САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ЗАКОН
15 декабря 2000 года N 53-ГД
Об утверждении программы улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2001-2003 годы
Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 50 от 28.11.2000 г.
____________________________________________________
Изменения:
Закон Самарской области от 7 октября 2003 г. N 79-ГД.
____________________________________________________
Статья 1. Утвердить прилагаемую Программу улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2001-2003 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Самарской области
К.А. Титов
ПРОГРАММА
улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2001-2003 годы (далее - Программа)
НАИМЕНОВАНИЕ - Программа улучшения условий и охраны
ПРОГРАММЫ труда в Самарской области на 2001-2003
годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ - решение исполняющего обязанности
О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ Губернатора области А.И. Родионова от
29.09.99 г. N 6-30/2009
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ - Главное управление труда Администрации
области
ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ - Главное управление труда Администрации
ПРОГРАММЫ области
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ - обеспечение здоровых и безопасных
условий труда на производстве;
предупреждение и снижение
производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости;
сохранение жизни и здоровья человека в
процессе трудовой деятельности на основе
разработки и реализации комплекса мер
правового, социально-экономического,
организационного, медико-социального
характера
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2001-2003 годы
ПРОГРАММЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ - нормативное обеспечение охраны труда;
МЕРОПРИЯТИЙ организационное обеспечение охраны
труда;
информационное обеспечение и пропаганда
охраны труда;
обучение по охране труда и
профессиональная подготовка;
мероприятия по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний
ИСПОЛНИТЕЛИ ОСНОВНЫХ - Региональный центр обучения и проверки
МЕРОПРИЯТИЙ знаний по охране труда руководителей и
специалистов предприятий, организаций и
учреждений Самарской области, высшие
учебные заведения и научные учреждения
области, Федерация профсоюзов Самарской
области
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ - областной бюджет:
ФИНАНСИРОВАНИЯ 2001 год - 2258 тыс. рублей,
2002 год - 1870 тыс. рублей,
2003 год - 1962 тыс. рублей;
средства от штрафов, взыскиваемых за
нарушение законодательства о труде и
об охране труда, в соответствии с
постановлением Правительства Российской
Федерации от 07.07.2000 N 507 "О порядке
распределения средств от штрафов,
взыскиваемых за нарушение
законодательства Российской Федерации о
труде и об охране труда":
2001 год - 120 тыс. рублей,
2002 год - 120 тыс. рублей,
2003 год - 120 тыс. рублей;
средства, выделяемые Министерством труда
и социального развития Российской
Федерации, в соответствии с Соглашением
по организации обучения отдельных
категорий застрахованных, заключенным
между Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и Главным
управлением труда Администрации области:
2001 год - 4500 тыс. рублей,
2002 год - 4500 тыс. рублей,
2003 год - 4500 тыс. рублей
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ - совершенствование системы
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ государственного управления охраной
ПРОГРАММЫ труда, повышение уровня знаний по охране
труда руководителей и специалистов
организаций области, создание системы
сертификации работ по охране труда в
организациях области, улучшение условий
труда на производственных объектах,
снижение государственных затрат на
льготы и компенсации пострадавшим от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний вследствие
функционирования системы обязательного
социального страхования
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ - вице-губернатор Самарской области,
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ департамент управления финансами
ПРОГРАММЫ Администрации области и Главное
управление труда Администрации области.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" охрана труда является неотъемлемой частью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений. Претворение ее в жизнь предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти, объединений работодателей и профессиональных союзов.
Для реализации государственной политики по охране труда в Самарской области, одной из первых в Российской Федерации, были приняты областные программы улучшения условий и охраны труда на 1995-1997 годы и на 1998-2000 годы.
Реализация вышеназванных программ явилась началом решения первоочередных задач по формированию системы государственного управления охраной труда в Самарской области, системы сертификации производственных объектов и организаций на соответствие требованиям охраны труда, организации обучения, информации и пропаганды в области охраны труда, по разработке новых безопасных технологий и средств коллективной и индивидуальной защиты. Впервые в Российской Федерации были сконцентрированы усилия организаций, научных учреждений области, органов государственного надзора и контроля по решению проблем охраны труда.
Программа по улучшению условий и охраны труда в Самарской области на 1998-2000 годы была разработана в развитие Программы по охране и улучшению условий труда в Самарской области на 1995-1997 годы с учетом меняющейся социально-экономической обстановки. В ней нашли отражение наиболее актуальные вопросы улучшения условий и охраны труда и социально-правовой защиты женщин и подростков, мероприятия по подготовке к переходу области на новый вид страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, развитие системы сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда.
Условия труда, состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в последние годы в Самарской области, как и в целом по России, остаются неблагоприятными. В Самарской области эти показатели несколько ниже средних данных по России, но и они достаточно высокие. Ежегодно в нашей области на производстве получают травмы 3-4 тысячи человек, из них более 110 погибают. По данным Самарского областного комитета государственной статистики, доля работников промышленности, строительства, транспорта и связи, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составляет более 20% от общей численности работающих области, каждый пятый работник в отдельных отраслях экономики подвержен профессиональному риску из-за условий труда.
Неудовлетворительные условия труда продолжают оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. Ежегодно в области регистрируется около 200 случаев профессиональных заболеваний.
Основными причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях области являются:
нарушение технологической, производственной и трудовой дисциплины, низкий уровень культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников;
сокращение служб охраны труда на предприятиях, снижение ответственности со стороны руководителей за несоблюдение норм и правил по охране труда;
старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях промышленности достигает 70% и более, сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, низкий технический уровень используемых технологий;
ухудшение обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работы средств и систем коллективной защиты.
Работа, проводимая Администрацией области по государственному управлению охраной труда, дала результаты. Благодаря совместным усилиям Администрации области, органов надзора и контроля и других заинтересованных организаций в реализации программ 1995-1997 годов и 1998-2000 годов в области наметилась тенденция снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, повышения уровня защищенности работников в процессе трудовой деятельности.
Для дальнейших позитивных изменений состояния условий и охраны труда необходимо продолжить начатую работу в рамках Программы.
Настоящая Программа разработана Главным управлением труда Администрации области в соответствии с решением исполняющего обязанности Губернатора области А.И. Родионова от 29.09.99 г. N 6-30/2009.
В Программу включены основные мероприятия, направленные на совершенствование государственного управления охраной труда, создание системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и повышение на этой основе уровня защищенности работников, отработку механизма экономического обеспечения охраны труда, развитие нормативного и правового, информационного обеспечения, обучения и пропаганды охраны труда. Эти и другие направления найдут свое продолжение в новой Программе.
Цель Программы - сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, повышение уровня социальной и правовой защищенности всех участников производственного процесса в результате реализации комплекса мероприятий правового, организационного, социально-экономического и информационного характера.
Задачи Программы:
снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
усиление координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных органов надзора и контроля, объединений работодателей и профсоюзов области по вопросам охраны труда;
совершенствование нормативной правовой базы в области охраны труда;
повышение экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда и предупреждении производственных рисков.
Реализация Программы осуществляется с 2001 по 2003 годы.
Программные мероприятия определены на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда работников, проводимого Главным управлением труда Администрации области совместно с органами по труду и охране труда городов и районов области, государственными органами надзора и контроля, профсоюзами. Учтены также рекомендации Всероссийского совещания по охране труда (июль 1999 г.), предложения органов местного самоуправления области, высших учебных заведений и научных учреждений, а также организаций области.
Программа содержит мероприятия (приложение), являющиеся логическим продолжением разработок по организационному, методическому и научно-техническому обеспечению охраны труда на предприятиях области, реализуемых в рамках Программы по улучшению условий и охраны труда в Самарской области на 1998-2000 годы. Она предусматривает также разработку и внедрение в практику управления новых направлений деятельности в этой области, касающихся аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда на производственных объектах, введения новой системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и других важных вопросов.
Программные мероприятия имеют межотраслевой характер и систематизированы по следующим приоритетным направлениям.
Необходимость разработки и реализации мероприятий по этому направлению вызвана прежде всего тем, что принятый Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" принципиально меняет законодательную базу в области охраны труда, поднимает ее на уровень современных требований. В частности разграничены и законодательно закреплены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны труда. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, помимо прочих, отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда. Кроме того, в указанном федеральном законе расширены и более четко сформулированы права работников на охрану труда. Все это требует принятия ряда подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих механизм реализации закона.
Так, необходимо принять на областном уровне нормативные правовые акты о государственной системе управления охраной труда, обучении и проверке знаний руководителей и специалистов организаций, о сертификации работ по охране труда и другие.
Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.99 г. N 975 "Об утверждении Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска" также предусмотрена разработка ряда нормативных актов, таких как порядок оценки фактического состояния условий труда в организации для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В связи с принятием Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" необходимо осуществить ряд мер, направленных на его реализацию в Самарской области в соответствии со статьей 6 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда". Так, предусматривается завершить формирование эффективной государственной системы управления охраной труда в Самарской области, предложить механизмы, усиливающие экономическую заинтересованность работодателей в обеспечении безопасных условий труда, продолжить организационную работу по созданию и укреплению служб охраны труда в организациях области, по реализации прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, по совершенствованию системы обучения и аттестации руководителей и специалистов.
Планируется также отработка и введение в действие системы сертификации работ по охране труда в организациях области, разработка необходимой нормативно-технической документации, развитие материально-технической базы областного органа по сертификации.
Мероприятиями раздела предусматривается улучшение информационного обеспечения охраны труда на основе разработки сборников методических материалов по основным направлениям охраны труда, создания консультационно-методических кабинетов по охране труда в городах и районах области, использования средств пропаганды: проведение совещаний по проблемам охраны труда, выставок, смотров-конкурсов, а также издание информационно-аналитических бюллетеней, плакатов, знаков по охране труда.
Кроме того, в рамках раздела планируется осуществить мероприятия по пропаганде новых высокоэффективных средств индивидуальной и коллективной защиты работающих, других средств охраны труда, в том числе приборов контроля вредных и опасных производственных факторов, средств метрологического контроля и токсикологической оценки вредных и опасных веществ и материалов, разрабатываемых и выпускаемых как на федеральном, так и на региональном уровне.
Мероприятия по обучению и профессиональной подготовке направлены на повышение уровня знаний по охране труда всех участников производства и предусматривают как развитие и совершенствование действующей в области системы обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и работников, так и разработку учебных пособий и современных технических средств обучения по охране труда: видеофильмов, электронных учебно-методических пособий и мультимедиа-систем, внедрение модульной системы обучения.
В целях реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
планируется создание системы обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных.