Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Создание единой информационной системы адресной социальной помощи жителям Самарской области" на 2004-2006 годы" (с изменениями на 1 апреля 2004 года)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач общества является государственная поддержка и социальная защита граждан.

Необходимость и актуальность совершенствования механизма предоставления социальной помощи населению обусловлены:

наличием в обществе значительного количества лиц, нуждающихся в социальной поддержке. В настоящее время доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 27,7% от общей численности населения области. Ежемесячно более 120 тысячам граждан назначается социальная помощь в соответствии с Законом Самарской области "О социальной помощи в Самарской области"; более 400 тысяч граждан получают государственное пособие на ребенка;

предоставлением социальной помощи в виде льгот без учета реальной нуждаемости. В органах социальной защиты населения области состоят на обслуживании 936 тысяч граждан, имеющих право и получающих льготы в соответствии с федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах". Система оказания социальной помощи регламентируется более 200 правовыми актами, из которых большинство направлено на обеспечение льгот отдельным категориям граждан, финансируемых из бюджетов различных уровней. В настоящее время насчитывается свыше тысячи различных видов социальной поддержки, которая оказывается 236 категориям населения;

несоответствием социальных обязательств государства и возможностей бюджетов всех уровней, из-за чего возникает проблема, связанная с финансовым обеспечением льгот и компенсаций, ведущая к невыполнению законов, регламентирующих предоставление льгот;

разобщенностью данных о видах социальной помощи жителям области. В настоящее время информация о видах социальной поддержки населению представлена в информационных базах данных министерств труда и социального развития, здравоохранения, образования и науки, культуры, молодежной политики и спорта и других органов исполнительной власти Самарской области, а также органов местного самоуправления. Информационная разобщенность, использование собственных систем классификации и терминов, самостоятельность разработок, направленных на решение узких отраслевых и ведомственных задач, не позволяют говорить о существовании в Самарской области единой информационной системы социальной помощи. Существующая организационная структура предусматривает раздельное ведение учета оказанной помощи по категорийному принципу, т.е. каждое ведомство, предоставляющее социальную помощь, осуществляет собственную регистрацию обслуживаемого населения и предоставленных ему льгот независимо от других структур.

Предоставление социальной помощи по категорийному принципу приводит к негативному результату, поскольку предоставление социальной помощи без учета социальной ситуации, в которой находится конкретный получатель помощи, способствует формированию иждивенческих настроений и ложится тяжелым бременем на экономически активное население.

Информационные потоки, касающиеся объектов адресной социальной помощи, носят, скорее, функциональный характер, отражающий только сферу интересов участвующих в информационном обмене организационных структур, и не позволяют получить сводную информацию о конкретном получателе.

Создание единой информационной системы адресной социальной помощи жителям Самарской области принципиально невозможно без использования современных компьютерных и телекоммуникационных средств, а также новых информационных технологий. Веб-технологии позволяют создать единую информационную систему взаимодействия жителя области с органами исполнительной власти, в которой социально значимая информация будет представлена в доступной и удобной форме. Интернет-киоски гарантируют всем гражданам равные возможности использования этого нового способа адресного взаимодействия с органами исполнительной власти области.

В основу построения информационной системы адресного взаимодействия органов исполнительной власти и населения Самарской области в социальной сфере, включающей не только органы социальной защиты, но и органы здравоохранения, образования, культуры и другие, предлагается положить социальный паспорт жителя области. Социальный паспорт, создаваемый для каждого гражданина Самарской области, содержит персонифицированную информацию, характеризующую его социальный статус, семейное и материальное положение, социальные льготы и т.д. Для хранения этой информации должны быть созданы территориально распределенные информационные базы данных, которые будут использоваться органами исполнительной власти области для выработки индивидуальных программ взаимодействия с каждым гражданином.

Для поддержки такого взаимодействия должно быть разработано специальное программное обеспечение, основными характеристиками которого должны стать открытость и гибкость, позволяющие системе работать в условиях постоянно изменяющегося окружения: изменения социально-экономического положения людей, появления новых законов и нормативов. Этим требованиям удовлетворяют так называемые мультиагентные технологии, построенные на основе автономных программных объектов, способных воспринимать информацию, принимать решения и взаимодействовать с себе подобными.

Проблема идентификации каждого жителя области при получении социальной информации может решаться с помощью смарт-карт (микропроцессорных пластиковых магнитных карт), которые предъявляются гражданином Интернет-киоску, где он сможет получить социальную информацию только о себе. Предлагается использование смарт-карты двух типов: для финансовых расчетов и для социальной сферы.

Повышение эффективности работы единой информационной системы невозможно без интеграции информационных ресурсов, хранящих данные об одном и том же человеке, в различных организационных структурах. Таким образом, необходимо говорить о создании персонифицированного учета объектов социальной помощи.

Персонификация учета объектов адресной социальной помощи представляет собой решение целого ряда задач, начиная от регламентации источников социальной информации, необходимой для обеспечения ее однозначности и заканчивая проведением комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению сбора, ввода, корректировки и защиты от несанкционированного доступа к информации о человеке и обеспечением порядка взаимодействия между различными организационными структурами при решении вопроса о предоставлении социальной помощи конкретному человеку.

В качестве наиболее эффективного пути формирования системы персонификации объектов адресной социальной помощи представляется автоматизированная персонификация на основе существующих баз данных министерств Самарской области с последующим уточнением информации по мере естественного обращения граждан за социальной помощью в органы исполнительной власти Самарской области.

Интегрированная система адресного взаимодействия органов исполнительной власти и населения Самарской области в социальной сфере позволит создать единое информационное пространство адресной социальной помощи в регионе и обеспечить адресную социальную поддержку жителей области. В частности, система позволит в течение ближайших трех лет получить информацию о численности граждан, претендующих на получение социальной помощи. При этом органы исполнительной власти Самарской области получат возможность формирования и обновления непрерывной информационной карты жителей области, что позволит строить прогностические модели структурных изменений контингента населения на конкретном временном интервале, проводить мониторинги социально уязвимых групп населения, а постоянно меняющаяся информационная база станет базисом для разработки социальных программ адресной поддержки населения.

Поскольку предлагаемая единая информационная система предназначена способствовать достижению стратегических целей управления регионом, она может быть реализована только на основе применения программных методов.

Единая информационная система будет хранить интегрированный информационный ресурс о жителях Самарской области, который будет востребован всеми государственными учреждениями в ходе решения социальных задач. Этот ресурс в дальнейшем может быть использован также как базисный при формировании системного территориального кадастра Самарской области.