Недействующий


САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ЗАКОН

 

11 февраля 2004 года № 14-ГД

О внесении изменений и дополнений в комплексную целевую программу медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001-2005 годы

Принят Самарской Губернской Думой
27 января 2004 года

     
Статья 1. Внести изменения и дополнения в комплексную целевую программу медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001 – 2005 годы, утвержденную Законом Самарской области от 22 февраля 2001 года №15-ГД (газета «Волжская коммуна» от 27 февраля 2001 года №31, от 5 января 2003 года №1), изложив ее в новой редакции согласно приложению.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  Губернатор
Самарской области
 К.А. Титов

Приложение
к Закону Самарской области
"О внесении изменений
и дополнений в комплексную
 целевую программу
медико-социальной и
профессиональной реабилитации инвалидов
 Самарской области и обеспечения им
 доступной среды жизнедеятельности
на 2001 -2005 годы"

КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИМ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2001-2005 ГОДЫ (далее - Программа)


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ                         -                  

ПРОГРАММЫ






ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК -

ПРОГРАММЫ

ДАТА ПРИНЯТИЯ -
РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ -
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ


ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ    - ПРОГРАММЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ                            -
ПРОГРАММЫ











































СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ -

ПРОГРАММЫ



ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ -

ПРОГРАММЫ
















ИСПОЛНИТЕЛИ ОСНОВНЫХ -
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ




































ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ -

ФИНАНСИРОВАНИЯ









ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ -

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ























СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ -
КОНТРОЛЯ ЗА
ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

комплексная целевая программа медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001-2005 годы


департамент социальной защиты населения Администрации области

поручения и.о. Губернатора области Логойдо Ю.М. от 19.01.2000           № 6-30/1768, от 05.05.2000                № 6-30/689

Администрация Самарской области


министерство труда и социального развития Самарской области

разработка и осуществление комплекса мер по снижению уровня инвалидности в области, усилению социальной поддержки и улучшению качества жизни инвалидов; повышение эффективности деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы;

обеспечение доступной для инвалидов и маломобильных групп населения среды жизнедеятельности; осуществление мероприятий по медицинской, профессиональной, социальной и психологической реабилитации инвалидов;

разработка и внедрение новых форм деятельности реабилитационных учреждений и укрепление их материально-технической базы;

увеличение объема  услуг для инвалидов в системах здравоохранения, социальной защиты населения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта, а также проведение мероприятий по созданию системы обеспечения инвалидов средствами реабилитации и приспособлениями, облегчающими их труд и быт;

определение потребностей инвалидов и маломобильных групп населения в мерах по обеспечению доступной среды жизнедеятельности;

обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной инфраструктуры, средствам связи;

решение задач информационного,  кадрового и методического обеспечения системы реабилитации инвалидов области



2001 - 2005 годы


осуществление комплексной реабилитации инвалидов на основе разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалида;

совершенствование правовых, организационных и методических основ медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

осуществление строительства и переоборудования объектов социальной инфраструктуры с целью беспрепятственного доступа и пользования ими инвалидами и маломобильными группами населения;

развитие реабилитационной индустрии

департамент  по строительству, архитектуре, жилищно-коммуналь-ному и  дорожному хозяйству Администрации области  (министерство строительства Самарской     области), департамент здравоохранения Администрации области (министерство здравоохранения Самарской области), департамент образования и науки Администрации области (министерство образования и науки Самарской области), департамент федеральной государственной службы занятости населения по Самарской области, департамент физической культуры и  спорта Администрации области (министерство  культуры, молодежной политики и спорта Самарской области), департамент культуры Администрации области     (министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области), департамент развития предпринимательства Самарской области (министерство экономического развития, инвестиций  и торговли Самарской области),  департамент  промышленности и торговли  Администрации области,  Главное управление по вопросам         семьи, материнства  и детства Самарской области  (министерство труда и социального развития Самарской области), общественные организации инвалидов, органы местного самоуправления, другие организации


общий объем финансирования -

340 946,8  тыс. рублей, в том числе:

          средства областного бюджета - 338 731,8 тыс. рублей;

          средства общественных организаций инвалидов и других источников -  2 215,0 тыс. рублей;

          средства федерального бюджета;

          средства местных бюджетов

создание системы реабилитации инвалидов в Самарской области в целях более полного удовлетворения потребностей инвалидов в мероприятиях медицинской, социальной, профессиональной и психологической реабилитации;

обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов области в целях наиболее полного развития способностей и их максимальной интеграции в общество;

открытие и развитие 18 центров медико-социальной реабилитации;

проведение курсов реабилитации для 64 тыс. инвалидов;

проведение восстановительной терапии для  25 тыс. инвалидов;

осуществление реконструктивных операций и эндопротезирования для 280 инвалидов;

обеспечение техническими, медицинскими средствами реабилитации 110 тыс. инвалидов;

обучение навыкам самообслуживания  52 тыс. инвалидов

текущий контроль за выполнением мероприятий Программы и ходом ее реализации осуществляет  Самарская Губернская Дума;

текущий контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы из областного бюджета, осуществляет министерство управления финансами Самарской области;

контроль за использованием бюджетных средств в части обеспечения целевого использования осуществляет министерство труда и социального развития Самарской области.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач общества является  государственная поддержка и социальная защита инвалидов.

Принятый в 1995 году Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также  в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России.

В настоящее время происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Инвалидами стали признаваться не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и граждане, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживание, передвижение, общение,  ориентация, контроль за своим поведением, обучение). Это повлекло изменение  государственной политики в отношении инвалидов в плане усиления реабилитационной направленности, структурной перестройки и реорганизации служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развития системы реабилитационной индустрии и формирования отечественного рынка технических средств реабилитации, обеспечения доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц,  имеющих признаки

ограничения жизнедеятельности. На 01.01.2000 в Самарской области насчитывалось 196065 инвалидов, в том числе 50% инвалидов трудоспособного возраста, доля тяжелых групп составляла 62% от общей численности. В настоящее время, как и в предыдущие годы, ведущими заболеваниями,  приводящими к инвалидности, являются болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, психические заболевания, травмы всех локализаций и болезни нервной системы. На них приходится 80% всей первичной инвалидности.

Численность детей-инвалидов составляет 13 606 ребенка. В последние годы их рост обусловлен расширением перечня медицинских показаний для выдачи экспертного заключения о признании ребенка инвалидом, введением специальных пенсий для детей-инвалидов до 18 лет, обеспечением им дополнительных мер социальной защиты. Основными причинами детской инвалидности являются болезни нервной системы и органов чувств, врожденные аномалии развития, психические расстройства, болезни органов дыхания,  эндокринная патология.

За последние пять лет общая численность инвалидов увеличилась почти на 50%, вместе с тем занятость инвалидов неуклонно сокращается и в настоящее время в общественном производстве работает только около 15% от общего числа инвалидов. Между тем рациональное трудоустройство инвалида решает триединую задачу: способствует улучшению материального положения инвалида, укрепляет его престиж в семье и обществе, повышает уверенность в себе и дает сознание гражданской полноценности.

Среди неработающих инвалидов третьей группы лица трудоспособного возраста составляют 89,2%. Нуждаются в трудовом устройстве дополнительно более 15 тыс. человек из числа неработающих, а также  около 5 тыс. человек из числа работающих, но выполняющих неадекватную по состоянию их здоровья или не соответствующую их профессии (образованию) работу.     На современном этапе вопросы реабилитации инвалидов не могут быть решены без использования современных вспомогательных технических приспособлений и средств передвижения.

Согласно данным анкетного опроса с целью определения нуждаемости инвалидов в Самарской области в средствах и приспособлениях для организации труда, быта и отдыха, проведенного специалистами Главного управления социальной защиты населения области в январе 2000 года, 72% инвалидов с нарушением зрения и 50% с заболеваниями опорно-двигательного аппарата из числа опрошенных нуждаются во вспомогательных средствах для самообслуживания, 50% слепых и 19% ограниченных в движении людей испытывают нужду во вспомогательных средствах для приема и приготовления пищи, 44% инвалидов по слуху и речи  желают трудоустроиться. Результаты опроса подтверждают необходимость развития индустрии средств реабилитации и приспособлений, обеспечения условий доступности общения, отдыха, быта инвалидов, развития материально-технической базы для внедрения новых технологий и методов обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности.

Значительная часть строящегося в настоящее время жилья, магазинов, поликлиник, больниц, других объектов социального обслуживания, транспортных сооружений, в том числе сооружений улично-дорожной сети, рассчитаны, в основном, только на пользование ими здоровым человеком. Между тем почти 2,5% наших граждан, использующих для передвижения кресла-коляски, костыли, другие специальные средства или постороннюю помощь, лишены возможности беспрепятственно пользоваться всеми этими сооружениями в силу различных заболеваний опорно-двигательной системы или травм нижних конечностей. Кроме того, следует учитывать интересы инвалидов с дефектами слуха и зрения, престарелых, значительная часть которых имеет заболевания опорно-двигательного аппарата и испытывает затруднения при пользовании перечисленными объектами и сооружениями.

В силу несовершенства применяемых ранее архитектурно-планировочных решений строящихся объектов эта часть общества испытывает серьезные затруднения или полностью лишена возможности беспрепятственного пользования существующим жильем, объектами торговли, здравоохранения, социального обслуживания, транспортными сооружениями, улично-дорожной сетью, в то время как статья 19 Конституции Российской Федерации гарантирует полное равноправие всех граждан страны.

Среди нормативных актов, принятых во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", следует, прежде всего, отметить постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.96 № 1449  "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры", которое непосредственно направлено на решение данной проблемы. К сожалению, меры, предусмотренные в указанном документе, реализуются частично либо вовсе не выполняются.

Объективно оценивая состояние реабилитационной службы в Самарской области, можно констатировать, что она не функционирует как целостная система, поскольку недостаточно организована психологическая помощь больным, которая должна органически вплетаться в структуру медико-социальной реабилитации. В настоящее время не развита подготовка кадров для реабилитационной работы, не разработана методика преемственности между отдельными службами реабилитации. Пока не создана структура, которая помогла бы организационно и функционально объединить разрозненные усилия различных ведомств, образовательных учреждений, предприятий для решения очень важной социальной задачи - возвращения инвалида к активной общественной жизни.

В настоящее время мероприятия социальной поддержки инвалидов ориентированы в большей степени на оказание материальной помощи. Финансовая поддержка  является мерой необходимой, но она не ориентирует общественность и самих  инвалидов на развитие и использование потенциала личности, не обеспечивает условий для их интеграции в общественную жизнь.

В современных условиях бюджетное финансирование медицинских и социальных учреждений реабилитации не может обеспечить высокого уровня проведения реабилитационных мероприятий для всего контингента инвалидов. Необходимы дополнительные источники финансирования.

Опираясь на финансовую поддержку за счет областного бюджета и других источников, возможно в течение ближайшего пятилетия создать систему реабилитации инвалидов в Самарской области, что, в свою очередь, дает возможность обеспечить выполнение индивидуальных программ реабилитации инвалидов и предоставить гарантированный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, удовлетворяющих потребность в медицинской, социальной, психологической и профессиональной реабилитации наиболее незащищенной категории граждан нашего общества.

Обозначенные выше проблемы можно решить программными методами. Настоящая Программа является документом, позволяющим проводить на всей территории области единую политику в сфере социальной защиты и реабилитации инвалидов.


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью Программы является создание системы реабилитации инвалидов в Самарской области для обеспечения им  равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод и их интеграции в общество.

Задачи Программы:

обеспечить начиная с 2001 года разработку и реализацию индивидуальной программы реабилитации инвалидов в Самарской области, включающей предоставление им гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

создать государственную службу реабилитации инвалидов в Самарской области;

обеспечить создание и развитие учреждений медико-социальной реабилитации;

совершенствовать формы работы органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, труда и занятости по профориентации лиц с ограниченными возможностями, их профобучению и дальнейшему содействию в  рациональном трудоустройстве;

обеспечить развитие занятости инвалидов посредством оказания содействия предприятиям всех форм собственности в организации специальных рабочих мест;

обеспечить проведение мониторинга по определению потребностей в реконструкции и переоборудовании объектов социальной и транспортной инфраструктуры согласно плотности проживания инвалидов определенных категорий, расположению производств и общественных организаций инвалидов;

разработать при проектировании и строительстве новых, реконструкции и капитальном ремонте существующих объектов социальной инфраструктуры научно-методическую и нормативно-техническую документацию, обеспечивающую создание безбарьерной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности;

обеспечить развитие реабилитационной индустрии, изготовление технических средств реабилитации для инвалидов на предприятиях Самарской области;

совершенствовать систему обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и приспособлениями, облегчающими их жизнь;

создать для инвалидов условия доступного пользования транспортом: модернизация, приспособление транспортных средств, сооружений улично-дорожной сети;

содействовать развитию социально-культурной сферы и спорта инвалидов как средства их реабилитации и  интеграции в общество;

обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры;

разработать организационные и методические основы реабилитации детей-инвалидов;

обеспечить разработку и внедрение новых компьютерных технологий в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

обеспечить подготовку специалистов по вопросам медико-социальной, профессиональной и психологической реабилитации инвалидов;

совершенствовать правовое и методическое обеспечение системы реабилитации инвалидов.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В целях решения поставленных задач в области реабилитации инвалидов и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности Программой предусматривается:

осуществление организационных мероприятий по обеспечению реабилитации инвалидов,  включая проработку наиболее значимых вопросов для рассмотрения на заседаниях  Самарского областного совета по делам инвалидов, а также реализация  индивидуальных программ реабилитации инвалидов с предоставлением им гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг;

проведение мероприятий по развитию комплекса реабилитации инвалидов, в том числе по развитию сети и укреплению материально-технической базы реабилитационных учреждений, разработка и внедрение новых технологий деятельности этих учреждений, расширение перечня и объема реабилитационных мероприятий и услуг в системе здравоохранения, образования, социальной защиты  населения, культуры, физической культуры и спорта, труда и занятости;

разработка нормативной документации для службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (составление базовых компьютерных программ по реабилитации инвалидов с различными заболеваниями, в том числе детей-инвалидов, методических рекомендаций по разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации);

развитие и улучшение материально-технической базы государственной службы медико-социальной экспертизы (открытие новых составов бюро,  переход на компьютерную форму разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида, создание диагностического отделения и стационара медико-социальной экспертизы);

создание и развитие системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и приспособлениями, облегчающими их жизнедеятельность, включая проведение маркетинговых исследований рынка  технических средств реабилитации, подготовку и издание руководства для специалистов реабилитационных учреждений по данному вопросу;

осуществление мероприятий по созданию условий для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям;

строительство специального жилья для инвалидов, приспособление имеющегося жилья с учетом доступности  для инвалидов и маломобильных групп населения;

проведение мероприятий по созданию условий беспрепятственного доступа и пользования пешеходно-транспортной сетью, модернизация и приспособление транспорта для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения;

организация производства средств приспособления и реабилитации, транспортно-подъемных средств и кресел-колясок для инвалидов на предприятиях Самарской области;

обеспечение инвалидов коммуникативной связью;

информатизация системы реабилитации инвалидов в Самарской области, создание банков данных потребностей инвалидов в видах реабилитационной помощи;

кадровое обеспечение, включая определение потребностей реабилитационных учреждений в специалистах в области реабилитации, и разработка программ поэтапной их подготовки и повышения квалификации, проведение конференций, семинаров по актуальным вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации;

информационно-методическое обеспечение деятельности реабилитационных учреждений: разработка и издание сборников методических и нормативных документов по вопросам медико-социальной экспертизы и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, медицинской реабилитации при отдельных заболеваниях и организации ее на дому, разработка стандартов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также стандартов деятельности реабилитационных учреждений.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Всего по Программе на 2001-2005 годы предусматриваются расходы в сумме 340 946,8 тыс. рублей, в том числе 338 731,8 тыс. рублей -  из средств областного бюджета, 2 215,0 тыс. рублей -  из средств других источников.

В 2001 году на реализацию Программы предусматриваются расходы в сумме 44 443,0 тыс. рублей, в том числе 44 000,0 тыс. рублей - из средств областного бюджета, 443,0 тыс. рублей - из средств других источников.

В 2002 году  на реализацию Программы предусматриваются расходы в сумме 74 580,0 тыс. рублей, в том числе 74 137,0 тыс. рублей - из средств областного бюджета, 443,0 тыс. рублей - из средств других источников.

В 2003 году на реализацию Программы предусматриваются расходы в сумме 78 394,0 тыс. рублей, в том числе 77 951,0 тыс. рублей - из средств областного бюджета,   443,0 тыс. рублей - из средств других источников.

В 2004 году на реализацию Программы предусматриваются расходы в сумме 70 090,8 тыс. рублей, в том числе 69 647,8 тыс. рублей -  из средств областного бюджета, 443,0 тыс. рублей - из средств других источников.

В 2005 году на реализацию Программы предусматриваются расходы в сумме 73 439,0 тыс. рублей, в том числе  72 996,0 тыс. рублей - из средств областного бюджета, 443,0 тыс. рублей - из средств других источников.

Программой предусматривается привлечение средств из федерального бюджета и местных бюджетов в пределах их статей финансирования и другие не запрещенные действующим законодательством источники средств.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы осуществляется на основе договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых головным исполнителем Программы с исполнителями программных мероприятий, отобранными на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

  СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ


Оперативное управление Программой осуществляет министерство труда и социального развития Самарской области.

Ответственными за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки являются исполнители Программы.

Ежегодно при формировании бюджета на следующий год министерство труда и социального развития Самарской области уточняет основные показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и при необходимости вносит соответствующее предложение Губернатору Самарской области.

Ежегодно до 1 февраля следующего за отчетным  года направляет в министерство управления финансами Самарской области и министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области информацию о ходе реализации Программы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Создание системы реабилитации инвалидов в Самарской области позволит реализовать комплексный подход к решению этой проблемы, увеличить число проводимых реабилитационных мероприятий, объем технических средств и услуг для инвалидов с учетом их индивидуальных потребностей, создать условия доступа и беспрепятственного передвижения инвалидов и граждан с ограниченными возможностями на территории области. Переход на осуществление реабилитации инвалидов путем реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов и предоставления гарантированного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг позволит в более полном объеме удовлетворять потребности в медицинской, профессиональной, социальной и психологической реабилитации инвалидов в Самарской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»