САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
19 октября 1999 года N 279
О Положении о предоставлении областных государственных гарантий
________________________________________________________________________________________
Настоящее решение утратило силу. - Постановление Самарской Губернской Думы
от 28 мая 2002 г. N 120
Изменения: Постановление Самарской Губернской Думы от 13 июля 2001 г. N 227
________________________________________________________________________________________
Рассмотрев представленное Губернатором Самарской области Положение о предоставлении областных государственных гарантий, Самарская Губернская Дума
РЕШИЛА:
1. Принять Положение о предоставлении областных государственных гарантий.
2. Направить настоящее Положение Губернатору Самарской области для официального опубликования.
Председатель Думы Л.И. Ковальский
Принято решением
Самарской Губернской Думы
N 279 от 19.10.99 г.
_____________________________________________________________________________
Настоящее положение утратило силу. - Постановление Самарской Губернской Думы
от 28 мая 2002 г. N 120
Изменения: Постановление Самарской Губернской Думы от 13 июля 2001 г. N 227
_____________________________________________________________________________
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 23.07.97 N 773 "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам", Законом Самарской области "Об инвестициях в Самарской области", Порядком проведения конкурсов инвестиционных проектов, финансируемых кредитными ресурсами областного бюджета, принятым решением Самарской Губернской Думы от 25.06.98 N 101 (далее - Порядок проведения конкурсов).
1.2. Термины, используемые в настоящем Положении:
областные государственные гарантии по займам и кредитам (далее - государственные гарантии) - обязательства Самарской области как субъекта Российской Федерации в форме поручительства по обеспечению надлежащего исполнения условий, на которых привлечены инвестиции;
претендент - юридическое лицо, подавшее заявку на получение государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов;
кредитор - юридическое лицо, предоставляющее заем, обеспечением которого является государственная гарантия;
< В ред. - Постановление Самарской Губернской Думы от 13 июля 2001 г. N 227 >.
заемщик - юридическое лицо, получившее кредит, обеспеченный государственной гарантией;
обеспечение государственной гарантии - обеспечение обязательства заемщика перед Администрацией области в случае перехода к ней прав кредитора по обеспеченному государственной гарантией обязательству в форме залога, поручительства, банковской гарантии;
залогодатель, договор поручительства, договор залога, банковская гарантия определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
1.3. Настоящее Положение определяет условия и механизм предоставления государственных гарантий, а также механизм исполнения обязательств по государственной гарантии.
1.4. Основными целями предоставления государственных гарантий являются стимулирование инвестиционной активности и привлечение дополнительных средств для решения задач социально-экономического развития области, структурной перестройки экономики Самарской области, развития ее производственного потенциала.
1.5. Срок действия государственной гарантии определяется по бизнес-плану инвестиционного проекта как время, за которое намечено возвратить привлеченные кредитные средства, но не выше пяти лет.
1.6. Администрация области имеет право предоставлять государственные гарантии для реализации перспективных инвестиционных проектов на сумму, не превышающую верхнего предела государственного долга Самарской области, установленного законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий год, уменьшенную на сумму внешних и внутренних заимствований и ранее предоставленных государственных гарантий, по которым могут наступить платежи.
2.1. Обеспечением государственной гарантии может быть залог имущества (имущественных прав), в том числе и акций, поручительство, банковская гарантия.
2.2. Залогодателем может выступать как сам заемщик, так и третье лицо. Имущество должно принадлежать залогодателю на праве собственности или на праве хозяйственного ведения. Предмет залога должен удовлетворять требованиям статьи 336 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2.3. Требования к общей стоимости заложенного имущества определяются исходя из степени риска инвестиционного проекта, типа производства и ликвидности предмета залога. При передаче в залог имущества, за исключением акций, оно оценивается по стоимости, не превышающей страховую сумму, которую страховщик обязуется выплатить по договору страхования имущества (см. пункт 2.4. настоящего Положения).
2.4. Риск утраты (гибели), недостачи или повреждения предмета залога, за исключением акций, должен быть застрахован залогодателем.
2.5. После уплаты страховой премии или первого ее взноса Администрация области и страховая организация заключают договор, по которому страховщик несет ответственность за неисполнение заемщиком своих обязательств перед Администрацией области в случае перехода к ней прав кредитора по обеспеченному государственной гарантией обязательству. Страховая организация представляет Администрации области копии договоров банковского счета или дополнительных соглашений к ним, предоставляющих Администрации области право осуществить безакцептное списание денежных средств с каждого из открытых счетов.
2.6. Договор залога между Администрацией области и залогодателем заключается одновременно с договором на предоставление государственной гарантии.
2.7. Обеспечением государственной гарантии может быть поручительство третьего лица, удовлетворяющего следующим требованиям:
отсутствие задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, подтвержденное справкой налогового органа;
удовлетворительное финансовое состояние, подтвержденное результатами последней аудиторской проверки;
стоимость чистых активов поручителя должна быть не ниже суммы государственной гарантии.
2.8. Договор поручительства между Администрацией области и поручителем заключается одновременно с договором на предоставление государственной гарантии.
2.9. По договору поручительства поручитель несет солидарную ответственность за неисполнение заемщиком своих обязательств перед Администрацией области в случае перехода к ней прав кредитора по обеспеченному государственной гарантией обязательству. Поручитель представляет Администрации области копии договоров банковского счета или дополнительных соглашений к ним, предоставляющих Администрации области право осуществить безакцептное списание денежных средств с каждого из открытых счетов.
2.10. Банковская гарантия вступает в силу с момента ее выдачи.
2.11. Требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено в письменной форме. К требованию прилагаются следующие документы:
кредитный договор, в обеспечение которого предоставлялась государственная гарантия;
договор на предоставление государственной гарантии;
копия платежного документа, подтверждающего удовлетворение Администрацией области требований кредитора.
2.12. Условия пунктов 2.9.-2.11. настоящего Положения предусматриваются соответственно в договоре поручительства и банковской гарантии.
3.1. Государственные гарантии предоставляются претендентам, как правило, на конкурсной основе. Конкурсы на предоставление государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов (далее - конкурсы) являются открытыми. Конкурсы проводятся Инвестиционной комиссией при Администрации области (далее Инвестиционная комиссия). Внеконкурсный отбор инвестиционных проектов, имеющих особую значимость для социально-экономического развития Самарской области, осуществляется Губернатором Самарской области по представлению департамента экономического развития и инвестиций Администрации области.
< Пункт 3.1. в ред. - Постановление Самарской Губернской Думы от 13 июля 2001 г. N 227 >.
3.2. Порядок проведения конкурсов, условия и приоритеты конкурсного отбора инвестиционных проектов на предоставление государственных гарантий определяются Порядком проведения конкурсов.
3.3. Основными критериями оценки инвестиционного проекта при конкурсном отборе являются:
бюджетная эффективность;
социальная значимость;
экономическая эффективность и финансовая устойчивость проекта;
срок окупаемости проекта;
возможность своевременного возврата займа (кредита), в обеспечение которого запрашивается государственная гарантия;
наличие обеспечения договора на предоставление государственной гарантии.
3.4. Основным критерием отбора инвестиционных проектов является величина дохода, который получат бюджеты всех уровней в результате реализации проекта. Показатель бюджетной эффективности определяется как отношение дисконтированной величины налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и обязательных платежей во внебюджетные фонды к размеру государственной гарантии.
3.5. Для участия в конкурсе претендент направляет на имя Губернатора области документы согласно пункту 4.2. Порядка проведения конкурсов, проект кредитного договора, в обеспечение которого запрашивается государственная гарантия, письмо, подтверждающее готовность кредитора участвовать в кредитовании проекта, для осуществления которого запрашивается государственная гарантия, и его согласие принять на себя риск, не покрываемый государственной гарантией, предложения по обеспечению государственной гарантии.
3.6. Департамент финансов Администрации области в десятидневный срок готовит заключение:
об условиях проекта кредитного договора и об их приемлемости для Администрации области;
о соответствии сроков поступления средств заемщику по условиям кредитного договора срокам, указанным в финансовом плане инвестиционного проекта.
При оценке возможности предоставления государственной гарантии учитывается сумма и срок платежа по ранее выданным государственным гарантиям.
3.7. Инвестиционная комиссия рассматривает материалы претендента и дает рекомендации по целесообразности или нецелесообразности предоставления государственной гарантии с указанием ее размера и срока предоставления.
3.8. Решение о предоставлении или непредоставлении государственной гарантии принимается Губернатором области с учетом рекомендации Инвестиционной комиссии.
3.9. Секретарь Инвестиционной комиссии в 10-дневный срок направляет претенденту и кредитору письмо с согласием предоставить государственную гарантию или с отказом в ее предоставлении.
3.10. Департамент финансов Администрации области оформляет все необходимые документы для подписания договора на предоставление государственной гарантии. Договор на предоставление государственной гарантии подписывается Губернатором области или лицом, его замещающим.
4.1. По договору на предоставление государственной гарантии Администрация области субсидиарно отвечает перед кредитором за исполнение заемщиком его обязательств по выплате основного долга в пределах суммы, указанной в договоре. Возмещению по государственной гарантии не подлежат начисленные проценты, пени, штрафы, а также любые формы упущенной выгоды.
4.2. < Пункт 4.2. исключен. - Постановление Самарской Губернской Думы от 13 июля 2001 г. N 227 >.
4.3. Договор на предоставление государственной гарантии считается расторгнутым, если в тридцатидневный срок с момента заключения договора на предоставление государственной гарантии кредитором не предоставлен кредит заемщику в соответствии с условиями кредитного договора.
4.4. Кредитор вправе обратиться к Администрации области с требованием о выплате по государственной гарантии после того, как заемщик откажется удовлетворить требование кредитора или не даст ответ в разумный срок. Кредитор не в праве обращаться к Администрации области с требованием о выплате по государственной гарантии, если требование к заемщику по кредитному договору может быть удовлетворенно путем зачета встречного требования либо бесспорного взыскания средств с заемщика.
4.5. Кредитор вместе с требованием выплаты по государственной гарантии должен представить в департамент финансов Администрации области документы, подтверждающие целевое использование полученного кредита, сумму просроченной задолженности, копию обращения к заемщику с требованием о возврате суммы основного долга с отметкой о вручении заемщику, копию ответа заемщика, если таковой получен.
4.6. Департамент финансов Администрации области в двухнедельный срок проводит проверку представленных материалов. В обязательном порядке проверяется целевое использование кредита.
4.7. В случае если представленные материалы подтверждают соблюдение кредитором и заемщиком условий, указанных в пунктах 4.1.-4.4. и 4.4.-4.5. настоящего Положения, департаментом финансов Администрации области готовится заключение, подтверждающее неисполнение заемщиком своих обязательств по кредитному договору и обоснованность предъявления кредитором требования о выплате по государственной гарантии. В заключении указывается сумма, подлежащая выплате по государственной гарантии, рассчитанная в соответствии с пунктами 4.1.-4.2. настоящего Положения. Заключение направляется Губернатору области, кредитору и заемщику.
4.8. Решение о выплате по государственной гарантии принимается Губернатором области или лицом, его замещающим, и оформляется распоряжением Губернатора области с указанием источника финансирования.
4.9. При исполнении обязательства по государственной гарантии к Администрации области переходят права кредитора по кредитному договору и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором Администрация области удовлетворила требование кредитора. Кредитор обязан передать Администрации области документы, удостоверяющие требования к заемщику.
4.10. Администрация области в лице департамента финансов Администрации области должна обратиться к поручителю или гаранту с требованием о выплате в соответствии с заключенным договором поручительства или условиями банковской гарантии.
4.11. Средства, полученные Администрацией области от поручителя и гаранта, а также в результате обращения взыскания на имущество заемщика, зачисляются в областной бюджет.
4.12. Условия пунктов 4.1.-4.5. настоящего Положения, включаются в договор на предоставление государственной гарантии.
5.1. Департамент финансов Администрации области осуществляет контроль и учет заключенных договоров на предоставление государственных гарантий в разрезе заемщиков, кредиторов, сумм и сроков предоставленных государственных гарантий, учет исполнения заемщиками своих обязательств, которые обеспечены государственными гарантиями, и осуществления платежей по предоставленным государственным гарантиям.
5.2. Кредитор обязуется информировать Администрацию области о неисполнении заемщиком любого из своих обязательств (в том числе обязательств, неисполнение которых не влечет за собой выплаты по государственной гарантии).
5.3. Заемщик ежеквартально, не позднее чем через 20 дней после окончания квартала, представляет в департамент финансов Администрации области отчет согласно приложению.
5.4. Департамент финансов Администрации области совместно с департаментом по экономике Администрации области, отраслевыми департаментами Администрации области и кредитором вправе провести проверку целевого использования средств заемщиком и хода реализации инвестиционного проекта. Информация о результатах проверки направляется кредитору и Губернатору области.
5.5. Условие пункта 5.2. настоящего Положения включается в договор на предоставление государственной гарантии.
5.6. Условия пунктов 5.3. и 5.4. предусматриваются в кредитном договоре.
Приложение
к Положению о предоставлении
областных государственных
гарантий
Сведения о поступлении и использовании кредитных ресурсов, привлеченных под гарантию Администрации области, по состоянию
на ____ _____________ ____ года
(кредитор - _______________________________)
(указывается наименование банка-кредитора)