Недействующий

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ЗАКОН

 07 июля 2003 года № 56-ГД

Об утверждении областной целевой программы "Создание единой информационной системы адресной социальной помощи жителям Самарской области" на 2004-2006 годы"

  __________________________________________________

Изменения:

Закон Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 47-ГД

 __________________________________________________    

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Создание единой информационной системы адресной социальной помощи жителям Самарской области" на 2004-2006 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    

 И.о. Губернатора
     Самарской области
 В.А. Казаков

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004-2006 ГОДЫ
(далее - Программа)  

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ             - областная  целевая программа "Создание
ПРОГРАММЫ                  единой информационной системы адресной
                           социальной  помощи  жителям  Самарской
                           области" на 2004-2006 годы

ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК     - департамент      социальной     защиты
ПРОГРАММЫ                  населения Администрации области

ДАТА ПРИНЯТИЯ            - поручение   вице-губернатора   области
РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ       Казакова В.А. от 15.10.2001
ПРОГРАММЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ          - Администрация области
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ

ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ     - министерство   труда   и   социального
ПРОГРАММЫ                  развития Самарской области

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ            - совершенствование            механизма
ПРОГРАММЫ                  организации,    повышение   уровня   и
                           качества  адресной  социальной  помощи
                           жителям Самарской области;
                           разработка социального паспорта жителя
                           Самарской     области,     содержащего
                           информацию   о  человеке  как  объекте
                           адресной социальной помощи;
                           создание единой информационной системы
                           адресной   социальной  помощи  жителям
                           Самарской   области  (далее  -  единая
                           информационная               система),
                           обеспечивающей индивидуальный подход в
                           решении социальных задач;
                           повышение               эффективности,
                           обоснованности     и     оперативности
                           выполнения      программ      адресной
                           социальной помощи гражданам;
                           создание               распределенного
                           интегрированного информационного банка
                           данных    о    социально-экономическом
                           положении   населения,  перечне  видов
                           получаемой  помощи  с целью разработки
                           новых направлений в области социальной
                           защиты  и программ адресной социальной
                           помощи гражданам

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ         - начало    реализации    Программы    -
ПРОГРАММЫ                  01.01.2004,    окончание    реализации
                           Программы - 31.12.2006

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ     - разработка, согласование и утверждение
ПРОГРАММЫ                  стратегии    развития    и   принципов
                           построения    единой    информационной
                           системы;
                           подготовка  соглашений  и  договоров о
                           порядке  информационного  обмена между
                           органами   исполнительной       власти
                           Самарской области при создании  единой
                           информационной системы;
                           разработка          научно-технической
                           документации  об  основных  принципах,
                           целях,  задачах  и  функциях  создания
                           единой информационной системы, а также
                           содержащей  согласованные  решения  по
                           регламенту    информационного   обмена
                           между   органами исполнительной власти
                           Самарской области;
                           создание  системы управления проектами
                           и       ресурсами       департаментов,
                           используемыми    для    предоставления
                           населению      социальной      помощи,
                           медицинских,     образовательных     и
                           социокультурных услуг;
                           выбор    программных   и   технических
                           средств, создание технической базы для
                           реализации Программы;
                           разработка   и   опытная  эксплуатация
                           полномасштабной      версии     единой
                           информационной системы

ИСПОЛНИТЕЛИ ОСНОВНЫХ -     министерство   труда   и   социального
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ      развития Самарской области,
                           министерство здравоохранения Самарской
                           области,
                           министерство   образования   и   науки
                           Самарской области,
                           министерство   культуры,    молодежной
                           политики и спорта Самарской области,
                           министерство экономического  развития,
                           инвестиций   и   торговли    Самарской
                           области,
                           организации,      определенные      на
                           конкурсной  основе  после  утверждения
                           Программы в соответствии с действующим
                           законодательством

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ       - общий  объем  финансирования Программы
ФИНАНСИРОВАНИЯ             46 500,0  тыс.  рублей за счет средств
                           областного бюджета:
                           в 2004 году - 8 000,0 тыс. рублей;
                           в 2005 году - 25 630,8 тыс. рублей;
                           в 2006 году - 12 869,2 тыс. рублей

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ     - совершенствование            механизма
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ       организации  и качества предоставления
                           адресной  социальной  помощи населению
                           области;
                           повышение эффективности взаимодействия
                           между   органами исполнительной власти
                           Самарской  области  при предоставлении
                           адресной  социальной  помощи,   льгот,
                           социальных услуг;
                           обеспечение  индивидуального подхода к
                           каждому  жителю  области  при оказании
                           социальной помощи;
                           оптимизация  использования  финансовых
                           средств,  обеспечение  контроля  за их
                           расходованием

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ      - контроль  за  выполнением  мероприятий
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ    Программы   и   ходом   ее  реализации
ПРОГРАММЫ                  осуществляет  министерство  труда    и
                           социального       развития   Самарской
                           области;
                           контроль   за  целевым  использованием
                           средств,   выделяемых   на  реализацию
                           Программы   из   областного   бюджета,
                           осуществляет  министерство  управления
                           финансами Самарской области.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ

База данных - совокупность структурированных и взаимосвязанных данных о некоторой проблемной области, представленных в электронном виде.

Банк данных - совокупность баз данных, а также программные и языковые средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования.

Интернет-киоск - персональный компьютер, установленный в общественном месте для обеспечения широкой публики доступа к информации.

Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационная среда - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации.

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Социальный паспорт - совокупность социально значимых сведений о человеке, определяющих его общественный, имущественный и правовой статус, собранных в соответствии с действующими нормативными актами, хранящимися в электронной форме и доступными как самому человеку, так и всем организациям, оказывающим ему социальные услуги.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач общества является государственная поддержка и социальная защита граждан.

Необходимость и актуальность совершенствования механизма предоставления социальной помощи населению обусловлены:

наличием в обществе значительного количества лиц, нуждающихся в социальной поддержке. В настоящее время доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 27,7% от общей численности населения области. Ежемесячно более 120 тысячам граждан назначается социальная помощь в соответствии с Законом Самарской области "О социальной помощи в Самарской области"; более 400 тысяч граждан получают государственное пособие на ребенка;

предоставлением социальной помощи в виде льгот без учета реальной нуждаемости. В органах социальной защиты населения области состоят на обслуживании 936 тысяч граждан, имеющих право и получающих льготы в соответствии с федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах". Система оказания социальной помощи регламентируется более 200 правовыми актами, из которых большинство направлено на обеспечение льгот отдельным категориям граждан, финансируемых из бюджетов различных уровней. В настоящее время насчитывается свыше тысячи различных видов социальной поддержки, которая оказывается 236 категориям населения;

несоответствием социальных обязательств государства и возможностей бюджетов всех уровней, из-за чего возникает проблема, связанная с финансовым обеспечением льгот и компенсаций, ведущая к невыполнению законов, регламентирующих предоставление льгот;

разобщенностью данных о видах социальной помощи жителям области. В настоящее время информация о видах социальной поддержки населению представлена в информационных базах данных министерств труда и социального развития, здравоохранения, образования и науки, культуры, молодежной политики и спорта и других органов исполнительной власти Самарской области, а также органов местного самоуправления. Информационная разобщенность, использование собственных систем классификации и терминов, самостоятельность разработок, направленных на решение узких отраслевых и ведомственных задач, не позволяют говорить о существовании в Самарской области единой информационной системы социальной помощи. Существующая организационная структура предусматривает раздельное ведение учета оказанной помощи по категорийному принципу, т.е. каждое ведомство, предоставляющее социальную помощь, осуществляет собственную регистрацию обслуживаемого населения и предоставленных ему льгот независимо от других структур.

Предоставление социальной помощи по категорийному принципу приводит к негативному результату, поскольку предоставление социальной помощи без учета социальной ситуации, в которой находится конкретный получатель помощи, способствует формированию иждивенческих настроений и ложится тяжелым бременем на экономически активное население.

Информационные потоки, касающиеся объектов адресной социальной помощи, носят, скорее, функциональный характер, отражающий только сферу интересов участвующих в информационном обмене организационных структур, и не позволяют получить сводную информацию о конкретном получателе.

Создание единой информационной системы адресной социальной помощи жителям Самарской области принципиально невозможно без использования современных компьютерных и телекоммуникационных средств, а также новых информационных технологий. Веб-технологии позволяют создать единую информационную систему взаимодействия жителя области с органами исполнительной власти, в которой социально значимая информация будет представлена в доступной и удобной форме. Интернет-киоски гарантируют всем гражданам равные возможности использования этого нового способа адресного взаимодействия с органами исполнительной власти области.

В основу построения информационной системы адресного взаимодействия органов исполнительной власти и населения Самарской области в социальной сфере, включающей не только органы социальной защиты, но и органы здравоохранения, образования, культуры и другие, предлагается положить социальный паспорт жителя области. Социальный паспорт, создаваемый для каждого гражданина Самарской области, содержит персонифицированную информацию, характеризующую его социальный статус, семейное и материальное положение, социальные льготы и т.д. Для хранения этой информации должны быть созданы территориально распределенные информационные базы данных, которые будут использоваться органами исполнительной власти области для выработки индивидуальных программ взаимодействия с каждым гражданином.

Для поддержки такого взаимодействия должно быть разработано специальное программное обеспечение, основными характеристиками которого должны стать открытость и гибкость, позволяющие системе работать в условиях постоянно изменяющегося окружения: изменения социально-экономического положения людей, появления новых законов и нормативов. Этим требованиям удовлетворяют так называемые мультиагентные технологии, построенные на основе автономных программных объектов, способных воспринимать информацию, принимать решения и взаимодействовать с себе подобными.

Проблема идентификации каждого жителя области при получении социальной информации может решаться с помощью смарт-карт (микропроцессорных пластиковых магнитных карт), которые предъявляются гражданином Интернет-киоску, где он сможет получить социальную информацию только о себе. Предлагается использование смарт-карты двух типов: для финансовых расчетов и для социальной сферы.

Повышение эффективности работы единой информационной системы невозможно без интеграции информационных ресурсов, хранящих данные об одном и том же человеке, в различных организационных структурах. Таким образом, необходимо говорить о создании персонифицированного учета объектов социальной помощи.

Персонификация учета объектов адресной социальной помощи представляет собой решение целого ряда задач, начиная от регламентации источников социальной информации, необходимой для обеспечения ее однозначности и заканчивая проведением комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению сбора, ввода, корректировки и защиты от несанкционированного доступа к информации о человеке и обеспечением порядка взаимодействия между различными организационными структурами при решении вопроса о предоставлении социальной помощи конкретному человеку.

В качестве наиболее эффективного пути формирования системы персонификации объектов адресной социальной помощи представляется автоматизированная персонификация на основе существующих баз данных министерств Самарской области с последующим уточнением информации по мере естественного обращения граждан за социальной помощью в органы исполнительной власти Самарской области.

Интегрированная система адресного взаимодействия органов исполнительной власти и населения Самарской области в социальной сфере позволит создать единое информационное пространство адресной социальной помощи в регионе и обеспечить адресную социальную поддержку жителей области. В частности, система позволит в течение ближайших трех лет получить информацию о численности граждан, претендующих на получение социальной помощи. При этом органы исполнительной власти Самарской области получат возможность формирования и обновления непрерывной информационной карты жителей области, что позволит строить прогностические модели структурных изменений контингента населения на конкретном временном интервале, проводить мониторинги социально уязвимых групп населения, а постоянно меняющаяся информационная база станет базисом для разработки социальных программ адресной поддержки населения.

Поскольку предлагаемая единая информационная система предназначена способствовать достижению стратегических целей управления регионом, она может быть реализована только на основе применения программных методов.

Единая информационная система будет хранить интегрированный информационный ресурс о жителях Самарской области, который будет востребован всеми государственными учреждениями в ходе решения социальных задач. Этот ресурс в дальнейшем может быть использован также как базисный при формировании системного территориального кадастра Самарской области.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Основная цель Программы - совершенствование механизма предоставления и повышение качества адресной социальной помощи жителям области путем создания единого информационного пространства, информационной инфраструктуры интегрированной системы адресного взаимодействия органов исполнительной власти и населения Самарской области в социальной сфере, ориентированной на планирование и управление процессом оказания адресной поддержки жителей области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»