Недействующий

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ЗАКОН

15 декабря 2000 года N 53-ГД

Об утверждении программы улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2001-2003 годы

Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 50 от 28.11.2000 г
.


____________________________________________________

Изменения:

Закон Самарской области от 7 октября 2003 г. N 79-ГД.

____________________________________________________

Статья 1. Утвердить прилагаемую Программу улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2001-2003 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     

Губернатор
     Самарской области
 К.А. Титов


Утверждена Законом Самарской области
 N 53-ГД от 15.12.2000 г.


ПРОГРАММА
улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2001-2003 годы (далее - Программа)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ             - Программа улучшения условий и охраны
ПРОГРАММЫ                труда в Самарской области на 2001-2003
                         годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ    - решение исполняющего обязанности
О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ   Губернатора области А.И. Родионова от
                         29.09.99 г. N 6-30/2009

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ          - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК

ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ     - Главное управление труда Администрации
                         области

ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ    - Главное управление труда Администрации
ПРОГРАММЫ                области

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ           - обеспечение здоровых и безопасных
                         условий труда на производстве;
                         предупреждение и снижение
                         производственного травматизма и
                         профессиональной заболеваемости;
                         сохранение жизни и здоровья человека в
                         процессе трудовой деятельности на основе
                         разработки и реализации комплекса мер
                         правового, социально-экономического,
                         организационного, медико-социального
                         характера

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ         - 2001-2003 годы
ПРОГРАММЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ        - нормативное обеспечение охраны труда;
МЕРОПРИЯТИЙ              организационное обеспечение охраны
                         труда;
                         информационное обеспечение и пропаганда
                         охраны труда;
                         обучение по охране труда и
                         профессиональная подготовка;
                         мероприятия по обязательному социальному
                         страхованию от несчастных случаев на
                         производстве и профессиональных
                         заболеваний

ИСПОЛНИТЕЛИ ОСНОВНЫХ     - Региональный центр обучения и проверки
МЕРОПРИЯТИЙ              знаний по охране труда руководителей и
                         специалистов предприятий, организаций и
                         учреждений Самарской области, высшие
                         учебные заведения и научные учреждения
                         области, Федерация профсоюзов Самарской
                         области

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ       - областной бюджет:
ФИНАНСИРОВАНИЯ           2001 год - 2258 тыс. рублей,
                         2002 год - 1870 тыс. рублей,
                         2003 год - 1962 тыс. рублей;
                         средства от штрафов, взыскиваемых за
                         нарушение законодательства о труде и
                         об охране труда, в соответствии с
                         постановлением Правительства Российской
                         Федерации от 07.07.2000 N 507 "О порядке
                         распределения средств от штрафов,
                         взыскиваемых за нарушение
                         законодательства Российской Федерации о
                         труде и об охране труда":
                         2001 год - 120 тыс. рублей,
                         2002 год - 120 тыс. рублей,
                         2003 год - 120 тыс. рублей;
                         средства, выделяемые Министерством труда
                         и социального развития Российской
                         Федерации, в соответствии с Соглашением
                         по организации обучения отдельных
                         категорий застрахованных, заключенным
                         между Министерством труда и социального
                         развития Российской Федерации и Главным
                         управлением труда Администрации области:
                         2001 год - 4500 тыс. рублей,
                         2002 год - 4500 тыс. рублей,
                         2003 год - 4500 тыс. рублей

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ       - совершенствование системы
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ    государственного управления охраной
ПРОГРАММЫ                труда, повышение уровня знаний по охране
                         труда руководителей и специалистов
                         организаций области, создание системы
                         сертификации работ по охране труда в
                         организациях области, улучшение условий
                         труда на производственных объектах,
                         снижение государственных затрат на
                         льготы и компенсации пострадавшим от
                         несчастных случаев на производстве и
                         профессиональных заболеваний вследствие
                         функционирования системы обязательного
                         социального страхования

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ      - вице-губернатор Самарской области,
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ  департамент управления финансами
ПРОГРАММЫ                Администрации области и Главное
                         управление труда Администрации области.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" охрана труда является неотъемлемой частью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений. Претворение ее в жизнь предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти, объединений работодателей и профессиональных союзов.

Для реализации государственной политики по охране труда в Самарской области, одной из первых в Российской Федерации, были приняты областные программы улучшения условий и охраны труда на 1995-1997 годы и на 1998-2000 годы.

Реализация вышеназванных программ явилась началом решения первоочередных задач по формированию системы государственного управления охраной труда в Самарской области, системы сертификации производственных объектов и организаций на соответствие требованиям охраны труда, организации обучения, информации и пропаганды в области охраны труда, по разработке новых безопасных технологий и средств коллективной и индивидуальной защиты. Впервые в Российской Федерации были сконцентрированы усилия организаций, научных учреждений области, органов государственного надзора и контроля по решению проблем охраны труда.

Программа по улучшению условий и охраны труда в Самарской области на 1998-2000 годы была разработана в развитие Программы по охране и улучшению условий труда в Самарской области на 1995-1997 годы  с учетом меняющейся социально-экономической обстановки. В ней нашли отражение наиболее актуальные вопросы улучшения условий и охраны труда и социально-правовой защиты женщин и подростков, мероприятия по подготовке к переходу области на новый вид страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, развитие системы сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда.

Условия труда, состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в последние годы в Самарской области, как и в целом по России, остаются неблагоприятными. В Самарской области эти показатели несколько ниже средних данных по России, но и они достаточно высокие. Ежегодно в нашей области на производстве получают травмы 3-4 тысячи человек, из них более 110 погибают. По данным Самарского областного комитета государственной статистики, доля работников промышленности, строительства, транспорта и связи, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составляет более 20% от общей численности работающих области, каждый пятый работник в отдельных отраслях экономики подвержен профессиональному риску из-за условий труда.

Неудовлетворительные условия труда продолжают оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. Ежегодно в области регистрируется около 200 случаев профессиональных заболеваний.

Основными причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях области являются:

нарушение технологической, производственной и трудовой дисциплины, низкий уровень культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников;

сокращение служб охраны труда на предприятиях, снижение ответственности со стороны руководителей за несоблюдение норм и правил по охране труда;

старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях промышленности достигает 70% и более, сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, низкий технический уровень используемых технологий;

ухудшение обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работы средств и систем коллективной защиты.

Работа, проводимая Администрацией области по государственному управлению охраной труда, дала результаты. Благодаря совместным усилиям Администрации области, органов надзора и контроля и других заинтересованных организаций в реализации программ 1995-1997 годов и 1998-2000 годов в области наметилась тенденция снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, повышения уровня защищенности работников в процессе трудовой деятельности.

Для дальнейших позитивных изменений состояния условий и охраны труда необходимо продолжить начатую работу в рамках Программы.

Настоящая Программа разработана Главным управлением труда Администрации области в соответствии с решением исполняющего обязанности Губернатора области А.И. Родионова от 29.09.99 г. N 6-30/2009.

В Программу включены основные мероприятия, направленные на совершенствование государственного управления охраной труда, создание системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и повышение на этой основе уровня защищенности работников, отработку механизма экономического обеспечения охраны труда, развитие нормативного и правового, информационного обеспечения, обучения и пропаганды охраны труда. Эти и другие направления найдут свое продолжение в новой Программе.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы - сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, повышение уровня социальной и правовой защищенности всех участников производственного процесса в результате реализации комплекса мероприятий правового, организационного, социально-экономического и информационного характера.

Задачи Программы:

снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

усиление координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных органов надзора и контроля, объединений работодателей и профсоюзов области по вопросам охраны труда;

совершенствование нормативной правовой базы в области охраны труда;

повышение экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда и предупреждении производственных рисков.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы осуществляется с 2001 по 2003 годы.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программные мероприятия определены на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда работников, проводимого Главным управлением труда Администрации области совместно с органами по труду и охране труда городов и районов области, государственными органами надзора и контроля, профсоюзами. Учтены также рекомендации Всероссийского совещания по охране труда (июль 1999 г.), предложения органов местного самоуправления области, высших учебных заведений и научных учреждений, а также организаций области.

Программа содержит мероприятия (приложение), являющиеся логическим продолжением разработок по организационному, методическому и научно-техническому обеспечению охраны труда на предприятиях области, реализуемых в рамках Программы по улучшению условий и охраны труда в Самарской области на 1998-2000 годы. Она предусматривает также разработку и внедрение в практику управления новых направлений деятельности в этой области, касающихся аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда на производственных объектах, введения новой системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и других важных вопросов.

Программные мероприятия имеют межотраслевой характер и систематизированы по следующим приоритетным направлениям.

Нормативное обеспечение охраны труда

Необходимость разработки и реализации мероприятий по этому направлению вызвана прежде всего тем, что принятый Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" принципиально меняет законодательную базу в области охраны труда, поднимает ее на уровень современных требований. В частности разграничены и законодательно закреплены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны труда. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, помимо прочих, отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда. Кроме того, в указанном федеральном законе расширены и более четко сформулированы права работников на охрану труда. Все это требует принятия ряда подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих механизм реализации закона.

Так, необходимо принять на областном уровне нормативные правовые акты о государственной системе управления охраной труда, обучении и проверке знаний руководителей и специалистов организаций, о сертификации работ по охране труда и другие.

Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.99 г. N 975 "Об утверждении Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска" также предусмотрена разработка ряда нормативных актов, таких как порядок оценки фактического состояния условий труда в организации для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Организационное обеспечение охраны труда

В связи с принятием Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации"  необходимо осуществить ряд мер, направленных на его реализацию в Самарской области в соответствии со статьей 6 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда". Так, предусматривается завершить формирование эффективной государственной системы управления охраной труда в Самарской области, предложить механизмы, усиливающие экономическую заинтересованность работодателей в обеспечении безопасных условий труда, продолжить организационную работу по созданию и укреплению служб охраны труда в организациях области, по реализации прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, по совершенствованию системы обучения и аттестации руководителей и специалистов.

Планируется также отработка и введение в действие системы сертификации работ по охране труда в организациях области, разработка необходимой нормативно-технической документации, развитие материально-технической базы областного органа по сертификации.

Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда

Мероприятиями раздела предусматривается улучшение информационного обеспечения охраны труда на основе разработки сборников методических материалов по основным направлениям охраны труда, создания консультационно-методических кабинетов по охране труда в городах и районах области, использования средств пропаганды: проведение совещаний по проблемам охраны труда, выставок, смотров-конкурсов, а также издание информационно-аналитических бюллетеней, плакатов, знаков по охране труда.

Кроме того, в рамках раздела планируется осуществить мероприятия по пропаганде новых высокоэффективных средств индивидуальной и коллективной защиты работающих, других средств охраны труда, в том числе приборов контроля вредных и опасных производственных факторов, средств метрологического контроля и токсикологической оценки вредных и опасных веществ и материалов, разрабатываемых и выпускаемых как на федеральном, так и на региональном уровне.


Обучение по охране труда и профессиональная подготовка

Мероприятия по обучению и профессиональной подготовке направлены на повышение уровня знаний по охране труда всех участников производства и предусматривают как развитие и совершенствование действующей в области системы обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и работников, так и разработку учебных пособий и современных технических средств обучения по охране труда: видеофильмов, электронных учебно-методических пособий и мультимедиа-систем, внедрение модульной системы обучения.

В целях реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

планируется создание системы обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»