САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ЗАКОН
09 марта 2004 года № 21-ГД
Об утверждении областной целевой программы "Развивтие культуры малых и средних городов Самарской области" на 2004-2007 годы"
(с изменениями на 13 февраля 2007 года)
_____________________________________________________________________
Изменение:
Закон Самарской области от 13 февраля 2007 г. № 10-ГД
_____________________________________________________________________
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие культуры малых и средних городов Самарской области" на 2004-2007 годы".
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Самарской области
К.А. Титов
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Развитие
ПРОГРАММЫ культуры малых и средних городов Самарской
области" на 2004-2007 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение вице-губернатора Самарской области
РЕШЕНИЯ О от 01.08.2002 N 1-11/961
РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Правительство Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ - министерство культуры и
ИСПОЛНИТЕЛЬ молодежной политики Самарской
ПРОГРАММЫ области
ОСНОВНОЙ - министерство культуры
РАЗРАБОТЧИК молодежной политики Самарской
ПРОГРАММЫ области
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - содействие социальному и культурному развитию
малых и средних городов Самарской области
ЗАДАЧИ - выработка новых моделей культурной политики;
ПРОГРАММЫ выявление, сохранение и развитие уникальных
культурных характеристик, способствующих
созданию индивидуального образа каждого
города;
формирование экологической культуры;
содействие децентрализации культурных
инициатив, активному вовлечению населения,
городов-партнеров, промышленных и бизнес-
структур в формирование культурного
пространства;
создание новых, модернизация и развитие
имеющихся ресурсов;
формирование культурно-туристической
привлекательности городов, их статуса
(имиджа) культурных столиц прилегающих
сельских районов;
формирование потребности у населения в
высококачественных культурных услугах;
формирование признаков, характеризующих город
как культурный центр (город музыкальный,
театральный, читающий, художественный);
обеспечение кадрового сопровождения
социокультурного развития территорий
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ -
ПРОГРАММЫ Начало реализации Программы - 11.03.2004,
окончание - 31.12.2007.
Этапы реализации Программы:
I этап - с 11.03.2004 по 31.12.2004;
II этап - с 01.01.2005 по 31.12.2005;
III этап - с 01.01.2006 по 31.12.2006;
IV этап - с 01.01.2007 по 31.12.2007;
ОСНОВНЫЕ - организация и проведение семинаров для
МЕРОПРИЯТИЯ руководителей муниципальных органов
ПРОГРАММЫ управления, организаций и учреждений
культуры, направленных на разработку
стратегий социокультурного развития
территорий;
модернизация и развитие материально-
технической базы объектов и учреждений
культуры;
включение объектов историко-культурного
наследия и новейшей истории городов в
процессы культурно-пространственного развития
территорий;
модернизация и благоустройство городских
экокультурных зон отдыха;
организация и проведение мероприятий,
направленных на возрождение исторических и
создание новых городских культурных традиций;
модернизация форм и технологий деятельности
учреждений, создание на их базе модельных
ресурсных центров культуры;
организация и проведение мероприятий,
способствующих установлению партнерских
отношений, "сшиванию" городов в единое
культурное целое, развитию культурно-
творческого потенциала местных сообществ;
развитие профессиональных и любительских
творческих коллективов и объединений,
образовательных учреждений культуры;
кадровое сопровождение социокультурного
развития территорий и повышение
профессиональной компетентности работников
сферы культуры
ИСПОЛНИТЕЛИ - министерство образования и науки Самарской
ПРОГРАММЫ области, министерство здравоохранения и
социального развития Самарской области, аппарат
Правительства Самарской области, органы местного
самоуправления муниципальных образований,
в состав которых входят малые и средние города
(по согласованию)";
ОБЪЕМЫ И - на реализацию
ИСТОЧНИКИ Программы потребуются средства
ФИНАНСИРОВАНИЯ областного бюджета в сумме 59469 тыс.руб.
ПРОГРАММЫ в том числе:
в 2004 году - 2 933 тыс. рублей;
в 2005 году - 26 577 тыс. рублей;
в 2006 году - 16 730 тыс. рублей;
в 2007 году - 13 229 тыс. рублей.
Субсидии местным бюджетам из областного
бюджета составят 53 300 тыс. рублей.
ОЖИДАЕМЫЕ - формирование и укрепление социального
РЕЗУЛЬТАТЫ партнерства органов власти, бизнеса,
РЕАЛИЗАЦИИ населения Самарской области;
ПРОГРАММЫ разработка муниципальных программ развития
культуры малых и средних городов области;
модернизация и благоустройство историко-
культурных зон и формирование объектов
культуры, связанных с новейшей историей
городов;
формирование экологической культуры,
экологическое просвещение и воспитание;
создание комфортной, разнообразной и
гармоничной культурной среды, учитывающей
индивидуальность каждого города;
возрождение старых и создание новых
самобытных городских традиций;
активизация культурной деятельности
организаций, учреждений, общественных
объединений, творческого потенциала
городского населения;
модернизация культурно-досуговой
инфраструктуры, адаптация деятельности
учреждений к современным условиям жизни
горожан;
обеспечение конкурентоспособности городов в
процессах культурного обмена;
расширение культурных коммуникаций;
развитие профессионального и самодеятельного
творчества;
создание новых рабочих мест;
повышение профессиональной компетентности
работников сферы культуры
СИСТЕМА - координацию работ и контроль за исполнением
ОРГАНИЗАЦИИ Программы осуществляет министерство культуры,
КОНТРОЛЯ ЗА молодежной политики Самарской
ИСПОЛНЕНИЕМ области, контроль за целевым использованием
ПРОГРАММЫ выделенных средств областного бюджета
осуществляет министерство управления финансами Самарской
области";
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
К малым (до 50 тыс. жителей) городам Самарской области относятся Октябрьск, Похвистнево, Нефтегорск. К средним (до 100 тыс. жителей) городам Самарской области относятся Чапаевск, Жигулевск, Отрадный, Кинель. В них проживает 328 тыс. человек, что составляет 13% населения области. Все города отличаются особенностями своего возникновения, исторического развития, спецификой зародившихся в связи с этим культурных традиций.
К уникальным городам Самарской области и России относится современный Чапаевск, заложенный в начале XX в. в необжитой степи как военно-промышленный и химический центр, единственный в России город с подобной уникальной специализацией.
Кинель, Октябрьск, Похвистнево - поселения, основанные в середине - конце XIX в., которые начинали развиваться как крупные железнодорожные узлы. Кроме того, входящий в городскую структуру Кинеля поселок Усть-Кинельский является центром сельскохозяйственной науки Поволжья.
Отрадный и Нефтегорск - молодые города, основанные на нефтяных месторождениях.
Жигулевск, расположенный в центре природно-культурного комплекса Самарской Луки, широко известен наличием природных и исторических памятников. Здесь также располагаются научно-исследовательские и административные подразделения национального парка "Самарская Лука" и Жигулевского государственного заповедника имени И.И. Спрыгина.
Статус городов областного подчинения большинство из названных поселений получили в 50-60-х годах XX в. Дальнейшее их развитие происходило преимущественно вокруг градообразующих предприятий, обеспечивавших рабочие места и формировавших социально-культурную среду проживания горожан. В период административно-хозяйственных методов управления многие города практически утратили свой индивидуальный облик, превратились в безликие урбанистические поселения со стандартным набором предлагаемых населению культурных услуг.
Для абсолютного большинства городов области сегодня характерен ряд общих социально-экономических проблем, таких как:
состояние экономической базы и ее недостаточная социокультурная ориентация, что затрагивает такие важные аспекты, как качество социальной инфраструктуры, уровень и образ жизни населения, морально-психологический климат городских сообществ;
невысокое качество городской среды: однообразная, неэстетичная застройка, необустроенное пространство улиц, площадей, скверов, дворов. Многие памятники прошлого не выявлены в городской среде и потому не являются общезначимым фактором культурного сознания жителей;
экологический кризис, возникший в результате непродуманной производственной деятельности, длительного господства техногенной культуры, не способствовавшей сохранению среды обитания;
потеря традиционных культурных образцов в исторических поселениях. Отсутствие у жителей "городов-десантов" устойчивых культурно-исторических традиций, поскольку население в основном складывалось из мигрантов, составивших основной рабочий контингент градообразующих предприятий. Многие горожане являются в прошлом сельскими жителями;
отсутствие партнерского взаимодействия организаций и учреждений культуры между собой, а также с другими организациями социальной сферы в решении общегородских проблем;
низкая активность, отсутствие инициативы у населения в вопросах сохранения и развития местной культуры;
исчезновение многих самобытных производств, основанных на широком вовлечении местных сырьевых ресурсов (художественная обработка дерева, камня в Жигулевске, гончарный промысел в с. Костычи (современный Октябрьск), г. Похвистнево);
относительная удаленность от областного центра и в связи с этим практическое отсутствие возможности доступа к ценностям лучших образцов отечественной и мировой культуры;
импорт культурных продуктов и услуг невысокого качества, сложности с "экспортированием" самобытных местных культурных продуктов (в т.ч. в связи с постоянным и скачкообразным ростом стоимости энергоносителей, что приводит к разрыву жизненно важных транспортных связей как между районами, так и с областным центром, городами-соседями);
проблемы в подготовке кадров для организации социокультурной деятельности (руководителей учреждений культуры, работников финансовых служб, руководителей творческих коллективов по государственному и территориальному заказу);
не отвечающая современным требованиям культурно-досуговая инфраструктура.
В настоящее время в малых и средних городах области работает 115 учреждений культуры, 75 из которых располагаются в отдельных зданиях, 11 зданий имеют возраст от 74 до 110 лет, 32 зданиям более 28 лет, 31 нуждается в капитальном ремонте и реконструкции. В неудовлетворительном состоянии находятся инженерные сети (отопительные - в 24 учреждениях, водопроводные - в 10 учреждениях, канализационные - в 20 учреждениях, электроэнергетические - в 21 учреждении). По обеспеченности музыкальным, осветительным и звуковым оборудованием неудовлетворительно можно оценить соответственно 26, 23 и 24 учреждения.
В городах имеются ценные объекты истории и культуры культовые и гражданские здания и сооружения. Среди них можно выделить уникальные образцы промышленной архитектуры: комплекс Сергиевского военного завода и бывший завод Бертсоль (начало XX в.) в Чапаевске, комплексы железнодорожных станций (конец XIX-начало XX вв.) в Похвистнево, Кинеле, Октябрьске, Усть-Кинельский комплекс Алексеевского среднего сельскохозяйственного училища (1900-1903 гг.), памятники 50-х годов XX в., здания жилой застройки. Состояние большинства объектов не удовлетворяет требованиям охраны памятников из-за многолетнего отсутствия средств у балансодержателей (в основном государственных учреждений) на ремонт и реставрацию.
Парки и скверы во всех рассматриваемых городах находятся в запущенном состоянии. Их количество и материально-техническая обеспеченность не соответствуют положениям Методики определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.99 N 1683-р.
В городах работает 7 музеев краеведческого профиля. В сложных условиях они осуществляют активную выставочно-экскурсионную деятельность, при дефиците бюджетного финансирования привлекают грантовые средства для реализации инновационных проектов. Развитию музеев, созданию их позитивного имиджа препятствуют следующие характерные проблемы:
недостаточные экспозиционные площади и отсутствие помещений под фондохранилища в городах Похвистнево, Чапаевске, Кинеле, Жигулевске;
не соответствующие нормативным условия хранения экспонатов;
недостаточная укомплектованность современным компьютерным оборудованием, отсутствие электронной почты и возможности выхода в Интернет во всех городских музеях. Не имеют компьютерной автоматизированной музейной системы "КАМИС" 6 из 7 музеев;
отсутствие средств на организацию научных экспедиций и закупку музейных предметов;
недостаточное количество штатных единиц, средств на подготовку кадров и повышение их квалификации.
В немедленной реставрации нуждаются 635 музейных предметов. В 2002 году было отреставрировано только 29 предметов. В музеях отсутствуют современные средства охраны.
Большие проблемы испытывают библиотеки. В городах Кинеле и Жигулевске центральные городские библиотеки не имеют соответствующих нормативам площадей ни для хранения фондов, ни для отделов обслуживания, ни для внутренних отделов, расположены на первых этажах жилых домов. В центральной городской библиотеке г. Жигулевска имеется только 328 кв.м для размещения 88-тысячного фонда, тогда как по нормативам полагается 1500 кв.м. Большая часть городских библиотек-филиалов в обоих городах не ремонтировалась более 5 лет. В г. Чапаевске в капитальном или текущем ремонте нуждаются 11 библиотек из 13. Не имеют читальных залов 4 библиотеки в Октябрьске и 5 в Чапаевске, в Жигулевске - 7 библиотек из 9, в Кинеле - 4 из 6. В 7 библиотеках Чапаевска температура зимой опускается ниже 14 градусов C. Автоматизация библиотечных технологий продвигается замедленными темпами. Анализ динамики пополнения новинками книжного фонда свидетельствует о недостаточном и непланомерном финансировании. В городах Чапаевске и Октябрьске центральные библиотечные системы существуют на минимальные финансовые средства из муниципальных бюджетов, обеспечивающих лишь обязательные платежи, зарплату и минимальную подписку на периодические издания. В последние 3 года библиотеки не получали средств на покупку новых книг. Все библиотеки испытывают потребность в специалистах. Основная причина дефицита кадров - низкий уровень заработной платы. Так, величина средней заработной платы библиотечного работника в 2002 году составила 1400 рублей при величине средней заработной платы в отрасли "Культура" 2160 рублей.