Действующий

О Мероприятиях по социальной поддержке малоимущих граждан и отдельных категорий населения Самарской области на 2002 год (с изменениями на 24 декабря 2002 года)

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее острыми социальными проблемами переходного периода в России являются усиление дифференциации доходов населения, снижение реального содержания денежных доходов населения вследствие инфляции, сохраняющаяся малообеспеченность части населения, углубление территориальных диспропорций в уровне жизни населения и другие негативные социальные последствия проводимых преобразований.

Переход к рыночной экономике сопровождается ростом масштабов бедности и формированием новой группы риска для вхождения в состояние бедности за счет трудоспособной части общества.

О размахе региональных различий в уровне жизни населения можно судить по такому обобщающему объективному показателю, как численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от численности населения региона).

Самарская область принадлежит к числу наиболее благополучных в этом отношении регионов России. По данным комитета государственной статистики по Самарской области, за январь-декабрь 2000 года численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, составляла 756,81 тыс. человек или 22,97% от общей численности населения области.

В целях усиления адресности социальной поддержки населения Самарской области Самарской Губернской Думой был принят Закон Самарской области "О социальной помощи в Самарской области" (далее - Закон). Начиная с августа 2000 года назначение социальной помощи осуществляется в соответствии с Законом. Предложенная в Законе методика оказания социальной помощи, реализованная во втором полугодии 2000 года, позволила существенно расширить категории граждан, имеющих право на социальную помощь, за счет полных семей с детьми.

В связи с тем что изменились условия назначения социальной помощи, а главное увеличился предельный размер среднедушевого дохода, при котором назначается социальная помощь, численность получателей возросла по области в среднем в три раза. Если раньше социальное пособие назначалось в зависимости от установленной и единой для всех категорий граждан величины, то теперь социальная помощь назначается гражданам дифференцированно, с использованием величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам.

Если в 1997-1999 годах доход получателей помощи с учетом социального пособия составлял 86% бюджета прожиточного минимума в Самарской области, то с введением Закона доход получателей социальной помощи и, в первую очередь, неработающих пенсионеров и инвалидов в большинстве случаев приблизился к бюджету прожиточного минимума. До принятия Закона ежемесячная сумма социального пособия семье ограничивалась его трехкратной величиной. По Закону же сумма социальной помощи семье не ограничивается.

Вместе с тем по Закону обеспечивается более адресный подход к определению нуждаемости за счет учета в доходах семьи доходов от личного подсобного хозяйства и стоимостного эквивалента льгот, предоставляемых за счет средств областного бюджета.

Настоящие Мероприятия наряду с оказанием социальной помощи по Закону предусматривают комплекс мер по социальной поддержке наиболее уязвимых категорий населения, который разработан с учетом происходящих изменений в экономической и социально-политической жизни страны.

Социально-экономическая эффективность Мероприятий заключается в следующем:

в результате их реализации социальную поддержку в том или ином виде получат около 500 тысяч человек;

для реализации Мероприятий потребуются ассигнования из областного бюджета в сумме 277000,0 тысяч рублей.

Мероприятия разработаны с учетом предложений и замечаний департаментов Администрации области и позволят проводить на всей территории Самарской области единую политику в сфере социальной защиты малообеспеченных граждан.