Недействующий

ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 мая 2001 года N 152

О Концепции эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна в Самарской области

  ____________________________________________________________________________________________

  Постановление утратило силу - Постановление Губернатора Самарской области от 14 ноября 2005 г. № 285   

  ____________________________________________________________________________________________   

(с изменениями на 14 ноября 2005 года)

В целях дальнейшего развития агропромышленного комплекса Самарской области и создания цивилизованного рынка зерна

                        

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна в Самарской области (далее Концепция).

2. Департаменту экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаеву), департаменту управления финансами Администрации области (Аронину), департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву) совместно с заинтересованными организациями в десятидневный срок разработать порядок субсидирования за счет средств областного бюджета процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях предприятиями агропромышленного комплекса области.

3. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву), департаменту экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаеву), департаменту управления финансами Администрации области (Аронину), департаменту управления государственным имуществом Администрации области (Иванову) с привлечением ученых и специалистов в срок до 01.08.2001 разработать программу реформирования сельскохозяйственных предприятий Самарской области.

4. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву), департаменту экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаеву), департаменту управления финансами Администрации области (Аронину), правовому управлению Администрации области (Вечкановой) в срок до 10.06.2001 разработать положение о фонде кредитования предприятий агропромышленного комплекса.

5. Департаменту международных связей Самарской области (Королеву), департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву) продолжить работу с Правительством Голландии по получению технической и финансовой помощи на реализацию программ по развитию и совершенствованию организационно-правовых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе области.

6. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву), департаменту экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаеву), департаменту управления финансами Администрации области (Аронину) совместно с заинтересованными организациями в месячный срок разработать положение о формировании и использовании регионального продовольственного фонда.

7. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву) в месячный срок подготовить постановление Губернатора области о развитии сельскохозяйственной кооперации в Самарской области.

8. Департаменту экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаеву), департаменту управления финансами Администрации области (Аронину), департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву) в месячный срок представить Губернатору области на рассмотрение предложения по внедрению механизма складских свидетельств на зерновом рынке Самарской области.

9. Предложить Самарской зерновой бирже (Автаеву) в срок до 15.05.2001 подготовить предложения по организации биржевой торговли зерном урожая 2001 года и к 01.10.2001 с участием департамента сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцева), департамента экономического развития и инвестиций Администрации области (Хасаева), департамента управления финансами Администрации области (Аронина), департамента управления государственным имуществом Администрации области (Иванова), правового управления Администрации области (Вечкановой) разработать концепцию и бизнес-модель Самарской электронной зерновой биржи.

10. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Румянцеву), департаменту управления финансами Администрации области (Аронину) совместно с заинтересованными организациями в месячный срок представить Губернатору области на рассмотрение предложения по совершенствованию механизма реализации областной целевой программы "Совершенствование производства зерна в Самарской области с применением ресурсо- и влагосберегающих технологий" в 2002-2010 гг. с учетом положений Концепции и мультипликативных механизмов финансирования, а также по оказанию мер государственной поддержки инфраструктуры, созданной в соответствии с указанной программой.

11. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области принять участие в реализации основных направлений Концепции.

12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора области Казакова В.А.

     Губернатор
     Самарской области                                 К.А. Титов

Одобрена постановлением
Губернатора Самарской области
N 152 от 04.05.2001 г.

КОНЦЕПЦИЯ
эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна в Самарской области

Основной целью настоящей Концепции является повышение эффективности сельскохозяйственного производства через создание благоприятного экономического механизма увеличения производства зерна, улучшение его качества и развитие цивилизованного рынка зерна.

Оценка ситуации в сфере производства и сбыта зерна

Зерновое производство является важнейшей отраслью агропромышленного комплекса области (далее - АПК).

Состояние зернового хозяйства в значительной степени определяет развитие других отраслей АПК и, прежде всего, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Доходы от реализации зерна являются основным источником финансовых средств, получаемых сельхозтоваропроизводителями.

В зерновом хозяйстве области наблюдаются устойчивый спад производства и снижение его эффективности. За последние 10 лет посевные площади под зерновыми культурами сократились с 1,5 млн. гектаров до 1,2 млн. гектаров, валовой сбор зерна уменьшился в 1,3 раза. Среднегодовое производство зерна за 1996-2000 годы составило 1,6 млн. тонн или 78,9% от среднегодового уровня 1991-1995 годов. Средняя урожайность зерновых за эти периоды, соответственно, снизилась с 13,3 до 11,8 центнера с гектара. В самой отрасли произошел структурный сдвиг в сторону увеличения доли продовольственного зерна и сокращения доли фуражного зерна и зернобобовых культур. Значительными остаются колебания в объемах производства зерна по годам, зависимость от погодных условий.

Во многих хозяйствах области нарушена зональная система севооборотов. Происходит перенасыщение севооборотов зерновыми и подсолнечником при общем и видовом сокращении посевов кормовых культур, что при существующем уровне использования сельхозтоваропроизводителями минеральных удобрений и средств защиты растений приводит к снижению почвенного плодородия и ухудшению фитосанитарной обстановки, отрицательно сказывается на развитии кормовой базы животноводства области.

Сокращение государственных закупок зерна и переориентация системы его реализации с государственных на альтернативные каналы сбыта, привели к появлению на зерновом рынке различных посреднических структур и теневого сектора, росту бартерных операций.

В настоящее время почти 90% товарного зерна области реализуется по негосударственным каналам сбыта.

Снижение объемов внешних инвестиций и собственных инвестиционных возможностей сельскохозяйственных предприятий побуждают производителей зерна реализовывать его по ценам, диктуемым посредниками, что еще более ухудшает финансовое положение большинства сельхозтоваропроизводителей.

Поскольку основная часть зерна реализуется по прямым договорам и товарообменным операциям, рынок зерна остается непрозрачным, не складывается механизм ценового выравнивания.

В то же время следует отметить ряд шагов, уже сделанных в Самарской области по созданию благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства, освоению новых эффективных технологий, организации инфраструктуры производства и сбыта зерна. К ним, в первую очередь, можно отнести создание агентства по регулированию продовольственного рынка, осуществление Программы совершенствования производства зерна в Самарской области с применением ресурсо- и влагосберегающей технологии и образование в рамках реализации этой программы Самарской ассоциации производителей зерна, Самарской зерновой компании, созданной товаропроизводителями, а также Самарской лизинговой компании.

Повышение эффективности производства зерна зависит от решения ряда проблем, важнейшими из которых являются:

отсутствие эффективных форм организации и хозяйствования непосредственно в самих сельскохозяйственных предприятиях, в первую очередь:

нерешенность организационно-правовых вопросов хозяйствования и связанных с ними вопросов собственности,

несовершенство внутрихозяйственных экономических механизмов и системы управления,

отсутствие целенаправленной инновационной политики;

недостаточность и отсутствие у сельхозтоваропроизводителей финансовых средств для осуществления расширенного воспроизводства вследствие:

низкой доходности производства большинства видов сельскохозяйственной продукции,

ограниченности финансовых ресурсов, направляемых на развитие сельскохозяйственного производства,

недоступности получения кредитных ресурсов коммерческих банков из-за высоких процентных ставок, наличия большой просроченной кредиторской задолженности, отсутствия высоколиквидных залогов и приемлемой для сельхозтоваропроизводителей системы страхования сельскохозяйственных культур;

отсутствие эффективной системы сбыта продукции:

недостаточное развитие инфраструктуры зернового рынка,

отсутствие у производителей достоверной информации о реальных ценах спроса и состоянии рынка зерна,

несовершенство нормативно-правовой базы по вопросам регламентирования деятельности участников зернового рынка.

Нерешенность данных проблем приводит к деформированию системы ценообразования на зерно, неэквивалентному обмену зерна на промышленные средства производства с ущемлением интересов сельхозтоваропроизводителей, снижению связи между ценой и качественными показателями зерна, нарушению контроля за товарными потоками продукции и ее качеством, способствует созданию условий для криминализации торговли зерном, появлению теневого рынка зерна, ведению хозяйствами двойной бухгалтерии.

Основные направления эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и развития рынка зерна необходимы реализация на федеральном и областном уровнях ряда организационно-правовых мероприятий и принятие нормативно-правовых решений. Основные направления этой деятельности схематично представлены на рис 1.

Важнейшими мероприятиями являются:

1. Проведение реформирования хозяйств с целью обеспечения эффективного управления производственной, экономической и финансовой деятельностью. Реструктуризация задолженности хозяйств в бюджета всех уровней и внебюджетные фонды, реструктуризация их кредиторской задолженности естественным монополиям.

Для проведения реального реформирования сельскохозяйственных предприятий необходимо принятие на федеральном уровне нормативно-правовых актов по регистрации земельной собственности и по регулированию земельного оборота, разработка нормативно-правовых документов, определяющих порядок и особенности банкротства сельхозтоваропроизводителей, организация единого статистического учета сельхозтоваропроизводителей всех организационно-правовых форм, обеспечивающего сопоставимость оценок показателей.

2. Внесение изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты по созданию благоприятных условий производства и регулированию рынка зерна:

принятие земельного кодекса, регламентирующего, кроме всего прочего, экономически обоснованный оборот сельскохозяйственных земель;

сертификация элеваторов;

принятие нормативных актов, регламентирующих залог зерна и осуществление оборота двойных складских свидетельств на зерно;

освобождение производителей сельскохозяйственной продукции от уплаты налога на добавленную стоимость;

       ---------------------------------------------------
       |Реформирование сельскохозяйственных предприятий и|
       |реструктуризация их задолженности, включая четко |
   ____|поставленную систему внутрихозяйственного учета и|----
   |   |             отлаженного менеджмента             |   |
   |   ---------------------------------------------------   |
   |                                                         |
   |                                                         |
-------------------------------   -------------------------------
|    Создание благоприятных   |   |Техническое и технологическое|
|  условий для осуществления  |   |  перевооружение зернового   |
| производства и сбыта зерна, |   |  производства, включающее   |
|       включая систему       |   |     освоение ресурсо- и     |
|       налогообложения       |   |      влагосберегающих       |
|    товаропроизводителя и    |   |   технологий, применение    |
|        производителей       |   |   высокоурожайных сортов    |
| сельскохозяйственной техники|   |  зерновых, зернобобовых и   |
|                             |   |      масличных культур      |
-------------------------------   -------------------------------
   |                                                         |
   |                              -------------------------------
   |                              |  Создание легализованного   |
   |                              |рынка зерна с использованием |
   |                              |   мер законодательного и    |
   |                              | организационного характера  |
   |                              -------------------------------
   |                                                         |
   |   ---------------------------------------------------   |
   |   |          Создание инфраструктуры                |   |
   |   |-------------------------------------------------|   |
   ----|     обеспечивающей     |  обеспечивающий сбыт   |----
       |производство зерна (МТС,|   продукции (биржа,    |
       | агросервисные центры,  |    система двойных     |
       | лизинговые и зерновые  |складских свидетельств, |
       |     компании, фонд     |система государственного|
       | сельскохозяйственного  |страхования от погодных |
       |       обучения)        |  рисков, от сезонных   |
       |                        |колебаний цен на зерно) |
       ---------------------------------------------------

Рис. 1. Основные направления повышения эффективности производства зерна

осуществление протекционистской политики в интересах отечественных производителей зерна, в т.ч. гибкое применение мер таможенно-тарифного регулирования;

разработка условий и регламента проведения электронных биржевых торгов и обеспечение гарантий безопасности проводимых сделок.

3. Создание электронных зерновых бирж, обеспечение производителей достоверной информацией о ценах на зерно и продукты его переработки, создание механизма форвардных сделок с зерном для получения дополнительного источника инвестирования средств в производство зерна.

4. Создание стабильно функционирующей кредитно-финансовой системы, ориентированной на сельхозтоваропроизводителя, обеспечение доступности сельхозтоваропроизводителей к краткосрочным и долгосрочным кредитным ресурсам, предоставляемым своевременно и на приемлемых для них условиях.

5. Создание государственной системы страхования сельхозтоваропроизводителей.

6. Развитие сельскохозяйственного машиностроения, соответствующего мировому уровню и требованиям применения ресурсосберегающих технологий.

7. Создание эффективно функционирующей транспортно-логистической системы обеспечения рынка зерна.

8. Совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности сельскохозяйственных предприятий, усиление налоговых и  других форм контроля за деятельностью сельхозтоваропроизводителей, создание аудиторских консалтинговых, инжиниринговых фирм.

Реализация этих мероприятий создаст эффективные условия для устойчивого расширенного воспроизводства в сельскохозяйственных предприятиях, притока в них инвестиций, увеличения их платежеспособности, благоприятно скажется на развитии зернового комплекса области, а также в смежных с ним отраслях сельского хозяйства.

Механизм реализации основных направлений эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна

Механизм реализации основных направлений эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна предусматривает осуществление системы мероприятий, предполагающей поэтапное и многоуровневое решение имеющихся проблем и проблем, возникновение которых вероятно в будущем.

Для повышения инвестиционных возможностей сельскохозяйственных предприятий Самарской области необходима последовательная деятельность органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов по нижеперечисленным направлениям:

1. Системная работа по реформированию сельскохозяйственных предприятий, восстановлению эффективного управления и платежеспособности.

До принятия соответствующих решений на федеральном уровне необходимо осуществлять формирование внешних условий и экономического механизма, инициирующих и стимулирующих процессы реформирования сельскохозяйственных предприятий области. Для этого должен быть проведен анализ производственно-финансового состояния сельскохозяйственных предприятий области и определение дальнейших перспектив их развития в направлении:

выбора оптимальных организационно-правовых форм хозяйствования и собственности;

завершения инвентаризации и ведения единого государственного реестра земель, перехода к кадастровой оценке земель;

возможности диверсификации производства и проведения эффективной инновационной политики;

совершенствования внутрихозяйственного экономического механизма и системы управления;

внедрения эффективного менеджмента.

Осуществление этих мер позволит провести реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных предприятий различного рода кредиторам (бюджету и внебюджетным фондам, естественным монополиям, физическим и юридическим лицам), заключение мировых соглашений с предприятиями-банкротами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»