САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
26 июня 2000 года N 394
О целевой программе энергосбережения в Самарской области на 2000-2005 годы
(с изменениями на 12 октября 2005 года)
___________________________________________________________________
Изменения:
Закон Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 44-ГД;
Закон Самарской области от 12 октября 2005 г. № 178-ГД
См. также:
Постановление Губернатора Самарской области от 17 мая 2000 г. N 140
___________________________________________________________________
Рассмотрев представленный исполняющим обязанности Губернатора Самарской области проект целевой программы энергосбережения в Самарской области на 2000-2005 годы, Самарская Губернская Дума
РЕШИЛА:
1. Утвердить целевую программу энергосбережения в Самарской области на 2000-2005 годы.
2. Контроль за исполнением данной программы возложить на комитет по промышленности, строительству, ТЭК, транспорту, связи и торговле.
Председатель Думы
Л.И. Ковальский
Утверждена решением
Самарской Губернской Думы
N 394 от 26.06.2000 г.
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000-2006 ГОДЫ
(Далее - Программа)
Наименование Программы - целевая программа энергосбережения в
Самарской области на 2000-2006 годы
Дата принятия решения о - распоряжение Губернатора области от
разработке Программы 01.04.98 N 101-р "О разработке целевой
программы энергосбережения в Самарской
области на 1999-2005 годы"
Государственный заказчик - Правительство Самарской области
Головной исполнитель - министерство промышленности и энергетики
(директор Программы) Самарской области
Основные разработчики - открытое акционерное общество
Программы "Региональный центр энергоэффективности
Самарской области", региональное
Волжское отделение Международной
академии наук, экологии и безопасности
жизнедеятельности
Цели и задачи Программы - формирование на основе комплексного
анализа состояния и прогноза развития
энергетической базы и тенденций
развития отраслей экономики Самарской
области научно обоснованной
технической, экономической и
управленческой политики
энергосбережения и разработка на ее
основе системы производственных,
организационных, финансовых механизмов
и мероприятий, практическая реализация
которых приведет к повышению
эффективности использования топливно-
энергетических ресурсов в регионе;
сокращение финансовых затрат на
обеспечение энергоснабжения
хозяйствующих субъектов бюджетной
сферы, дотации из областного и местных
бюджетов на покрытие энергозатрат
объектов жилищно-коммунального
хозяйства и населения;
улучшение экологической обстановки в
городах и населенных пунктах области
Важнейшие целевые - снижение потребления энергоресурсов
показатели не менее чем на 4 процента к 2002 году
и на 13 процентов к 2006 году по
сравнению с 1998 годом;
обеспечение экономии 882 тыс. тонн
условного топлива и 2,471 млн. тонн
условного топлива соответственно за
счет реализации Программы;
уменьшение выбросов вредных веществ в
атмосферу по CO на 880 тонн и 2,471
тыс. тонн и по NOx на 1,76 тыс. тонн и
4,942 тыс. тонн соответственно
Сроки и этапы реализации - первый этап - 2000-2001 годы, второй
Программы этап - 2002-2006 годы
Основные мероприятия - разработка нормативных правовых актов
Программы по энергосбережению;
разработка финансовых, экономических и
организационных механизмов, а также
научно-технических мероприятий по
обеспечению Программы;
определение приоритетных направлений
энергосбережения Самарской области;
создание системы стимулов для
хозяйствующих субъектов, организаций
различных форм собственности и
населения, побуждающих к повышению
эффективности использования
энергоресурсов;
формулировка способов и форм
финансирования энергосберегающих
мероприятий и проектов;
использование технического и
интеллектуального потенциала
хозяйствующих субъектов области по
выпуску эффективной энергосберегающей
техники и оборудования:
выявление потенциала энергосбережения
на основе комплексных энергетических
обследований организаций -
производителей и потребителей энергии
независимо от форм собственности
(составление энергетических паспортов
хозяйствующих субъектов);
разработка разветвленной системы
подготовки кадров, проведение учебных и
рекламно-информационных мероприятий по
энергосбережению;
экологическая оценка воздействия
энергосберегающих проектов на
окружающую среду;
проведение мероприятий по контролю за
исполнением Программы
Исполнители основных - органы местного самоуправления,
мероприятий Программы структурные подразделения Администрации
области (министерства Самарской
области), осуществляющие финансирование
топливно-энергетических ресурсов
подведомственных хозяйствующих
субъектов Самарской области
Объемы и источники - всего расходы на Программу составляют
финансирования 1960,4 млн. рублей за счет средств
бюджетов всех уровней, собственных
средств хозяйствующих субъектов и
средств, сэкономленных в процессе
выполнения Программы: 686,08 млн.
рублей на 2000-2001 годы - из тех же
источников; 48,828 млн. рублей - за
счет средств областного бюджета по
программе финансирования "пилотного"
проекта по энергосбережению в 247
организациях бюджетной сферы
Ожидаемые конечные - разработка региональной нормативной
результаты реализации правовой базы для реализации политики
Программы энергосбережения;
создание действенного экономического
механизма стимулирования
энергосбережения;
экономия затрат на энергоснабжение в
размере 584,8204 млн. рублей;
сокращение нерационального расходования
энергоресурсов во всех отраслях
экономики на 2,471 млн. тонн условного
топлива к 2007 году, уменьшение
зависимости от поставок энергоресурсов
из-за пределов области;
переход к эффективным энергосберегающим
системам, технологиям и оборудованию в
промышленности, строительстве, на
транспорте, в агропромышленном
комплексе и жилищно-коммунальном
хозяйстве области;
снижение к концу 2007 года затрат на
энергоснабжение потребителей,
оплачивающих топливно-энергетические
ресурсы за счет средств областного
бюджета, на 18,302 млн. рублей в год;
создание новых рабочих мест в регионе
(в том числе за счет освоения
производства энергосберегающих
оборудования и продукции на
хозяйствующих субъектах области);
оснащение производителей и потребителей
системами и приборами учета и
регулирования энергоресурсов, системами
контроля и регулирования качества
энергии
Система организации - контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением осуществляется министерством промышленности
Программы и энергетики Самарской области.
Потенциал энергосбережения в России, по оценке специалистов, составляет около 35% от уровня энергопотребления. Около 32% этого потенциала сосредоточено на хозяйствующих субъектах топливноэнергетического комплекса (далее - ТЭК), еще столько же в промышленности, почти 20% в коммунально-бытовом секторе, 10% на транспорте, 6% в агропромышленном комплексе.
Федеральный закон "Об энергосбережении" определяет энергосбережение как реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Потенциал энергосбережения - количество топливноэнергетических ресурсов (далее - ТЭР), которое можно сберечь в результате реализации технически возможных и экономически оправданных мер по повышению эффективности использования энергоресурсов при условии сохранения или снижения техногенного воздействия на окружающую природную среду.
Главной задачей энергосбережения согласно энергетической стратегии России, одобренной Комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам (протокол от 07.12.94 N 22), должно стать снижение к 2005 году энергоемкости валового национального продукта (далее - ВНП) на 13-15% по сравнению с 1997 годом. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность использования ТЭР.
Реализация государственной энергосберегающей политики в Самарской области должна обеспечить экономическую заинтересованность энергопроизводителей и потребителей в экономии энергетических ресурсов, сократить финансовые затраты потребителей, включая население, на оплату потребляемых ТЭР, улучшить экологическую обстановку в регионе.
Программа разрабатывается в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении", постановлениями Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы" от 24.01.98 N 80 и "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России" от 15.06.98 N 588 (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.98 N 588).
Основные направления Программы:
анализ потенциала энергосбережения в Самарской области;
нормативное правовое обеспечение и финансово-экономические механизмы реализации Программы;
научно-техническое и технологическое обеспечение Программы;
автоматизированный учет, контроль, управление энергоснабжением и энергопотреблением;
стандартизация, метрологическое обеспечение и сертификация продукции энергетического машиностроения;
энергосберегающие мероприятия и проекты;
информационное обеспечение энергосберегающей политики в Самарской области;
образовательная деятельность по вопросам энергосбережения;
оценка воздействия энергосберегающих проектов и мероприятий на экологическую обстановку в регионе.
Работы по экономии энергоресурсов проводятся в два этапа. На первом этапе (2000-2001 годы) должны быть разработаны первоочередные нормативные правовые и методические документы, необходимые для финансово-экономического механизма обеспечения работ по энергосбережению, и начата реализация первоочередных мер по созданию и внедрению энергосберегающих технологий и продукции. На этом этапе необходима активная финансовая поддержка со стороны бюджетов всех уровней.
На втором этапе (2002-2006 годы) предполагается осуществить совершенствование нормативной правовой, методической и информационной базы в результате всестороннего анализа выполнения работ первого этапа, продолжить разработку и реализацию проектов и мероприятий по различным направлениям энергосбережения, которые позволят снизить расход энергии в расчете на единицу валового регионального продукта (далее - ВРП) и бюджетные затраты на дотацию ТЭР.
Часть направлений энергосберегающей политики региона реализуется в рамках следующих областных и муниципальных программ:
Программа развития автономного теплоснабжения в системе образования Самарской области в 1997-1999 годах, утвержденная решением Самарской Губернской Думы от 25.03.97 N 330 (предусматривает установку в большинстве из 1137 школ области тепловых пунктов, что обеспечит годовую экономию в 13 млн. рублей (цены 1998 года) при общих затратах в размере 24,112 млн. рублей);
региональная программа "Газификация Самарской области" на 1996-2000 годы, утвержденная решением Самарской Губернской Думы от 15.07.97 N 382 (позволила довести уровень газификации жилого фонда в сельской местности до 88% за счет переоборудования печного отопления на газовое в 71910 квартирах);
Программа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Самарской области на 1998-2010 годы, принятая постановлением Губернатора области от 22.12.97 N 379 (позволит к 2003 году обеспечить за счет установки приборов учета энергоресурсов на объектах жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) и социальной сферы годовую экономию средств на оплату энергоресурсов в размере 315 млн. рублей. В настоящее время работа по установке приборов учета энергоресурсов на объектах ЖКХ ведется под руководством департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации области (министерства строительства Самарской области));