 № 445 «О Концепции энергообеспечения населения Самарской области»
разработки
программы

Государственный -                             Правительство самарской области
заказчик
программы

Головной  -                                           министерство промышленности, энергетики и технологий Самарской области
исполнитель
программы

Основной  -                                          закрытое акционерное общество «Региональный центр энергоэффективности Самарской области

разработчик
программы     

Цели и задачи    -                              повышение  качества жизни  населения и  снижение   доли  затрат  на оплату энергетических услуг;
программы                                         обеспечение   электрической   и   тепловой энергией     объектов     социально-экономической сферы, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и  
                                                                жилищного  строительства муниципальных образований в Самарской области в рамках реализации приоритетных национальных проектов; создание необходимых условий для       
                                                                устойчивого развития экономики Самарской области;

                                                                повышение надежности  энерго-  и топливообеспечения, обеспечение энергобезопасности Самарской области задачи Программы:
                                                                привлечение  инвестиций в  топливно-энергетический  комплекс Самарской области;  

                                                                создание достаточной      сырьевой      и энергетической     базы,     обеспечивающей сбалансированное развитие регионального топливно-энергетического                                          
                                                               комплекса;  повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов; снижение   удельной   энергоемкости   внутреннего регионального продукта;                
                                                                уменьшение негативного  воздействия  на окружающую среду    

 Сроки и этапы                           -     2006-2010 годы; i этап - 2006 год; п этап - 2007-2008 годы; ш этап - 2009-2010 годы  

реализации
программы

Перечень                                  -     основные мероприятия программы обеспечивают реализацию поставленных целей и задач и распределены по пяти подпрограммам:
 основных                                        подпрограмма    «основные    направления развития большой энергетики в самарской области» на 2006 - 2010 годы; подпрограмма    «основные    направления развития       
мероприятий                                 системы     теплоснабжения     в Самарской области» на 2006 - 2010 годы; подпрограмма    «Основные    направления развития  . системы    энергосбережения    в Самарской  
                                                           области» на 2006 - 2010 годы; подпрограмма    «Основные    направления развития    системы    топливообеспечения потребителей   в   Самарской   области»   на 2006-2010 годы;
                                                           подпрограмма «Развитие малой энергетики в Самарской области на 2006 - 2015 годы»        

 Исполнители                       -  органы исполнительной власти самарской области, осуществляющие финансирование топливно-энергетических ресурсов подведомственных организаций, органы местного  
 основных                                  самоуправления (по согласованию), государственное   унитарное   предприятие
мероприятий программы   - открытое акционерное общество «Самарская региональная энергетическая корпорация

                             
Объёмы и источники финансирования программы  - общая ориентировочная стоимость реализации мероприятий Программы составляет 7208,656 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 1299,756 млн. рублей.

Предусмотрено  привлечение средств федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования в размере:

средств федерального бюджета - 104,67 млн. рублей;

средств  бюджетов муниципальных образований - 904,32 млн. рублей; внебюджетных средств  -   5037,89   млн. рублей.

На реализацию Программы в 2006 году за счёт средств областного бюджета потребуется:

на создание научно-технической продукции и методического обеспечения - 1,6 млн. рублей;

на проведение энергоаудита объектов, оплачивающих топливно-энергетические ресурсы за счёт средств областного бюджета - 2 млн. рублей. В 2006 году предусмотрено привлечение средств внебюджетных источников финансирования в размере - 629,8 млн. рублей. Мероприятия Программы, финансирование которых предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета, местных бюджетов муниципальных образований Самарской области, не являются расходными обязательствами Российской Федерации, Самарской области и муниципальных образований Самарской области

         
Ожидаемые результаты реализации программы - улучшение качества жизни населения, снижение темпов роста затрат на энергообеспечение населения, повышение энерговооруженности населения; создание условий доступности топливно-энергетических ресурсов и энергетических услуг для хозяйствующих субъектов и населения;

повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов во всех сферах экономики, снижение энергоемкости валового регионального продукта на 14%;

укрепление экономического потенциала производственно-технологического комплекса Самарской области; формирование в регионе необходимых экономических условий для привлечения инвестиций в развитие энергетического комплекса;

формирование конкурентного рынка топливно-энергетических ресурсов и энергетических услуг, создание новых хозяйствующих субъектов в сфере энергообеспечения потребителей в Самарской области;

снижение суммарных расходов в регионе на оплату топлива и энергии на 5590 млн. руб;

улучшение экологической обстановки и снижение выбросов вредных веществ на 13%;

обеспечение перевода экономики области на энергоэффективный путь развития, снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в области на 6,7*10(6) тонн условного топлива; повышение энергетической безопасности и надежности энергоснабжения в Самарской области

Контроль за ходом реализации программы -  координацию, контроль и мониторинг за ходом реализации программных мероприятий осуществляет министерство промышленности и энергетики Самарской области.

  

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Топливно-энергетический сектор экономики Самарской области в значительной мере определяет устойчивость регионального развития и финансово-экономические показатели функционирования территориального производственного комплекса области. Располагая мощным производственно-технологическим, научно-техническим и интеллектуально-кадровым потенциалом, значительными ресурсами углеводородного сырья, топливно-энергетический комплекс области (далее - ТЭК) в то же время имеет сравнительно низкую энергоэффективность. Вследствие этого возрастает себестоимость производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность, увеличиваются ежегодные затраты на поддержание в работоспособном состоянии и развитие ТЭК, возрастают издержки населения и производственного сектора на потребляемые топливно-энергетические ресурсы (далее - ТЭР), что негативно сказывается на уровне жизни жителей области.

В     этих     условиях     требуется     повысить     эффективность
государственного управления и провести модернизацию   и техническое перевооружение ТЭК.

Стратегической задачей топливно-энергетического сектора экономики области является повышение эффективности использования природных энергетических ресурсов в целях существенного улучшения качества жизни населения и увеличения объема производимого валового регионального продукта (далее - ВРП).

1.1. Эффективность использования ТЭР в Самарской области

В отраслевой структуре промышленности области значительное место занимает ТЭК. Его удельный вес в 2004 году составил 20 %.

Общее потребление ТЭР во всех секторах экономики в 2004 году составило 47,714 млн. тонн условного топлива (т.у.т.). Анализ топливно-энергетического баланса Самарской области показывает, что одним из наиболее существенных факторов, оказывающим негативное влияние на показатели функционирования региональной экономики, является высокая энергоемкость ВРП. Реализация мероприятий по снижению энергоемкости ВРП является одним из основных путей повышения эффективности использования бюджетных и иных финансовых средств, направляемых на развитие экономического потенциала области и повышения темпов роста ВРП.

За период с 2001 года энергоемкость ВРП в натуральных показателях снизилась на 10,3% и составила в 2004 году 153 т.у.т. на один миллион рублей ВРП. В то же время в финансовом исчислении энергоемкость ВРП возросла. В соответствии с этими данными энергоемкость ВРП Самарской области в 2,5 - 3,0 раза превышает этот показатель для развитых стран мира.

Низкие показатели энергоэффективности экономики являются одной из серьезных проблем Самарской области. Затраты организаций и населения на удовлетворение топливно-энергетических потребностей остаются высокими и продолжают расти. В сфере промышленного производства доля потребления электроэнергии составляет 63,6%, тепловой энергии 50,6% и топлива 52,8% от суммарного потребления ТЭР в области. Соответственно, потребление населением электроэнергии составило 13,8%, тепловой энергии 38% и топлива 24,4% от их суммарного потребления.

1.2. Энергетический потенциал области

Природный энергетический потенциал Самарской области складывается из запасов нефти, природного газа, горючих сланцев, дров, гидроэнергии, а также энергии ветра и солнца. Месторождения нефти промышленно разрабатываются. Природный и попутный нефтяной газ используется недостаточно эффективно.

Условия залегания и элементный состав сланцев затрудняют их использование для энергетики в ближайший период. Перспективным направлением их применения является комплексная переработка с целью получения ценных химических продуктов, энергетического газа и материалов для строительного и дорожно-строительного использования. Экономическая эффективность вовлечения горючих сланцев в топливно-энергетический баланс области будет определяться совершенствованием технологии их сжигания, а также ценами на углеводородное топливо.

Экономически оправданное использование солнечной и ветровой энергии будет составлять к 2010 году доли процента от общего потребления электроэнергии.

Экономически и экологически эффективнее использование энергетического потенциала отходов лесного хозяйства (сухостоя) и переработки древесины, твердых бытовых отходов и отходов нефтепереработки. В результате переработки вторичного и возобновляемого органического сырья, а также бытового мусора возможно получение дополнительных энергоносителей в виде жидкого, газообразного и твердого топлива. В частности получаемый низкокалорийный газ может с успехом применяться на газодизельных мини-ТЭЦ, жидкое и твердое топливо (кокс) является ликвидной продукцией с возможностью его применения как печного топлива. В результате переработки получается значительный выход тепловой энергии

с возможностью ее использования, как для промышленных, так и бытовых нужд. Положительными качествами ряда таких технологических процессов, запатентованных и отработанных специалистами Самарской области, является их экологическая чистота. Это позволяет размещать энерготехнологические установки на их основе в жилой зоне.

Развитие собственной ресурсной базы и снижение удельной энергоемкости ВРГТ определяют направления обеспечения энергетической безопасности экономики области и уменьшения зависимости ТЭК от поставок первичных энергоресурсов в условиях постоянно возрастающей доли использования природного газа, потребление которого составляет более 90 процентов от суммарного потребления ТЭР в области.

Для осуществления государственной политики по обеспечению энергетической безопасности области необходима разработка соответствующей системы показателей и механизмов воздействия на них. Основными факторами, определяющими систему показателей, характеризующих энергетическую безопасность Самарской области, являются:

запасы углеводородного сырья в месторождениях области;

состояние и готовность сырьевой базы добывающих отраслей (нефтедобыча, газодобыча, добыча горючих сланцев) к разработке;

размеры инвестиций в отрасли добычи углеводородного сырья;
величина резервов мощностей в отраслях ТЭК;
размеры сезонных запасов топлива;
показатели эффективности использования ТЭР.
1.3. Обоснование необходимости разработки Программы
Основными проблемами в ТЭК Самарской области являются: высокая  энергоемкость  экономики  Самарской  области,  которая
превышает на 20-30 процентов дореформенные показатели;

низкая инвестиционная активность в энергетическом секторе Самарской области, в результате чего объемы годовых инвестиций в ТЭК снизился более чем в 3 раза;

диспропорции в ценовой политике, приведшие к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства отраслей ТЭК и к деформациям структуры спроса на энергоносители;

высокий уровень физического и морального износа энергетического оборудования;

отсутствие целостной системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций ТЭК на местном уровне.

Программа призвана обеспечить комплексный системный подход к развитию энергетической сферы Самарской области, привлечь к реализации поставленных задач органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления, промышленный и научно-технический потенциал области.

Целевая направленность Программы определяется необходимостью решения задач повышения энергоэффективности экономики области, снижения издержек населения и промышленности на потребляемые энергоресурсы, увеличения надежности энергоснабжения, снижения отрицательного влияния отраслей ТЭК на окружающую среду, повышения энергетической безопасности Самарской области.

Реализация мероприятий Программы предусматривает снижение энергоемкости ВРП за счет технического перевооружения и модернизации систем производства ТЭК, транспорта и потребления энергоресурсов.

Разработка мероприятий Программы по повышению эффективности энергетики   области   выполнялась   в   соответствии   с   определяющими

направления развития экономики и энергетики страны Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 № 1234-р, федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика» на 2002 - 2005 годы и перспективу до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 796, федеральной целевой программой «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 № 860, федеральной целевой программой «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 717.

Программа включает формирование экономической и нормативной правовой базы, разработку технических и технологических мероприятий, обеспечивающих решение первоочередных задач на первом этапе в 2006 году и актуальных перспективных проблем в последующие периоды (2007-2010 годы).

В Программе проанализированы основные направления повышения эффективности использования ТЭР, на основании чего разработаны программные мероприятия и определены источники финансирования по повышению эффективности функционирования ТЭК по направлениям, сформулированным в подпрограммах «Основные направления развития большой энергетики в Самарской области» на 2006-2010 годы, «Основные направления развития системы теплоснабжения в Самарской области» на 2006-2010 годы, «Основные направления развития системы энергосбережения в Самарской области» на 2006-2010 годы, «Основные направления   развития   системы   топливообеспечения   потребителей   в

Самарской области» на 2006-2010 годы, «Развитие малой энергетики в Самарской области на 2006 - 2015 годы».

Практическая реализация приоритетных направлений Программы осуществляется путем реализации мероприятий подпрограмм, координации, контроля и мониторинга за ходом их реализации, анализа эффективности принимаемых технических, технологических и управленческих решений в ТЭК Самарской области.

Настоящая Программа носит консолидированный, межотраслевой характер и направлена на решение системных вопросов топливно-энергетического обеспечения устойчивого развития экономики Самарской области.

2. Основные цели и задачи программы


Целями настоящей Программы являются:

повышение качества жизни населения и снижение доли затрат на оплату энергетических услуг;

обеспечение электрической и тепловой энергией объектов социально-экономической сферы, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и жилищного строительства муниципальных образований в Самарской области в рамках реализации приоритетных национальных проектов;

создание необходимых условий для устойчивого развития экономики Самарской области;

повышение надежности энерго- и топливообеспечения, обеспечение энергобезопасности Самарской области.

Достижение целей Программы предполагает решение следующих задач:

привлечение инвестиций в ТЭК Самарской области;
создание     достаточной     сырьевой     и     энергетической     базы, обеспечивающей сбалансированное развитие регионального ТЭК; повышение эффективности использования ТЭР; снижение удельной энергоемкости ВРП; уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.


3. Сроки и этапы реализации программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»