ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 ноября 2003 года N 445
О Концепции энергообеспечения населения Самарской области
В целях совершенствования энергообеспечения населения Самарской области и повышения качества предоставляемых энергетических услуг на основе достижения максимально эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, производственно-технического и инфраструктурного потенциала топливно-энергетического комплекса
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию энергообеспечения населения Самарской области (далее - Концепция).
2. Рекомендовать органам исполнительной власти Самарской области и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органам местного самоуправления Самарской области учитывать при разработке и реализации мероприятий по оптимизации энергообеспечения населения Самарской области положения Концепции.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаева).
Губернатор
Самарской области
К.А. Титов
Одобрена постановлением
Губернатора Самарской области
N 445 от 28.11.2003 г.
КОНЦЕПЦИЯ
энергообеспечения населения Самарской области (далее - Концепция)
1. Характеристика состояния энергетического комплекса и основных проблем в сфере энергообеспечения населения Самарской области
Существующая система энергообеспечения населения Самарской области была сформирована во второй половине XX века в условиях жесткой государственной централизации промышленности и при высоких темпах развития крупных производственных мощностей.
В настоящее время основу энергетического комплекса Самарской области составляет открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Самараэнерго", в состав которого входят восемь теплоэлектроцентралей (далее - ТЭЦ): Самарская ТЭЦ, Безымянская ТЭЦ, Самарская городская районная электрическая станция, Тольяттинская ТЭЦ, ТЭЦ Волжского автозавода, Новокуйбышевские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Сызранская ТЭЦ. Установленная электрическая мощность ОАО "Самараэнерго" равна 3519,7 МВт, тепловая - 15820 Гкал/ч. В состав ОАО "Самараэнерго" входят Самарские, Волжские, Жигулевские и Чапаевские предприятия электрических сетей, Самарские и Тольяттинские тепловые сети.
Техническое состояние турбоагрегатов ТЭЦ ОАО "Самараэнерго" поддерживается на приемлемом уровне, но характеризуется высоким уровнем выработки ресурса. Средний износ оборудования в ОАО "Самараэнерго" составляет примерно 60%.
Состояние энергетических котлоагрегатов ТЭЦ области оценивается как удовлетворительное. Большая часть электростанций ОАО "Самараэнерго" имеет значительный запас паровой мощности.
Большинство действующих теплосетей имеют срок службы 20-25 лет и требуют реконструкции и замены отдельных участков.
Техническое состояние высоковольтных линий электропередачи (далее - ЛЭП) и трансформаторных подстанций (далее - ТП) напряжением 35-220 кВ удовлетворительное. ЛЭП 0,4-10 кВ и ТП 6-10/0,4 кВ находятся в менее приемлемом состоянии, особенно в сельских районах.
Удовлетворительную надежность имеют примерно 70% воздушных ЛЭП и 80% ТП.
До 1993 года в состав энергосистемы области входила Волжская гидроэлектростанция им. В.И.Ленина (далее - ВоГЭС) с установленной мощностью 2300 МВт. При этом Самарская область была сбалансирована по производству и потреблению электрической энергии. После выведения ВоГЭС из энергосистемы области и передачи ее в ведение Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России" Самарский регион стал энергодефицитным по электрической энергии.
Специфическая особенность энергосистемы области ("большой" энергетики), включающей в себя только ТЭЦ, является существенная зависимость вырабатываемой электрической мощности от тепловой нагрузки (комбинированная выработка энергии).
В настоящее время существует дефицит инвестиций в данную отрасль, масштабные финансовые средства для развития региональной электроэнергетики отсутствуют. Тем не менее, по оценкам финансовых аналитиков, электроэнергетическая отрасль в долгосрочной перспективе имеет высокую степень инвестиционной привлекательности вследствие гарантированного спроса на производимую продукцию.
Основные проблемы электроэнергетической отрасли в Самарской области:
дефицит инвестиций в развитие и модернизацию объектов производства и передачи энергии;
отсутствие конкуренции в энергетическом секторе и низкая эффективность использования топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
неразвитость механизмов оптимизации потребления ТЭР и внедрения энергосберегающих технологий;
отсутствие полной информации о составе, структуре и объемах энергоснабжения населения, осуществляемого через энергоснабжающие предприятия (далее - ЭСО);
зависимость ОАО "Самараэнерго" от ситуации на федеральном оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Малая генерирующая энергетика в регионе представлена мини-ГЭС в г. Сызрани (постройки 1927 года), энергоисточниками нефтеперерабатывающих заводов, а также монтирующимися энергоисточниками в г.Самаре на основе газопоршневой установки электрической мощностью 6 МВт и в г.Нефтегорске на основе газотурбинной установки электрической мощностью 4,4 МВт.
В настоящее время в Самарской области действует 84 ЭСО (данные управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области), из которых 47 являются электроснабжающими и 37 теплоснабжающими организациями.
Из электроснабжающих организаций - 32 являются муниципальными унитарными предприятиями, остальные 15 по организационно - правовой форме являются обществами с ограниченной ответственностью или акционерными обществами. Ежегодный полезный отпуск электрической энергии, по данным управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, от ОАО "Самараэнерго" для населения Самарской области оценивается на уровне 2936,6 млн. кВт.ч. (или примерно 16% от общего полезного отпуска электрической энергии ОАО "Самараэнерго"), в том числе отпуск непосредственно через ОАО "Самараэнерго" - 587,8 млн. кВт.ч. (или примерно 3% от общего полезного отпуска электрической энергии ОАО "Самараэнерго"), а через ЭСО - 2348,8 млн. кВт.ч. (или примерно 13% от общего полезного отпуска электрической энергии ОАО "Самараэнерго").
Из теплоснабжающих организаций - 29 являются обществами с ограниченной ответственностью или акционерными обществами, остальные 8 - муниципальные и федеральные предприятия. По данным департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации области, ежегодный полезный отпуск тепловой энергии населению оценивается на уровне 11019 тыс. Гкал. (или примерно 46 % от общего полезного отпуска тепловой энергии ОАО "Самараэнерго"), из которых 7142 тыс. Гкал. отпускается ОАО "Самараэнерго" (или примерно 30% от общего полезного отпуска тепловой энергии ОАО "Самараэнерго"), 3143 тыс. Гкал. (или примерно 13% от общего полезного отпуска ОАО "Самараэнерго") муниципальными котельными (780 единиц) и 734 тыс. Гкал. (или примерно 3% от общего полезного отпуска ОАО "Самараэнерго") ведомственными котельными (147 единиц).
Анализ потерь электрической и тепловой энергии в сетях ЭСО (на основе текущей отчетности на 2003 год) показал высокий уровень дифференциации плановых технологических потерь. По электрической энергии потери составляют от 1,12% у муниципального предприятия производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) Волжского района до 22,15% у муниципального предприятия производственного объединения ЖКХ Исаклинского района. Уровень потерь в сетях теплоснабжающих предприятий от нуля у ОАО "Полимерстройматериалы" г. Отрадного до 15,75%, у ЗАО "СТЭК" г. Сызрани.
Рыночные преобразования 90-х годов прошлого века в основном не изменили основные принципы и инфраструктуру функционирования региональной энергетики и сложившийся порядок энергообеспечения населения Самарской области. В целом энергообеспечение населения Самарской области можно оценить как удовлетворительное. Однако существует ряд технических и организационных проблем, обуславливающих снижение надежности и ухудшение качества энергоснабжения, и особенно, теплоснабжение в городах и отдельных населенных пунктах: высокий износ энергооборудования, несовершенство схем энергоснабжения, низкая платежная дисциплина потребителей ТЭР, отсутствие ответственности ЭСО за качество предоставляемых энергетических услуг.
Характерными признаками муниципальной энергетики являются высокий износ основных фондов, аварийность оборудования, низкий уровень квалификации персонала. Техническое состояние большинства объектов инженерной инфраструктуры в ЖКХ области и уровень представления жилищно-коммунальных услуг не соответствует современным требованиям. Физический износ основной массы действующих отопительных котельных достигает уровня 60%, устаревшее оборудование приводит к нерациональному, излишнему расходу топлива на выработку теплой энергии и росту ее себестоимости.
В городах и районах Самарской области большинство тепловых сетей имеют срок эксплуатации более 20 лет. Износ тепловых сетей в целом по области составляет 50-60%. Потери тепла при эксплуатации таких сетей превышают нормативные показатели и достигают 30% от произведенной тепловой энергии.
Ремонт электрических сетей и электрооборудования рядом ЭСО осуществляется в аварийно-восстановительном режиме, плановопредупредительные ремонты энергетического хозяйства не проводятся в требуемом объеме, в том числе по причине недостаточной оснащенности ЭСО необходимой технической и ремонтной базой, что существенно снижает надежность энергообеспечения населения Самарской области в целом.
При действующей системе финансовых взаимоотношений между предприятиями, предоставляющими энергетические услуги, органами местного самоуправления и населением и в условиях отсутствия конкуренции поставщики ТЭР не заинтересованы в сокращении собственных производственных затрат и удешевлении предоставляемых услуг. Из-за монопольного положения коммунальных предприятий, неразвитого механизма контроля за их деятельностью, правовой незащищенности населения качество предоставляемых услуг находится на низком уровне и не обеспечивает в должной степени потребностей населения. Основной причиной завышения финансовых издержек и затрат бюджетов всех уровней на дотирование предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является низкая энергетическая эффективность ЖКХ региона.
Существующая модель ЖКХ непривлекательна для потенциальных частных инвесторов. Наряду с этим практический опыт реализации целевой программы энергосбережения в Самарской области на 2000 2005 годы, утвержденной решением Самарской Губернской Думы от 26.06.2000 N 394, показывает, что в большинстве случаев внедрение энергоэффективного и энергосберегающего оборудования высокорентабельно и характеризуется быстрой окупаемостью вложенных средств.
Основным топливным ресурсом Самарской области является природный газ. Потребление природного газа населением в 2002 году составило 1511 миллионов кубометров. В настоящее время бесперебойная поставка природного газа населению осуществляется благодаря своевременному обслуживанию и ремонту внутригородских и внутрирайонных газовых сетей и газового оборудования.
Дефицит природного газа в отдельные периоды осеннее-зимнего максимума энергетических нагрузок, как правило, возникает при резких похолоданиях. При этом теплоснабжающие организации зачастую не обеспечивают надлежащего температурного режима теплоносителя, вследствие чего резко возрастает потребление природного газа населением, которое в эти периоды вынужденно, в массовом порядке использует газовые плиты и горелки для отопления помещений.
При снижении температуры сетевой воды и низкой температуре наружного воздуха население в целях обогрева также использует электроотопительные приборы, вследствие этого, происходит значительный рост потребления электрической энергии в жилищнобытовом секторе, что приводит к перегрузкам и снижению надежности системы электроснабжения.
Реализация в 2004-2008 годах принятого пакета федеральных законов о реформировании электроэнергетики Российской Федерации приведет к созданию в стране и российских регионах принципиально новой модели энергетики. Основной целью реформирования электроэнергетики страны, является формирование конкурентной среды в отрасли, разделение вертикально-интегрированных АО энерго (в Самарской области - ОАО "Самараэнерго") на отдельные предприятия по видам деятельности: генерирующие, распределительные, магистральные, энергосбытовые, сервисные. Структурные изменения в "большой" энергетике будут оказывать прямое влияние на функционирование муниципальной ("малой") энергетики, что приведет к изменению порядка энергообеспечения населения Самарской области.
Анализируя пакет законопроектов о реформировании электроэнергетики и основы, заложенные в Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной Правительством Российской Федерации в августе 2003 года, представляется целесообразным учесть в Концепции возможные направления развития региональной энергетики исходя из изложенных в вышеуказанных документах принципов.
2. Основные цели и задачи Концепции
Целью Концепции является анализ текущего состояния в энергетическом секторе, определение тенденций его развития и основных мероприятий по совершенствованию энергоснабжения населения региона, повышению качества предоставляемых энергетических услуг путем достижения максимально эффективного использования топливноэнергетических ресурсов, производственно-технического и инфраструктурного потенциала топливно-энергетического сектора.
Задачей Концепции является выявление позиций, определяющих:
условия для качественного и надежного обеспечения населения и иных потребителей области энергоресурсами по экономически обоснованным ценам, стимулирующим энергосбережение и исключающим оплату сверхнормативных потерь электрической и тепловой энергии при ее производстве, транспортировке и распределении;
риски развития кризисных ситуаций в энергообеспечении региона;
систему экономических отношений, способствующих как в "большой", так и в "малой" энергетике снижению удельных затрат на производство энергии, ее транспортировку, распределение и использование на основе применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения технических и коммерческих потерь ТЭР;
контуры конкурентного рынка ТЭР и энергетических услуг;
финансовую устойчивость и эффективность использования потенциала "большой" и "малой" энергетики для обеспечения социально-экономического развития области, повышения ее инвестиционной привлекательности.
Основным средством решения поставленных задач является формирование органами государственной власти и местного самоуправления цивилизованного конкурентного рынка в сфере энергообеспечения и предоставления энергетических услуг, недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, ограничивая свои функции в сфере хозяйственной деятельности, усиливают свою роль в формировании рыночной инфраструктуры энергетики как основного регулятора рыночных взаимоотношений на основе организации постоянного мониторинга процесса развития энергообеспечения и предоставления энергетических услуг.
Основные механизмы реализации Концепции предусматривают:
разработку и реализацию с 2004 года комплекса мероприятий, объединенных в энергетическую программу Самарской области, по повышению качества и надежности энергообеспечения населения Самарской области с учетом положений Концепции реформирования и модернизации жилищно - коммунального хозяйства Самарской области на 2003 - 2010 годы, одобренной решением Совета по местному самоуправлению в Самарской области от 16.12.2002 N 22 и решением Самарской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 26.06.2003;
меры по развитию рациональной рыночной среды (тарифы, институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе);
формирование и введение в действие системы норм и правил, повышающих управляемость процессом развития энергетики, энергосбережения и рационального использования ТЭР, стимулирующих внедрение перспективных технических решений;
стимулирование и поддержку стратегических инициатив в сфере инвестиционной, инновационной и энергосберегающей активности хозяйствующих субъектов.
С учетом вышеизложенного, стратегическая задача Концепции выявление позиций, определяющих формирование в Самарской области экономических условий, стимулирующих энергетические предприятия постоянно повышать качество энергообеспечения и предоставления энергетических услуг в условиях конкурентной среды. Решение задачи качественного и доступного для населения энергообеспечения, создания комфортных условий проживания и работы будет способствовать повышению уровня жизни в регионе, улучшению социально-экономической ситуации, привлечению в Самарскую область инвестиционных и трудовых ресурсов.
3. Приоритетные направления совершенствования энергообеспечения населения Самарской области
3.1. Энергетическая безопасность населения Самарской области
Энергетическая безопасность населения - это состояние защищенности граждан от потенциальных угроз надежного обеспечения ТЭР, формирование устойчивой системы энергообеспечения и предоставления энергетических услуг. Эти угрозы могут быть как внешними, обусловленными конъюнктурными, ценовыми, инфраструктурными и иными изменениями на макроэкономическом уровне, так и внутренними рисками, связанными с функционированием энергетических объектов и системы энергообеспечения региона.
Положение дел в области энергообеспечения свидетельствует, что угрозы энергетической безопасности населения принимают вполне реальный характер: локальные временные отключения электроэнергии, сбои в топливообеспечении и аварии на энергообъектах ЖКХ, ухудшающееся качество теплоснабжения крупных городов в осенне-зимний период.
Целью повышения энергетической безопасности населения Самарской области является последовательное достижение качественно нового уровня энергообеспечения населения исходя из следующих критериев:
способность энергетических предприятий надежно обеспечивать население энергоносителями соответствующего качества и по экономически обоснованным ценам;
способность населения области эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты на энергообеспечение и перерасход ТЭР;
устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный действием различных дестабилизирующих факторов.
Для снижения риска возможного роста социальной напряженности в период реорганизации энергетических организаций региона, формирования конкурентного рынка ТЭР и энергетических услуг необходим поэтапный, программный процесс ликвидации перекрестного субсидирования и переход к экономически обоснованным ценам на энергоресурсы. Это обусловлено тем обстоятельством, что со второго полугодия 2006 года на территории Российской Федерации начнет функционировать конкурентный рынок электрической энергии.
Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности населения Самарской области являются:
гарантированность и надежность энергообеспечения населения области в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера (наличие резервных энергоисточников и топливных хозяйств, создание нормативных, сезонных и аварийных запасов топлива);
замещение исчерпаемого топливного ресурса (темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива должны согласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии);
диверсификация используемых видов ТЭР (энергопотребление населения не должно чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя);
учет требований экологической безопасности (развитие энергетики должно быть сбалансировано с возрастающими требованиями охраны окружающей среды);
предотвращение энергорасточительного использования ТЭР;
формирование областного и местных бюджетов с расчетом обеспечения полной оплаты потребленных ТЭР и энергетических услуг;
установление ответственности руководителей организаций, оплачивающих ТЭР из средств областного и местных бюджетов, за своевременное планирование необходимых бюджетных средств для оплаты потребляемых ТЭР в полном объеме;
совершенствование и развитие механизмов адресной социальной помощи населению по оплате потребленных ТЭР в рамках установленных норм потребления энергоресурсов.
Для обеспечения энергетической безопасности населения Самарской области необходимо решение следующих первоочередных проблем:
модернизация во многом устаревшей технической и технологической базы энергетических организаций;
корректировка структуры потребления и размещения мощностей по производству, транспортировке и сбыту ТЭР, создание и развитие рынка энергетических услуг;
оптимизация количества посредников при передаче ТЭР конечному потребителю с целью повышения надежности и снижения стоимости энергообеспечения населения Самарской области;
снижение потерь ТЭР в процессе их производства, транспортировки, распределения и потребления;
обязательное оснащение всех социально значимых объектов резервными источниками питания.
Очевидно, что важнейшее место в системе обеспечения энергетической безопасности населения Самарской области занимает теплоснабжение. В каждом конкретном случае решение о наиболее целесообразном техническом варианте теплоснабжения проектируемого или уже построенного жилья должно приниматься с учетом специфических условий и факторов (этажность постройки, доступный вид первичного энергоносителя, состояние и степень развитости инфраструктуры топливоснабжения, финансовые возможности, экологические ограничения), возможности применения одного из типов существующих теплоисточников: индивидуальные котлы на органическом топливе, электрические котлы и водонагреватели, модульные котельные.