В 2000/2001 учебном году в сельских районах и малых городах Самарской области в 673 общеобразовательных школах обучалось 192386 детей и в 15 учреждениях интернатного типа, обслуживающих сельские и городские территории, 4497 воспитанников. При этом функционировала 41 школа начального общего образования, 173 школы основного общего образования и 459 школ среднего (полного) общего образования.
На 01.01.2001 в области действовало 258 школьных автобусных маршрутов протяженностью более 2500 км, перевозящих около 5800 учащихся. На школьных перевозках задействовано 111 единиц арендованного автотранспорта и 147 школьных автобусов, 47 автобусов, принадлежащих школам, находятся в эксплуатации свыше нормативного срока службы (8 лет).
Разработаны мероприятия по оптимизации сети образовательных учреждений региона, результатами выполнения которых должны быть:
19 вновь введенных малокомплектных школ как социально-образовательных центров;
оснащение современными технологическими ресурсами 132 образовательных центра в сельской местности.
При этом 34 школы из основного общего образования перейдут в начальные, 22 из среднего (полного) общего - в основные. Именно в них будут завершать общее образование дети из сельской местности, которых при необходимости будут доставлять к месту учебы школьным автобусом. Только это позволит дать полноценное профильное образование сельским учащимся.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" каждое образовательное учреждение является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность. Именно поэтому в последние 3-4 года в сельских районах области начались процессы преобразования малокомплектных и малочисленных образовательных учреждений в филиалы средних общеобразовательных школ, создания на их базе образовательных центров, юридически и территориально объединяющих вокруг себя дошкольные образовательные учреждения, малокомплектные школы начального общего образования и малочисленные школы основного общего образования. Такие образовательные центры при соответствующем материально-техническом, кадровом и методическом обеспечении способны организовать и предоставить обучающимся более широкий спектр образовательных услуг как в сфере среднего (полного) общего, так и дополнительного образования, в том числе компенсировать отсутствие тех или иных образовательных услуг в образовательных учреждениях населенного пункта, в котором проживают обучающиеся.
Необходимо отметить, что практика организации подвоза учащихся из одних населенных пунктов, не имеющих образовательных учреждений соответствующего уровня, в другие сама по себе не нова и используется в Самарской области достаточно широко. Проблема сегодня состоит в том, что изменение социально-экономических условий негативно отражается на сохранении различных форм подвоза детей, традиционно осуществляемых отдельными хозяйствами и ведомствами. Она требует незамедлительного решения путем обеспечения сельских общеобразовательных школ и учреждений интернатного типа собственным транспортом, совершенствования механизмов организации подвоза детей с целью реализации права граждан на получение образования соответствующего уровня.
Территориальная целевая программа "Обеспечение транспортными средствами образовательных учреждений Самарской области в 2000-2002 годах" не решила всех проблем, связанных с подвозом обучающихся, и, кроме того, не была реализована в полном объеме в натуральном выражении ввиду отсутствия индексации по годам с учетом изменения отпускных цен заводов-изготовителей. Кроме того, практика реализации названной программы в совокупности с реформированием системы образования области выявила дополнительную потребность в транспортных средствах для подвоза обучающихся.