ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 мая 2001 года N 152
О Концепции эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна в Самарской области
____________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу - Постановление Губернатора Самарской области от 14 ноября 2005 г. № 285
____________________________________________________________________________________________
(с изменениями на 14 ноября 2005 года)
В целях дальнейшего развития агропромышленного комплекса Самарской области и создания цивилизованного рынка зерна
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна в Самарской области (далее Концепция).
2. Департаменту экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаеву), департаменту управления финансами Администрации области (Аронину), департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву) совместно с заинтересованными организациями в десятидневный срок разработать порядок субсидирования за счет средств областного бюджета процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях предприятиями агропромышленного комплекса области.
3. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву), департаменту экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаеву), департаменту управления финансами Администрации области (Аронину), департаменту управления государственным имуществом Администрации области (Иванову) с привлечением ученых и специалистов в срок до 01.08.2001 разработать программу реформирования сельскохозяйственных предприятий Самарской области.
4. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву), департаменту экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаеву), департаменту управления финансами Администрации области (Аронину), правовому управлению Администрации области (Вечкановой) в срок до 10.06.2001 разработать положение о фонде кредитования предприятий агропромышленного комплекса.
5. Департаменту международных связей Самарской области (Королеву), департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву) продолжить работу с Правительством Голландии по получению технической и финансовой помощи на реализацию программ по развитию и совершенствованию организационно-правовых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе области.
6. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву), департаменту экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаеву), департаменту управления финансами Администрации области (Аронину) совместно с заинтересованными организациями в месячный срок разработать положение о формировании и использовании регионального продовольственного фонда.
7. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву) в месячный срок подготовить постановление Губернатора области о развитии сельскохозяйственной кооперации в Самарской области.
8. Департаменту экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаеву), департаменту управления финансами Администрации области (Аронину), департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву) в месячный срок представить Губернатору области на рассмотрение предложения по внедрению механизма складских свидетельств на зерновом рынке Самарской области.
9. Предложить Самарской зерновой бирже (Автаеву) в срок до 15.05.2001 подготовить предложения по организации биржевой торговли зерном урожая 2001 года и к 01.10.2001 с участием департамента сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцева), департамента экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаева), департамента управления финансами Администрации области (Аронина), департамента управления государственным имуществом Администрации области (Иванова), правового управления Администрации области (Вечкановой) разработать концепцию и бизнес-модель Самарской электронной зерновой биржи.
10. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву), департаменту управления финансами Администрации области (Аронину) совместно с заинтересованными организациями в месячный срок представить Губернатору области на рассмотрение предложения по совершенствованию механизма реализации областной целевой программы "Совершенствование производства зерна в Самарской области с применением ресурсо- и влагосберегающих технологий" в 2002-2010 гг. с учетом положений Концепции и мультипликативных механизмов финансирования, а также по оказанию мер государственной поддержки инфраструктуры, созданной в соответствии с указанной программой.
11. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области принять участие в реализации основных направлений Концепции.
12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора области Казакова В.А.
Губернатор
Самарской области К.А. Титов
Одобрена постановлением
Губернатора Самарской области
N 152 от 04.05.2001 г.
КОНЦЕПЦИЯ
эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна в Самарской области
Основной целью настоящей Концепции является повышение эффективности сельскохозяйственного производства через создание благоприятного экономического механизма увеличения производства зерна, улучшение его качества и развитие цивилизованного рынка зерна.
Оценка ситуации в сфере производства и сбыта зерна
Зерновое производство является важнейшей отраслью агропромышленного комплекса области (далее - АПК).
Состояние зернового хозяйства в значительной степени определяет развитие других отраслей АПК и, прежде всего, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Доходы от реализации зерна являются основным источником финансовых средств, получаемых сельхозтоваропроизводителями.
В зерновом хозяйстве области наблюдаются устойчивый спад производства и снижение его эффективности. За последние 10 лет посевные площади под зерновыми культурами сократились с 1,5 млн. гектаров до 1,2 млн. гектаров, валовой сбор зерна уменьшился в 1,3 раза. Среднегодовое производство зерна за 1996-2000 годы составило 1,6 млн. тонн или 78,9% от среднегодового уровня 1991-1995 годов. Средняя урожайность зерновых за эти периоды, соответственно, снизилась с 13,3 до 11,8 центнера с гектара. В самой отрасли произошел структурный сдвиг в сторону увеличения доли продовольственного зерна и сокращения доли фуражного зерна и зернобобовых культур. Значительными остаются колебания в объемах производства зерна по годам, зависимость от погодных условий.
Во многих хозяйствах области нарушена зональная система севооборотов. Происходит перенасыщение севооборотов зерновыми и подсолнечником при общем и видовом сокращении посевов кормовых культур, что при существующем уровне использования сельхозтоваропроизводителями минеральных удобрений и средств защиты растений приводит к снижению почвенного плодородия и ухудшению фитосанитарной обстановки, отрицательно сказывается на развитии кормовой базы животноводства области.
Сокращение государственных закупок зерна и переориентация системы его реализации с государственных на альтернативные каналы сбыта, привели к появлению на зерновом рынке различных посреднических структур и теневого сектора, росту бартерных операций.
В настоящее время почти 90% товарного зерна области реализуется по негосударственным каналам сбыта.
Снижение объемов внешних инвестиций и собственных инвестиционных возможностей сельскохозяйственных предприятий побуждают производителей зерна реализовывать его по ценам, диктуемым посредниками, что еще более ухудшает финансовое положение большинства сельхозтоваропроизводителей.
Поскольку основная часть зерна реализуется по прямым договорам и товарообменным операциям, рынок зерна остается непрозрачным, не складывается механизм ценового выравнивания.
В то же время следует отметить ряд шагов, уже сделанных в Самарской области по созданию благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства, освоению новых эффективных технологий, организации инфраструктуры производства и сбыта зерна. К ним, в первую очередь, можно отнести создание агентства по регулированию продовольственного рынка, осуществление Программы совершенствования производства зерна в Самарской области с применением ресурсо- и влагосберегающей технологии и образование в рамках реализации этой программы Самарской ассоциации производителей зерна, Самарской зерновой компании, созданной товаропроизводителями, а также Самарской лизинговой компании.
Повышение эффективности производства зерна зависит от решения ряда проблем, важнейшими из которых являются:
отсутствие эффективных форм организации и хозяйствования непосредственно в самих сельскохозяйственных предприятиях, в первую очередь:
нерешенность организационно-правовых вопросов хозяйствования и связанных с ними вопросов собственности,
несовершенство внутрихозяйственных экономических механизмов и системы управления,
отсутствие целенаправленной инновационной политики;
недостаточность и отсутствие у сельхозтоваропроизводителей финансовых средств для осуществления расширенного воспроизводства вследствие:
низкой доходности производства большинства видов сельскохозяйственной продукции,
ограниченности финансовых ресурсов, направляемых на развитие сельскохозяйственного производства,
недоступности получения кредитных ресурсов коммерческих банков из-за высоких процентных ставок, наличия большой просроченной кредиторской задолженности, отсутствия высоколиквидных залогов и приемлемой для сельхозтоваропроизводителей системы страхования сельскохозяйственных культур;
отсутствие эффективной системы сбыта продукции:
недостаточное развитие инфраструктуры зернового рынка,
отсутствие у производителей достоверной информации о реальных ценах спроса и состоянии рынка зерна,
несовершенство нормативно-правовой базы по вопросам регламентирования деятельности участников зернового рынка.
Нерешенность данных проблем приводит к деформированию системы ценообразования на зерно, неэквивалентному обмену зерна на промышленные средства производства с ущемлением интересов сельхозтоваропроизводителей, снижению связи между ценой и качественными показателями зерна, нарушению контроля за товарными потоками продукции и ее качеством, способствует созданию условий для криминализации торговли зерном, появлению теневого рынка зерна, ведению хозяйствами двойной бухгалтерии.
Основные направления эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна
В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и развития рынка зерна необходимы реализация на федеральном и областном уровнях ряда организационно-правовых мероприятий и принятие нормативно-правовых решений. Основные направления этой деятельности схематично представлены на рис 1.
Важнейшими мероприятиями являются:
1. Проведение реформирования хозяйств с целью обеспечения эффективного управления производственной, экономической и финансовой деятельностью. Реструктуризация задолженности хозяйств в бюджета всех уровней и внебюджетные фонды, реструктуризация их кредиторской задолженности естественным монополиям.
Для проведения реального реформирования сельскохозяйственных предприятий необходимо принятие на федеральном уровне нормативно-правовых актов по регистрации земельной собственности и по регулированию земельного оборота, разработка нормативно-правовых документов, определяющих порядок и особенности банкротства сельхозтоваропроизводителей, организация единого статистического учета сельхозтоваропроизводителей всех организационно-правовых форм, обеспечивающего сопоставимость оценок показателей.
2. Внесение изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты по созданию благоприятных условий производства и регулированию рынка зерна:
принятие земельного кодекса, регламентирующего, кроме всего прочего, экономически обоснованный оборот сельскохозяйственных земель;
сертификация элеваторов;
принятие нормативных актов, регламентирующих залог зерна и осуществление оборота двойных складских свидетельств на зерно;
освобождение производителей сельскохозяйственной продукции от уплаты налога на добавленную стоимость;
---------------------------------------------------
|Реформирование сельскохозяйственных предприятий и|
|реструктуризация их задолженности, включая четко |
____|поставленную систему внутрихозяйственного учета и|----
| | отлаженного менеджмента | |
| --------------------------------------------------- |
| |
| |
------------------------------- -------------------------------
| Создание благоприятных | |Техническое и технологическое|
| условий для осуществления | | перевооружение зернового |
| производства и сбыта зерна, | | производства, включающее |
| включая систему | | освоение ресурсо- и |
| налогообложения | | влагосберегающих |
| товаропроизводителя и | | технологий, применение |
| производителей | | высокоурожайных сортов |
| сельскохозяйственной техники| | зерновых, зернобобовых и |
| | | масличных культур |
------------------------------- -------------------------------
| |
| -------------------------------
| | Создание легализованного |
| |рынка зерна с использованием |
| | мер законодательного и |
| | организационного характера |
| -------------------------------
| |
| --------------------------------------------------- |
| | Создание инфраструктуры | |
| |-------------------------------------------------| |
----| обеспечивающей | обеспечивающий сбыт |----
|производство зерна (МТС,| продукции (биржа, |
| агросервисные центры, | система двойных |
| лизинговые и зерновые |складских свидетельств, |
| компании, фонд |система государственного|
| сельскохозяйственного |страхования от погодных |
| обучения) | рисков, от сезонных |
| |колебаний цен на зерно) |
---------------------------------------------------
Рис. 1. Основные направления повышения эффективности производства зерна
осуществление протекционистской политики в интересах отечественных производителей зерна, в т.ч. гибкое применение мер таможенно-тарифного регулирования;
разработка условий и регламента проведения электронных биржевых торгов и обеспечение гарантий безопасности проводимых сделок.
3. Создание электронных зерновых бирж, обеспечение производителей достоверной информацией о ценах на зерно и продукты его переработки, создание механизма форвардных сделок с зерном для получения дополнительного источника инвестирования средств в производство зерна.
4. Создание стабильно функционирующей кредитно-финансовой системы, ориентированной на сельхозтоваропроизводителя, обеспечение доступности сельхозтоваропроизводителей к краткосрочным и долгосрочным кредитным ресурсам, предоставляемым своевременно и на приемлемых для них условиях.
5. Создание государственной системы страхования сельхозтоваропроизводителей.
6. Развитие сельскохозяйственного машиностроения, соответствующего мировому уровню и требованиям применения ресурсосберегающих технологий.
7. Создание эффективно функционирующей транспортно-логистической системы обеспечения рынка зерна.
8. Совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности сельскохозяйственных предприятий, усиление налоговых и других форм контроля за деятельностью сельхозтоваропроизводителей, создание аудиторских консалтинговых, инжиниринговых фирм.
Реализация этих мероприятий создаст эффективные условия для устойчивого расширенного воспроизводства в сельскохозяйственных предприятиях, притока в них инвестиций, увеличения их платежеспособности, благоприятно скажется на развитии зернового комплекса области, а также в смежных с ним отраслях сельского хозяйства.
Механизм реализации основных направлений эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна
Механизм реализации основных направлений эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна предусматривает осуществление системы мероприятий, предполагающей поэтапное и многоуровневое решение имеющихся проблем и проблем, возникновение которых вероятно в будущем.
Для повышения инвестиционных возможностей сельскохозяйственных предприятий Самарской области необходима последовательная деятельность органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов по нижеперечисленным направлениям:
1. Системная работа по реформированию сельскохозяйственных предприятий, восстановлению эффективного управления и платежеспособности.
До принятия соответствующих решений на федеральном уровне необходимо осуществлять формирование внешних условий и экономического механизма, инициирующих и стимулирующих процессы реформирования сельскохозяйственных предприятий области. Для этого должен быть проведен анализ производственно-финансового состояния сельскохозяйственных предприятий области и определение дальнейших перспектив их развития в направлении:
выбора оптимальных организационно-правовых форм хозяйствования и собственности;
завершения инвентаризации и ведения единого государственного реестра земель, перехода к кадастровой оценке земель;
возможности диверсификации производства и проведения эффективной инновационной политики;
совершенствования внутрихозяйственного экономического механизма и системы управления;
внедрения эффективного менеджмента.
Осуществление этих мер позволит провести реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных предприятий различного рода кредиторам (бюджету и внебюджетным фондам, естественным монополиям, физическим и юридическим лицам), заключение мировых соглашений с предприятиями-банкротами.