Недействующий

Об утверждении комплексной программы развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года (с изменениями на 8 декабря 2006 года)


11. Кадровое обеспечение и социальное развитие агропромышленного комплекса области


Совершенствование системы кадрового обеспечения


Одним из важнейших факторов реализации государственной политики, направленной на создание эффективного аграрного сектора экономики Самарской области выступает  кадровое обеспечение АПК.

По состоянию на 1 января 2003 года из общей численности населения области в сельском хозяйстве занято 74,5  тыс. человек или   5,9  % от работающих  в экономике области,  в том числе специалистов всех уровней - 8567 человек.

Обеспеченность отрасли кадрами достигает 98% при ежегодной динамике сменяемости кадров около 13%.     

Анализ  современного состояния кадрового потенциала показывает, что происходит неуклонное сокращение численности занятых в отрасли. За последние пять лет число работающих снизилось на 38419 человек (38,8%), в том числе за 2002 год - на 5700 человек (8,6%), что соответствует мировым тенденциям, отражающим технологическое перевооружение отрасли. Ухудшается качественный состав специалистов отрасли. Так, за тот же период доля главных специалистов с высшим образованием сократилась с 63 до 52,9%, среди специалистов среднего звена - с 21 до 18,8%.

Подготовку специалистов сельскохозяйственного профиля в области осуществляют СГСХА, СГЭА, пять средних профессиональных и 22 начальных образовательных учреждения по 18 специальностям с общей численностью обучающихся 10330 человек.

Эффективность деятельности этой системы с точки зрения воспроизводства кадрового потенциала АПК недостаточна, поскольку в 2002 году из 1156 выпускников с высшим и средним  профессиональным образованием в хозяйства области пришли работать только 112 человек (9,7%), из 2000 выпускников с начальным профессиональным образованием - 62 человека  (3,1 %).

Учитывая динамику снижения образовательного уровня специалистов, работающих в АПК,  на основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.95 № 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием", начиная с 2000 года реализуется целевая контрактная подготовка в СГСХА. Отбор и зачисление прошли 504 выпускника сельских образовательных школ.

В области действует постоянная система переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов АПК, включающая в себя заведения различных организационно-правовых форм. Ежегодно в рамках этой системы повышают квалификацию до 2400 человек.

На базе Самарской школы управления АПК создан центр оценки кадрового потенциала,  который успешно сотрудничает с районами области в проведении оценки профессиональных и личностных качеств руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций с последующей их аттестацией. За три года аттестовано 330 руководителей с присвоением 1 категории - 166 человек, ?Й категории - 80 человек, ?ЙЙ категории - 62 человека.

Сложившаяся социальная обстановка в сельскохозяйственном производстве и, прежде всего, низкий уровень заработной платы не позволяют обеспечить стабильный приток в  аграрный комплекс профессионально подготовленных, ответственных работников, обладающих созидательной активностью и творческим подходом к делу.

Сведённые к минимальной численности кадровые службы сельхозорганизаций, местных органов управления сельского хозяйства,  не могут в полной мере заниматься  прогнозированием и оценкой кадровой обеспеченности, формированием кадрового резерва, обучением, рациональным использованием трудовых ресурсов, профессиональной ориентацией сельской молодёжи.

Реконструкция и модернизация кадровой индустрии сельскохозяйственной отрасли будет строиться в 2004-2006 годах по следующим стратегическим направлениям:  

формирование социального заказа АПК области на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного с  объемами подготовки в агропромышленных учебных заведениях области, на основе постоянного мониторинга и анализа социально-экономического состояния сельскохозяйственного производства и его реализация;

активизация работы по профессиональной ориентации учащихся сельских общеобразовательных школ, формирование привлекательного впечатления о современных эффективных системах сельскохозяйственного производства;

развитие  аграрного образовательного комплекса Самарской области;

совершенствование системы непрерывного профессионального обучения  и консультирования,  переподготовки и повышения квалификации товаропроизводителей АПК, как наиболее гибкой и оперативной, способной дифференцированно и в короткие сроки осуществить  программно-целевое обучение различных категорий  специалистов, руководителей и кадров массовых профессий;

создание новой инфраструктуры финансовой  поддержки учебных заведений - специальных внебюджетных фондов с целью максимального повышения возможностей и качества подготовки специалистов и резерва руководителей сельхозорганизаций, использование попечительства и спонсорства в рамках существующего законодательства;

реализация социально-экономических мер, направленных на решение проблем закрепления кадров на селе.

Одним из перспективных направлений совершенствования кадрового обеспечения АПК является развитие   АОК, созданного в 2003 году,   в состав которого входят  образовательные учреждения всех уровней профессионального образования, научные,  научно-производственные и иные некоммерческие организации и ассоциации сельскохозяйственного профиля, расположенные на территории Самарской области.

Основополагающие принципы деятельности АОК определены Законом Самарской области "Об утверждении областной целевой программы  "Формирование эффективной системы подготовки кадров  для АПК Самарской области " на 2003-2005 годы".

Решение вопросов кадрового обеспечения АПК неразрывно связано с социальным развитием села.

Анализ причин, приводящих к оттоку квалифицированных кадров из сферы сельскохозяйственного производства, показывает, что основной из них является отсутствие социально-бытовых условий для сельского населения.

Вместе с тем, по проведенным исследованиям, часть молодых специалистов, закончивших сельскохозяйственные образовательные учреждения, готовы работать на селе при условии создания социальной инфраструктуры отвечающей современным требованиям.     


Социальное развитие села

По состоянию на начало 2003 года в сельской местности проживают почти 20% жителей Самарской области. Анализ демографической ситуации показывает старение кадров, миграционный отток молодежи из села. Сегодня доля лиц старших возрастов в сельской местности составляет примерно 23%. Еще одна особенность сельской демографии - традиционно более высокий уровень смертности. Смертность в сельской местности в значительной мере связана с травмами, несчастными случаями, отравлениями, то есть с причинами, свидетельствующими о социальном неблагополучии. Такое неблагополучие обусловливает и низкую мотивацию населения, его социальную иммобильность.

Необходимо отметить, безусловно, позитивную сторону социально-экономических реформ, стимулировавших деловую активность населения области, которое перестало быть экономически пассивными объектами проводимой политики активизации трудового потенциала и инициативы. Социологическое исследование "Экономическая активность и адаптация домохозяйств к рыночным условиям", проведенное Самарским отделением Академии социальных наук  в 2002 году, показывает, что каждый второй житель Самарской области адаптировался к изменившимся социально-экономическим условиям. Вместе с тем следует признать, что процесс адаптации населения в массе своей носит нерыночный, во многом вынужденный характер и связан с большими социальными и экономическими издержками.

Негативные последствия перестройки и реструктуризации экономики проявили себя с большей силой именно в сельской местности, вследствие неразвитости производственной и социальной инфраструктуры на селе, ограниченности источников занятости, более низкого уровня образования населения. В декабре 2002 года начисленная заработная плата на одного работника в сельском хозяйстве составила 34,4% от среднеобластного уровня. Из 454 хозяйствующих субъектов, допустивших в январе 2003 года задолженность по заработной плате, 351 являются сельскохозяйственными организациями (77%). По данным мониторинга социально-трудовой сферы сельского хозяйства Самарской области, проведенного осенью 2002 года, подавляющее большинство опрошенных (90%) не удовлетворены уровнем оплаты своего труда и лишь 6,9 % респондентов оплата устраивает. Причем следует учитывать, что доля наиболее негативно оценивших свой доход составила 55,8%. Большинство жителей сельских районов имеет свое подсобное хозяйство. Это помогает им выжить в трудных материальных условиях. Тем не менее, около 82 % работников коллективных хозяйств отнесли свою семью к категориям: малообеспеченной (64,4%), необеспеченной самым необходимым (10,7%) или бедствующей (7,1%).