Задачи структурной реформы в отраслях естественных монополий предусматривают:
перестройку принципов ценообразования и финансирования;
разделение планирования и учета затрат;
сокращение перекрестного субсидирования;
разделение монопольного и конкурентного видов деятельности;
реорганизацию государственного контроля;
реформирование организационной структуры.
На предприятиях сферы естественной монополии будет продолжена практика государственного регулирования тарифов. Ценообразование будет направлено на снижение затрат и повышение эффективности функционирования естественных монополий.
В энергетике приоритет при рассмотрении проектов основных тарифов будет отдан вопросам снижения себестоимости, сокращения внутренних потерь, совершенствования взаимоотношений между поставщиком электрической и тепловой энергии, перепродавцами энергии и ее потребителями, сокращения задолженности энергетикам за потребленную энергию. Предусматривается дальнейшее сокращение перекрестного субсидирования одних групп потребителей за счет других, доведение тарифа на электрическую энергию для населения до средней по региону фактической стоимости электроэнергии, для сельскохозяйственных товаропроизводителей - на уровне 50% от тарифов для промышленных предприятий.
Будет продолжено дотирование пригородных железнодорожных и речных перевозок, однако доля дотаций в общем объеме затрат будет сокращаться за счет совершенствования бухгалтерского учета и снижения непроизводительных потерь.
С 2000 года в области планируется введение повременной системы оплаты услуг связи.
Структурная реформа отраслей естественных монополий на территории области будет осуществляться по следующим направлениям.
В электроэнергетике:
обеспечение надежных поставок электроэнергии;
разделение планирования и учета затрат по основным видам хозяйственной деятельности;
поэтапное прекращение перекрестного субсидирования одних потребителей другими;
лицензирование коммерческой деятельности на рынках энергии.
Задача Администрации области и Региональной энергетической комиссии Самарской области будет заключаться в преодолении кризиса платежеспособного спроса на энергоресурсы и приведении в действие механизмов конкурентных рыночных отношений в электроэнергетике, реального снижения тарифов на энергию (мощность) и стоимость услуг.
Федеральным законодательством предусматривается:
разработка и внедрение общей нормативно-правовой базы ценового регулирования субъектов естественных монополий;
устранение перекрестного финансирования;
осуществление единых методов ценового регулирования услуг естественных монополий.
Энергосистема области уже давно характеризуется высокой степенью износа основных фондов. Для обеспечения надежного электроснабжения ряда сельских районов и сельхозпредприятий области необходимо производить ремонт и замену непригодных линий электропередач и трансформаторных подстанций сельскохозяйственного назначения. Администрация области предполагает выделение средств из областного бюджета на строительство крупных объектов сельской энергетики.
Первостепенное значение придается стимулированию энергосбережения путем реализации высокоэффективных проектов, способствующих снижению энергоемкости выпускаемой продукции, оказываемых услуг, экономии бюджетных средств.
Закон Самарской области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии" , принятый 24.07.98, регулирует экономические и организационные отношения, возникающие в процессе производства, транспортировки и потребления топлива и энергии в области. Администрацией области разработана программа энергосбережения в Самарской области на 1999-2005 годы.
На железнодорожном транспорте предусматривается:
создание условий для демонополизации отдельных сфер деятельности железнодорожного транспорта и развития рыночной конкуренции, доступности инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности;
создание системы экономических и правовых отношений между участниками перевозочного процесса.
Будет продолжено реформирование структуры и организации грузовых перевозок (создание грузовых компаний и их взаимодействие с другими компаниями), разделение учета расходов на грузовые и пассажирские перевозки.