Совершенствование системы кадрового обеспечения
Одним из важнейших факторов реализации государственной политики, направленной на создание эффективного аграрного сектора экономики Самарской области выступает кадровое обеспечение АПК.
По состоянию на 1 января 2003 года из общей численности населения области в сельском хозяйстве занято 74,5 тыс. человек или 5,9 % от работающих в экономике области, в том числе специалистов всех уровней - 8567 человек.
Обеспеченность отрасли кадрами достигает 98% при ежегодной динамике сменяемости кадров около 13%.
Анализ современного состояния кадрового потенциала показывает, что происходит неуклонное сокращение численности занятых в отрасли. За последние пять лет число работающих снизилось на 38419 человек (38,8%), в том числе за 2002 год - на 5700 человек (8,6%), что соответствует мировым тенденциям, отражающим технологическое перевооружение отрасли. Ухудшается качественный состав специалистов отрасли. Так, за тот же период доля главных специалистов с высшим образованием сократилась с 63 до 52,9%, среди специалистов среднего звена - с 21 до 18,8%.
Подготовку специалистов сельскохозяйственного профиля в области осуществляют СГСХА, СГЭА, пять средних профессиональных и 22 начальных образовательных учреждения по 18 специальностям с общей численностью обучающихся 10330 человек.
Эффективность деятельности этой системы с точки зрения воспроизводства кадрового потенциала АПК недостаточна, поскольку в 2002 году из 1156 выпускников с высшим и средним профессиональным образованием в хозяйства области пришли работать только 112 человек (9,7%), из 2000 выпускников с начальным профессиональным образованием - 62 человека (3,1 %).
Учитывая динамику снижения образовательного уровня специалистов, работающих в АПК, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.95 № 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием", начиная с 2000 года реализуется целевая контрактная подготовка в СГСХА. Отбор и зачисление прошли 504 выпускника сельских образовательных школ.
В области действует постоянная система переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов АПК, включающая в себя заведения различных организационно-правовых форм. Ежегодно в рамках этой системы повышают квалификацию до 2400 человек.
На базе Самарской школы управления АПК создан центр оценки кадрового потенциала, который успешно сотрудничает с районами области в проведении оценки профессиональных и личностных качеств руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций с последующей их аттестацией. За три года аттестовано 330 руководителей с присвоением 1 категории - 166 человек, ?Й категории - 80 человек, ?ЙЙ категории - 62 человека.
Сложившаяся социальная обстановка в сельскохозяйственном производстве и, прежде всего, низкий уровень заработной платы не позволяют обеспечить стабильный приток в аграрный комплекс профессионально подготовленных, ответственных работников, обладающих созидательной активностью и творческим подходом к делу.
Сведённые к минимальной численности кадровые службы сельхозорганизаций, местных органов управления сельского хозяйства, не могут в полной мере заниматься прогнозированием и оценкой кадровой обеспеченности, формированием кадрового резерва, обучением, рациональным использованием трудовых ресурсов, профессиональной ориентацией сельской молодёжи.
Реконструкция и модернизация кадровой индустрии сельскохозяйственной отрасли будет строиться в 2004-2006 годах по следующим стратегическим направлениям:
формирование социального заказа АПК области на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного с объемами подготовки в агропромышленных учебных заведениях области, на основе постоянного мониторинга и анализа социально-экономического состояния сельскохозяйственного производства и его реализация;
активизация работы по профессиональной ориентации учащихся сельских общеобразовательных школ, формирование привлекательного впечатления о современных эффективных системах сельскохозяйственного производства;
развитие аграрного образовательного комплекса Самарской области;
совершенствование системы непрерывного профессионального обучения и консультирования, переподготовки и повышения квалификации товаропроизводителей АПК, как наиболее гибкой и оперативной, способной дифференцированно и в короткие сроки осуществить программно-целевое обучение различных категорий специалистов, руководителей и кадров массовых профессий;
создание новой инфраструктуры финансовой поддержки учебных заведений - специальных внебюджетных фондов с целью максимального повышения возможностей и качества подготовки специалистов и резерва руководителей сельхозорганизаций, использование попечительства и спонсорства в рамках существующего законодательства;
реализация социально-экономических мер, направленных на решение проблем закрепления кадров на селе.
Одним из перспективных направлений совершенствования кадрового обеспечения АПК является развитие АОК, созданного в 2003 году, в состав которого входят образовательные учреждения всех уровней профессионального образования, научные, научно-производственные и иные некоммерческие организации и ассоциации сельскохозяйственного профиля, расположенные на территории Самарской области.
Основополагающие принципы деятельности АОК определены Законом Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Формирование эффективной системы подготовки кадров для АПК Самарской области " на 2003-2005 годы".
Решение вопросов кадрового обеспечения АПК неразрывно связано с социальным развитием села.
Анализ причин, приводящих к оттоку квалифицированных кадров из сферы сельскохозяйственного производства, показывает, что основной из них является отсутствие социально-бытовых условий для сельского населения.
Вместе с тем, по проведенным исследованиям, часть молодых специалистов, закончивших сельскохозяйственные образовательные учреждения, готовы работать на селе при условии создания социальной инфраструктуры отвечающей современным требованиям.
Социальное развитие села
По состоянию на начало 2003 года в сельской местности проживают почти 20% жителей Самарской области. Анализ демографической ситуации показывает старение кадров, миграционный отток молодежи из села. Сегодня доля лиц старших возрастов в сельской местности составляет примерно 23%. Еще одна особенность сельской демографии - традиционно более высокий уровень смертности. Смертность в сельской местности в значительной мере связана с травмами, несчастными случаями, отравлениями, то есть с причинами, свидетельствующими о социальном неблагополучии. Такое неблагополучие обусловливает и низкую мотивацию населения, его социальную иммобильность.
Необходимо отметить, безусловно, позитивную сторону социально-экономических реформ, стимулировавших деловую активность населения области, которое перестало быть экономически пассивными объектами проводимой политики активизации трудового потенциала и инициативы. Социологическое исследование "Экономическая активность и адаптация домохозяйств к рыночным условиям", проведенное Самарским отделением Академии социальных наук в 2002 году, показывает, что каждый второй житель Самарской области адаптировался к изменившимся социально-экономическим условиям. Вместе с тем следует признать, что процесс адаптации населения в массе своей носит нерыночный, во многом вынужденный характер и связан с большими социальными и экономическими издержками.
Негативные последствия перестройки и реструктуризации экономики проявили себя с большей силой именно в сельской местности, вследствие неразвитости производственной и социальной инфраструктуры на селе, ограниченности источников занятости, более низкого уровня образования населения. В декабре 2002 года начисленная заработная плата на одного работника в сельском хозяйстве составила 34,4% от среднеобластного уровня. Из 454 хозяйствующих субъектов, допустивших в январе 2003 года задолженность по заработной плате, 351 являются сельскохозяйственными организациями (77%). По данным мониторинга социально-трудовой сферы сельского хозяйства Самарской области, проведенного осенью 2002 года, подавляющее большинство опрошенных (90%) не удовлетворены уровнем оплаты своего труда и лишь 6,9 % респондентов оплата устраивает. Причем следует учитывать, что доля наиболее негативно оценивших свой доход составила 55,8%. Большинство жителей сельских районов имеет свое подсобное хозяйство. Это помогает им выжить в трудных материальных условиях. Тем не менее, около 82 % работников коллективных хозяйств отнесли свою семью к категориям: малообеспеченной (64,4%), необеспеченной самым необходимым (10,7%) или бедствующей (7,1%).