Достижение цели Программы заключается в реализации программных мероприятий по четырем основным направлениям.
1. Формирование информационных и телекоммуникационных ресурсов и технологий образования.
ИКТ должны стать определяющим фактором современного качественного уровня образования населения и формирования кадрового потенциала развития региона.
Предстоит решить две задачи:
формирование принципиально новых по уровню доступа и востребованности информационных ресурсов, актуальных как на региональном, так и на муниципальном уровнях, и создание средств эффективного электронного транспорта и формата потребления (коммуникаций и компьютеризированных рабочих мест);
создание качественно новых информационных ресурсов как по содержанию, так и по способу их формирования и пополнения.
Решение их достигается путем создания информационно-образовательного портала Самарской области.
Широкое распространение ИКТ требует создания электронных библиотек (медиатек) как средства накопления и распространения информационных и методических ресурсов. Благодаря интенсивно развивающейся сетевой инфраструктуре эти ресурсы становятся потенциально доступными любому пользователю сети и открывают неограниченные перспективы расширения аудитории обучающихся.
Электронные библиотеки, создающиеся в рамках настоящей Программы, должны содержать тематические базы учебных, справочных, иллюстративных, каталогизированных материалов. Принципы организации электронных библиотек должны обеспечивать возможность адресного поиска и свободного доступа к базам данных, накопления, хранения и предоставления различных ресурсов - от текстовых до мультимедийных, а также моделирующих программ, функционирующих в различных программных средах.
2. Формирование аппаратно-программной базы областной образовательной информационной сети.
Школы в сельских районах и малых городах области достаточно хорошо оснащены компьютерной техникой. Однако современные ИКТ являются "сетевыми", так как без объединения информационных ресурсов отдельных компьютеров, ресурсов учреждений образования, методических и научных центров невозможна организация единого информационного пространства и эффективного обучения.
В рамках Программы предстоит оснастить ОУ не только компьютерами, но и сетевым, коммуникационным оборудованием.
Потребность оснащения ОУ области составляет 9053 компьютера, 726 комплектов сетевого и коммуникационного оборудования и специализированной мебели для компьютерных классов.
За счет средств займа МБРР предполагается поставить в образовательные учреждения 1815 компьютеров, 129 комплектов сетевого и коммуникационного оборудования и специализированной мебели для компьютерных классов.
За счет средств областного бюджета необходимо приобрести 6909 компьютеров для учреждений общего, профессионального, дополнительного образования детей, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также сетевое и коммуникационное оборудование и специализированную мебель для компьютерных классов.
В зависимости от конкретных технических условий и расположения ОУ могут быть подключены к сети как по проводным линиям связи, так и посредством радиодоступа, беспроводной (сотовой и/или транкинговой) телефонной или спутниковой связи.
В настоящее время к информационной образовательной сети по проводным (коммутируемым или выделенным) каналам может быть подключено значительное число ОУ, расположенных в городах и крупных селах области. Данный путь далеко не всегда обеспечивает требуемое качество и скорость связи, недешев, особенно при переходе на повременную оплату услуг телефонии, при этом 270 сельских ОУ (из 476 подлежащих к подключению) имеют только один телефонный номер, что делает для них активное использование Интернет практически невозможным.
Радиодоступ и беспроводная телефония могут быть использованы как промежуточное решение для ряда ОУ, расположенных в городах области, Красноярском, Волжском, Кинельском и некоторых других районах. Основным ограничением данных способов является высокая стоимость оплаты трафика.
Для многих ОУ южных районов области (Приволжский, Хворостянский, Красноармейский, Пестравский, Большеглушицкий и Большечерниговский) подключение к областной образовательной сети и к Интернет в период реализации Программы целесообразно (или даже единственно возможно) через спутниковый канал связи. Тем более что Минобразование России приступило в рамках реализации федеральной программы к созданию телекоммуникационной системы доступа ОУ к информационным образовательным ресурсам по технологии спутникового асимметричного Интернет-доступа. Асимметрия заключается в соотношении объемов прямого (нисходящего) и обратного (восходящего) трафиков как 10/1 и более.
Правительству области предоставляется право за счет средств регионального бюджета и внебюджетных источников финансировать в рамках федеральной программы организацию восходящего спутникового трафика (закупку дополнительных аппаратно-программных средств и оплату трафика).
В 2003 году в рамках настоящей Программы планируется оснастить УНПО области компьютерной техникой из расчета "ученик/компьютер" 40/1 и средствами телекоммуникаций. С учетом имеющихся в наличии у УНПО компьютеров показатель оснащенности достигнет 25/1.
На средства займа МБРР планируется создать и оснастить компьютерной техникой (всего 176 компьютеров) и средствами телекоммуникации 11 МРОЦ УНПО.
МРОЦ будут концентрировать образовательные и технические ресурсы, обеспечивать методическую и кадровую поддержку новых профессий, реализовывать в рамках образовательного процесса новые производственные технологии. Выбор направлений профессиональной подготовки в данных МРОЦ основан на перечне приоритетных отраслей экономики и сфер развития региона, определенных Программой социально-экономического развития Самарской области, утвержденной постановлением Самарской Губернской Думы от 29.09.99 N 284 . С целью создания единой информационной среды Самарской области УНПО предполагается подключить к областной образовательной сети.
Данное направление Программы важно, так как профессиональное образование призвано подготавливать, обеспечивать, а в отдельных случаях и инициировать процесс экономического развития территории.
Сегодня уровень подготовки кадров не всегда адекватен требованиям развития промышленного производства, сельского хозяйства, социальной сферы региона. Хотя учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования Самарской области ежегодно подготавливают для различных отраслей экономики около 30 тысяч выпускников, степень их подготовки и способность адаптироваться к требованиям рыночной экономики не соответствуют современным потребностям.
Предполагается специальное обслуживание информационными ресурсами возложить на региональные межвузовские медиацентры в Самаре и Тольятти, которые по мере их создания планируется подключить к областной образовательной сети, обслуживающей студентов, школьников, преподавателей, научных работников, способствующей повышению качества образовательных услуг посредством информационной консолидации учреждений высшего образования области как единого, целостного организма.
Создание в области межвузовских медиацентров с собственной инфраструктурой, образовательными информационными ресурсами и программно-сетевой поддержкой доступа к ним рассматривается в качестве важного механизма реализации мер по развитию информатизации образования.
Всего в рамках реализации данной Программы необходимо организовать подключение 826 образовательных учреждений разными способами в соответствии с проектом организации региональной информационной образовательной сети передачи данных.
Одним из наиболее важных программных мероприятий является оснащение ОУ лицензионным компьютерным программным обеспечением.