Недействующий

Об утверждении комплексной программы развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года (с изменениями на 8 декабря 2006 года)


10.2. Развитие инфраструктуры продвижения сельскохозяйственной продукции

     В условиях рыночной экономики на эффективность деятельности хозяйствующих субъектов большое влияние оказывает организация системы сбыта продукции. От хозяйствующих субъектов требуется не только произвести востребованный на рынке товар, но и реализовать его с достаточной маржой, которая обеспечивала бы поддержание процессов расширенного воспроизводства.

Спрос и цена на продукцию каждого хозяйства определяется предпочтениями потребителей, которые хотят получать качественные товары по минимальным ценам. Тяжелое финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, отсутствие квалифицированных кадров и необходимого оборудования не позволяет им самостоятельно проводить весь комплекс маркетинговых мероприятий. Произведенная продукция реализуется при этом торговым посредникам по более низким ценам, чем это возможно.

Большая кредиторская задолженность сельхозтоваропроизводителей также вынуждает их реализовывать растениеводческую продукцию в период наиболее низких цен - сразу после сбора урожая, так как основная масса кредитов выдается не на перспективу, а именно "под урожай". Многие хозяйства вынуждены реализовывать продукцию с поля по низким ценам еще и потому, что у них отсутствуют базы для хранения.

Задачей органов государственной власти является поддержка и развитие конкурентной среды, создание новых, более эффективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции, формирование маркетинговых и консалтинговых служб на областном и районных уровнях, создание общей базы данных о сельскохозяйственном рынке, а также введение в хозяйственную практику новых инструментов, позволяющих сгладить сезонные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию.

К числу приоритетных направлений развития инфраструктуры продвижения сельскохозяйственной продукции относятся:

поддержка и расширение строительства новых хранилищ, позволяющих обеспечить продолжительное и качественное хранение произведенной сельскохозяйственной продукции;

участие организаций АПК Самарской области в торговых и закупочных интервенциях на рыке сельскохозяйственной продукции, проводимых уполномоченными организациями, в тендерах на закупки продовольствия для государственных нужд;

дальнейшее развитие биржевых торгов в регионе, широкое применение форвардных и фьючерсных контрактов;

широкое использование в хозяйственной практике механизма двойных складских свидетельств, позволяющих сгладить сезонные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию;

развитие системы оптовых продовольственных рынков в регионе, создание условий для непосредственного контакта сельхозтоваропроизводителей и потребителей продукции;

дальнейшая информатизация аграрного рынка, обеспечение крестьян актуальной информацией о состоянии продовольственного рынка области, других регионов и за рубежом;

развитие экспортного потенциала Самарской области и оптимальный выход продукции АПК на внешний рынок.

Биржевая деятельность

Важное место в системе рыночной инфраструктуры занимает биржевая деятельность, которая является наиболее эффективным средством регулирования торговли зерном.

Большую роль в становлении рыночных отношений должно сыграть оживление биржевой деятельности в области.

С ноября 2002 года по январь 2003 года в Самаре активно проводились биржевые торги по закупке зерна в рамках государственной закупочной интервенции.

Все биржевые сделки осуществлялись ЗАО "Центральная Российская универсальная биржа" с использованием инфраструктуры ЗАО "Самарская валютная межбанковская биржа".

За время биржевых торгов было реализовано 326 тыс. тонн зерна, из которых 187,7 тыс. тонн или 54% составляет доля сельхозтоваропроизводителей Самарской области, которые реализовали зерна на сумму 342 млн. рублей при средней цене реализации 1665 рублей за тонну.

Проводимая государственная закупочная интервенция предполагала решить две основные проблемы - помочь сельхозтоваропроизводителям реализовать излишки зерна и позитивно повлиять на установившиеся нереально низкие цены на него.

Удалось только последнее, проводимые торги способствовали активизации внутреннего рынка, существенному росту цен на зерно:

рожь - с 450 до 982 рублей за тонну;

пшеница 3 класса - с 1800 до 2255 рублей за тонну;

пшеница 4 класса - с 1250 до 1694 рублей за тонну.

Проблема реализации излишков зерна не стала менее острой, поскольку доля реализованного зерна составила лишь  около 9% от валового зерна по области.

В этой связи для эффективного регулирования цен на рынке зерна необходимо увеличить объем государственных закупок, по сравнению с 2002 годом, как минимум втрое, причем электронные торги зерном для максимизации влияния на уровень цен необходимо проводить в августе - сентябре.

На проведение операций по заготовке зерна в областной продовольственный фонд в рамках Программы за 2004-2006 годы планируется выделить 300 млн. рублей.

Проводимые в Самаре торги подтвердили важность и целесообразность создания современной электронной биржи с новейшими технологиями, программным обеспечением и высококвалифицированным персоналом.

В декабре 2002 года в Самарской области создано ОАО "Зерновая торговая система "Самарская биржа" с уставным фондом 6 млн. рублей, учредителями которого стали 21 организация области.

ОАО "Зерновая торговая система "Самарская биржа" разработало и совместно с Правительством Самарской области реализует проект развития электронной биржи зерна для обслуживания сельхозтоваропроизводителей  области, а также других регионов Приволжского федерального округа (является составной частью Концепции эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна в Самарской области, одобренной постановлением Губернатора Самарской области от 04.05.2001 № 152).  Реализация проекта в короткие сроки позволит Самарской области занять лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе. Электронная биржевая система для торговли зерном учитывает потребности региона в организации эффективного рынка зерна, а также современную практику биржевой деятельности на автоматизированной торговой площадке. Такая практика имеет широкое распространение в мире, позволяет решить основные задачи - предоставить место для торговли, свести покупателя с продавцом, определить справедливую цену товара, гарантировать участникам своевременную поставку и оплату товара.