ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 17 октября 2001 года N 373

О Мероприятиях по социальной поддержке малоимущих граждан и отдельных категорий населения Самарской области на 2002 год

___________________________________________________________________________________

Изменения:

Постановление Губернатора Самарской области от 21 марта 2002 г. N 82;

Постановление Губернатора Самарской области от 23 июля 2002 г. N 234;

Постановление Губернатора Самарской области от 26 июля 2002 г. N 237;

Постановление Губернатора Самарской области от 24 декабря 2002 г. N 448.

___________________________________________________________________________________

   В целях социальной поддержки семей с детьми и малообеспеченных граждан в Самарской области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые Мероприятия по социальной поддержке малоимущих граждан и отдельных категорий населения Самарской области на 2002 год.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать мероприятия по социальной поддержке малообеспеченных граждан с учетом индивидуальной нуждаемости.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент социальной защиты населения Администрации области (Светкину).

   

  Губернатор
     Самарской области
 К.А. Титов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Губернатора
Самарской области
от 17.10.2001 г. N 373

МЕРОПРИЯТИЯ
по социальной поддержке малоимущих граждан и отдельных категорий населения Самарской области на 2002 год (далее - Мероприятия)

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее острыми социальными проблемами переходного периода в России являются усиление дифференциации доходов населения, снижение реального содержания денежных доходов населения вследствие инфляции, сохраняющаяся малообеспеченность части населения, углубление территориальных диспропорций в уровне жизни населения и другие негативные социальные последствия проводимых преобразований.

Переход к рыночной экономике сопровождается ростом масштабов бедности и формированием новой группы риска для вхождения в состояние бедности за счет трудоспособной части общества.

О размахе региональных различий в уровне жизни населения можно судить по такому обобщающему объективному показателю, как численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от численности населения региона).

Самарская область принадлежит к числу наиболее благополучных в этом отношении регионов России. По данным комитета государственной статистики по Самарской области, за январь-декабрь 2000 года численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, составляла 756,81 тыс. человек или 22,97% от общей численности населения области.

В целях усиления адресности социальной поддержки населения Самарской области Самарской Губернской Думой был принят Закон Самарской области "О социальной помощи в Самарской области" (далее - Закон). Начиная с августа 2000 года назначение социальной помощи осуществляется в соответствии с Законом. Предложенная в Законе методика оказания социальной помощи, реализованная во втором полугодии 2000 года, позволила существенно расширить категории граждан, имеющих право на социальную помощь, за счет полных семей с детьми.

В связи с тем что изменились условия назначения социальной помощи, а главное увеличился предельный размер среднедушевого дохода, при котором назначается социальная помощь, численность получателей возросла по области в среднем в три раза. Если раньше социальное пособие назначалось в зависимости от установленной и единой для всех категорий граждан величины, то теперь социальная помощь назначается гражданам дифференцированно, с использованием величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам.

Если в 1997-1999 годах доход получателей помощи с учетом социального пособия составлял 86% бюджета прожиточного минимума в Самарской области, то с введением Закона доход получателей социальной помощи и, в первую очередь, неработающих пенсионеров и инвалидов в большинстве случаев приблизился к бюджету прожиточного минимума. До принятия Закона ежемесячная сумма социального пособия семье ограничивалась его трехкратной величиной. По Закону же сумма социальной помощи семье не ограничивается.

Вместе с тем по Закону обеспечивается более адресный подход к определению нуждаемости за счет учета в доходах семьи доходов от личного подсобного хозяйства и стоимостного эквивалента льгот, предоставляемых за счет средств областного бюджета.

Настоящие Мероприятия наряду с оказанием социальной помощи по Закону предусматривают комплекс мер по социальной поддержке наиболее уязвимых категорий населения, который разработан с учетом происходящих изменений в экономической и социально-политической жизни страны.

Социально-экономическая эффективность Мероприятий заключается в следующем:

в результате их реализации социальную поддержку в том или ином виде получат около 500 тысяч человек;

для реализации Мероприятий потребуются ассигнования из областного бюджета в сумме 277000,0 тысяч рублей.

Мероприятия разработаны с учетом предложений и замечаний департаментов Администрации области и позволят проводить на всей территории Самарской области единую политику в сфере социальной защиты малообеспеченных граждан.

1. Основные направления социальной поддержки населения Самарской области в 2002 году

В 2002 году социальная поддержка будет оказываться в соответствии с принципом адресности и направляться на решение основных социальных проблем с учетом имеющихся на эти цели в областном бюджете ресурсов.

Адресный подход означает направление социальной помощи исключительно для той социальной группы, которая на основании выбранных критериев нуждаемости выделена в качестве получателя этой помощи.

Основным критерием определения нуждаемости в социальной помощи в 2002 году будет отставание среднедушевого дохода семьи от величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам.

Мероприятия будут осуществляться по следующим основным направлениям:

1. Адресная социальная помощь гражданам по заявительной форме обращения.

2. Предоставление льгот малоимущим гражданам.

3. Медико-социальная помощь, реабилитация больных, престарелых граждан и инвалидов.

4. Компенсационные выплаты в установленных размерах отдельным категориям граждан.

5. Организационные мероприятия, направленные на улучшение социальной защиты населения.

Приоритетными останутся такие формы социальной поддержки, как:

обеспечение детей первых двух лет жизни детским питанием, отпускаемым детскими молочными кухнями;

медико-социальная помощь и реабилитация престарелых и инвалидов.

Получат дальнейшее развитие такие актуальные виды социальной помощи, как:

адресная помощь для организации малого подворья малообеспеченным гражданам, проживающим в сельской местности (приобретение молодняка домашних животных, птицы, комбикормов и т.п.);

выделение средств на организацию и пополнение в городах и районах области касс взаимопомощи.

В случае увеличения размеров пенсий, пособий в централизованном порядке и изменения социально-экономической обстановки Администрация области вправе принимать решение об изменении размера социальной помощи в пределах имеющихся средств.

Реализация Мероприятий будет осуществляться по мере поступления средств из областного бюджета.

1.1. Виды адресной социальной помощи

В целях обеспечения эффективной поддержки малообеспеченных семей и малообеспеченных одиноко проживающих граждан в соответствии с Законом в 2002 году будет оказываться социальная помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи (продукты питания, товары повседневного спроса и т.п.)

Выплата денежной части социальной помощи будет осуществляться централизованно через управление организации социальных выплат департамента социальной защиты населения Администрации области.

Денежные средства будут выплачиваться в отделениях связи по месту регистрации малообеспеченных граждан или перечисляться на индивидуальные счета, открытые в отделениях Сбербанка России городов и районов области.

Оказание социальной помощи в натуральном виде будет осуществляться центрами социального обслуживания населения ежеквартально. Поставка продуктов будет осуществляться организациями-поставщиками на конкурсной основе.

Благотворительное питание

Этим видом адресной социальной поддержки в 2002 году смогут воспользоваться остро нуждающиеся граждане пожилого возраста и инвалиды, лица, попавшие в экстремальные ситуации, и граждане с заболеваниями психоневрологического профиля. Благотворительное горячее питание будет организовано более чем в 100 столовых области. Тем, кто по состоянию здоровья не сможет посещать столовые, горячие обеды и полуфабрикаты будут доставляться на дом.

Благотворительное горячее питание осуществляется по заявительному принципу центрами социального обслуживания населения на основании заключенных договоров с организациями общественного питания согласно Положению об организации благотворительного питания малоимущих слоев населения Самарской области, утвержденному заместителем начальника Главного управления социальной защиты населения области 03.02.97 N 31.

Реализация этой меры социальной поддержки позволит обеспечить питанием более 2000 малоимущих граждан в месяц.

Организация малого подворья

В 2002 году, как и в предыдущие годы, предусматривается выделение средств центрам социального обслуживания населения с целью оказания помощи в организации малого подворья (приобретение птицы, поросят, комбикормов и т.д.) малообеспеченным пенсионерам и инвалидам, а также малообеспеченным семьям с детьми, проживающим в сельской местности.

Граждане, нуждающиеся в данном виде помощи, обращаются в органы местного самоуправления по месту жительства с личным заявлением, которое рассматривается специально созданной комиссией с участием специалистов центра социального обслуживания населения. В случае принятия положительного решения комиссия направляет протокол с приложением подтверждающих документов (личного заявления и акта обследования материально-бытового состояния) в департамент социальной защиты населения Администрации области. Финансирование представленных заявок осуществляется областным фондом социальной защиты населения.

Этим видом помощи планируется охватить около 2000 человек за год.

Организация касс взаимопомощи

В рамках Мероприятий предусмотрено выделение средств для организации касс взаимопомощи или их пополнения в городах и районах области. Эти средства безвозмездно поступают в распоряжение центров социального обслуживания населения и направляются на оказание материальной помощи на возвратной основе малоимущим гражданам на ремонт и газификацию жилья, приобретение одежды, бытовой техники и т.п.

Поездки по социальной необходимости

Неработающим пенсионерам и инвалидам, получающим пенсию в размере не более 660,0 рублей в месяц на 01.01.2002 с последующей ее индексацией согласно действующему законодательству, а также беременным женщинам предоставлена возможность бесплатного проезда один раз в квартал (туда и обратно) на всех видах общественного транспорта в пределах Самарской области. Малоимущие граждане могут посетить лечебные учреждения, близких родственников, а беременные женщины - лечебные учреждения по мере необходимости.

Оплата поездок по социальной необходимости осуществляется центрами социального обслуживания населения по факту предъявления гражданами проездных билетов и личного заявления. Областной фонд социальной защиты населения возмещает расходы центрам социального обслуживания населения на основании представленных документов.

Оказание единовременной материальной помощи

Мероприятиями предусмотрены средства на оказание единовременной материальной помощи малоимущим гражданам на основе заявительного принципа. Выплата материальной помощи производится почтовым переводом по месту жительства заявителя или в кассе департамента социальной защиты населения Администрации области.

Кроме того, инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающимся в гемодиализе, будут компенсироваться расходы на проезд в лечебные учреждения на общественном транспорте. В тех случаях, когда для этих целей используется личный транспорт, оплата поездок производится в размере стоимости проездного билета на общественном транспорте от пункта проживания до лечебного учреждения.

1.2. Предоставление льгот малоимущим гражданам

Предоставление льгот в 2002 году будет осуществляться малоимущим гражданам определенных категорий.

Сжиженный газ, твердое топливо, телефонная связь

Льготы на оплату твердого топлива и сжиженного газа в 2002 году будут предоставляться неработающим пенсионерам и малообеспеченным семьям с детьми. Льгота распространяется и на доставку твердого топлива до места назначения, включающую в себя погрузку, транспортировку и разгрузку транспортом организации, предоставляющей данную льготу.

Кроме того, одиноко проживающие пенсионеры и супружеские пары, получающие пенсию в размере не более 660,0 рублей в месяц на 01.01.2002 с последующей ее индексацией согласно действующему законодательству, а также воины-интернационалисты (кроме имеющих инвалидность) будут иметь 50-процентную льготу по абонентской плате за телефон.

Возмещение расходов на оплату сжиженного газа, твердого топлива и услуг телефонной связи организациям, предоставляющим эти льготы, будет производиться областным фондом социальной защиты населения на основании представленных счетов, подтвержденных списками льготников. Счета к оплате представляются ежемесячно.   

Детское питание

С целью оказания поддержки семьям, имеющим детей в возрасте до 2-х лет, будет предоставляться продукция детского питания, отпускаемая детскими молочными кухнями по рецептам районных педиатров, по следующей схеме: детям от рождения до двух лет из малоимущих семей 9 категорий - бесплатное питание, детям в возрасте до одного года, не входящим в перечень льготных категорий - с 50-процентной скидкой от стоимости питания.

Также предусматриваются средства на предоставление бесплатного и льготного питания в виде сухих адаптированных смесей вместо кисломолочных изделий детям из числа льготников до 6-месячного возраста, находящимся на искусственном вскармливании.

Наряду с этим детское питание в виде адаптированных сухих молочных смесей и пюре будет выдаваться в тех районах, где отсутствуют или закрыты на ремонт молочные кухни, а также в отдаленных населенных пунктах.

Детское питание в 2002 году будут получать около 15000 детей ежемесячно.

Возмещение расходов на детское питание будет производиться областным фондом социальной защиты населения по мере поступления счетов из молочных кухонь и центральных районных больниц.

1.3. Медико-социальная помощь, реабилитация больных, престарелых граждан и инвалидов

Обслуживание больных с онкологической патологией, тяжелыми формами сахарного диабета, бронхиальной астмой

В 2002 году будет осуществляться медико-социальное обслуживание одиноких больных с онкологической патологией, тяжелыми формами сахарного диабета и бронхиальной астмой по договору между департаментом социальной защиты населения Администрации области и Самарской областной организацией Российского общества Красного Креста. Численность обслуживаемых одиноких тяжелобольных составит около 3000 человек в год.

Финансирование этого мероприятия осуществляется областным фондом социальной защиты населения на основании ежеквартально представляемых отчетов.

Медико-социальное обслуживание

Продолжится финансирование отделений медико-социальной помощи на базе медицинских учреждений для временного пребывания одиноких престарелых граждан и инвалидов. Число коек в этих отделениях в 2002 году составит 1075. Также будет осуществляться лечение более 2000 инвалидов ежеквартально в центрах медико-социальной и психологической реабилитации.

Направление престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в уходе, осуществляется центрами социального обслуживания населения. Финансирование отделений медико-социальной помощи и центров медико-социальной реабилитации будет производиться на основании заключенных двусторонних договоров между центральными районными больницами и управлениями социальной защиты населения в соответствии с утвержденной сметой расходов. В течение года медицинскую помощь в отделениях медико-социальной помощи и центрах медико-социальной реабилитации получат более 21000 человек.

Содержание малоимущих граждан с онкологической патологией, находящихся в терминальном состоянии, в хосписах Самарской области

В целях перехода на профессиональную форму оказания помощи больным с онкологическими заболеваниями, а также, учитывая возрастающую потребность в паллиативной помощи, Мероприятиями предусмотрено выделение средств на содержание хосписов и оказание хосписной помощи на дому одиноким тяжелобольным пенсионерам и инвалидам в Самарской области.

Хосписы планируется открыть в городах Кинеле и Чапаевске, Сергиевском и Челно-Вершинском районах. В 2002 году количество койко-мест будет увеличено до 95 койко-мест.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»