САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
27 ОКТЯБРЯ 1998 ГОДА N 137
О ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ Г. ЧАПАЕВСКА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
________________________________________________________________________________
Настоящее решение утратило силу. - Закон Самарской области от 9 июня 2003 г. N 39-ГД
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
См. также:
Постановление Губернатора Самарской области от 31 июля 1998 г. N 187
________________________________________________________________________
Рассмотрев целевую Комплексную программу "Социально-экономическое развитие и экологическая реабилитация г. Чапаевска Самарской области", представленную Губернатором Самарской области, Самарская Губернская Дума
РЕШИЛА:
Утвердить целевую Комплексную программу "Социально-экономическое развитие и экологическая реабилитация г. Чапаевска Самарской области".
Председатель Думы Л.И. Ковальский
Утверждена решением
Самарской Губернской Думы
N 137 от 27.10.98 г.
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ г. ЧАПАЕВСКА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
< Настоящая программа утратила силу. - Закон Самарской области от 9 июня 2003 г. N 39-ГД >.
ПАСПОРТ
целевой комплексной программы
"Социально-экономическое развитие и экологическая
реабилитация г. Чапаевска Самарской области"
(далее - Программа)
Наименование - целевая комплексная программа
Программы "Социально-экономическое развитие и
экологическая реабилитация
г. Чапаевска Самарской области"
Дата принятия - поручение Губернатора области
решения о разработке от 9.11.97 г.
Программы, дата ее
утверждения
Государственный - Администрация Самарской области
заказчик
Программы
Основные - Администрация области,
разработчики администрация г. Чапаевска
Программы
Цели и задачи - обеспечение удовлетворительного
Программы качества жизни населения
г. Чапаевска
Сроки и этапы - 1999-2010 годы
реализации Программа реализуется в 2 этапа:
Программы 1 этап - с 1999 до 2003 года;
2 этап - с 2004 до 2010 года
Перечень 1. Мероприятия, предусмотренные
подпрограмм и постановлением Правительства Российской
основные Федерации от 21.06.96 N 720 "Об
мероприятия утверждении федеральной целевой
программы "Социально-экологическая
реабилитация территории и охрана
здоровья населения г. Чапаевска
Самарской области".
2. Развитие экономической базы города.
3. Развитие социальной инфраструктуры
города.
4. Решение проблем занятости и
социальной защиты населения.
5. Укрепление финансовой базы города.
Исполнитель - предприятия и организации города
Программы независимо от форм собственности,
Администрация области, администрация
г. Чапаевска
Объемы и - общий объем финансирования - 3231,881
источники млн.руб:
финансирования средства федерального бюджета -
507,02 млн.руб.,
средства областного бюджета - 1931,016
млн.руб.,
средства городского бюджета -184,758
млн.руб.,
собственные средства предприятий и
другие внебюджетные источники -
609,087 млн.руб.
Ожидаемые - обеспечение удовлетворительного
конечные качества жизни населения города на
результаты основе реализации социальных программ
реализации
Программы
Система контроля - контроль за выполнением мероприятий
за исполнением Программы осуществляется департаментом
Программы по экономике Администрации области
Введение
Программа подготовлена с учетом мероприятий федеральной целевой комплексной программы "Социально-экологическая реабилитация и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.96 N 720, предложений структурных подразделений Администрации области, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, администрации г. Чапаевска.
Программа основана на результатах комплексного анализа социально-экономической ситуации в г. Чапаевске, проведенного департаментом по экономике Администрации области.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Город Чапаевск Самарской области расположен в поймах рек Чапаевки и Волги, занимает выгодное географическое положение, находясь почти в центре Самарской области, на расстоянии около 40 км от г. Самары и менее 100 км - от крупнейшего в Поволжье международного аэропорта "Самара". Площадь территории города составляет 187,5 кв. км. Основная доля территории (51%) находится под промышленными объектами, селитебные территории занимают лишь 8,9%.
Численность постоянного населения на начало 1997 г. составляла 83,6 тыс. человек. За последние 8 лет население города уменьшилось на 8,8%. Рождаемость снизилась на 37,7%, при этом смертность возросла на 11,3%, несколько уменьшившись относительно максимального значения в 1995 г.
Специализацию города в территориальном разделении труда как одного из центров военно-промышленного комплекса России определяли АО "Полимер", ГП "Металлист", АО "Средне-Волжский завод химикатов" и ГП "Чапаевский опытный завод измерительных приборов" (далее - ГП "ЧОЗИП").
За последние годы в хозяйственном комплексе Чапаевска произошли коренные изменения, существенным образом повлиявшие на традиционную специализацию промышленности и оказавшие негативное воздействие на важнейшие социально-экономические процессы жизни города: ухудшение ситуации на рынке труда (рост безработицы), падение доходов и уровня жизни преобладающей части населения, увеличение дефицитности доходной части бюджета, кризис социальной инфраструктуры (в связи с передачей ее объемов в муниципальную собственность при крайне ограниченных возможностях содержания этой сферы за счет бюджета). Все это выразилось в тяжелом кризисе экономической и социальной базы города.
Формированию устойчивого кризисного состояния города способствовали:
- отсутствие госзаказа и прекращение централизованных инвестиций, дотаций и субвенций на фоне недостаточных внутренних финансовых источников;
- низкая конкурентоспособность хозяйственного комплекса города в рыночных условиях;
- уменьшение спроса на внутреннем рынке на многие виды продукции местного производства (особенно военно-промышленного комплекса).
Ухудшение экономического положения военно-промышленного комплекса города, в свою очередь, вызвало целую цепочку негативных последствий:
- сокращение объемов заказов для стройиндустрии и строительных организаций как в части промышленного, так и гражданского строительства;
- снижение уровня средней зарплаты;
- падение покупательной способности населения;
- уменьшение объемов продаж;
- финансовую дестабилизацию легкой и пищевой промышленности, розничной торговли, что, в свою очередь, отрицательно сказалось на благосостоянии населения и привело к дальнейшему снижению платежеспособного спроса.
Эти сложные проблемы усиливают негативные последствия структурной деформации, возникшей при прежней системе хозяйствования. Современная ситуация в г. Чапаевске такова, что он не может самостоятельно преодолеть затянувшийся кризис без необратимых деформаций и реализовать свои потенциальные преимущества.
На территории г. Чапаевска реализуется ряд федеральных и региональных программ. Оценка воздействия на социально-экономическую ситуацию г. Чапаевска утвержденных и реализуемых на его территории федеральных и региональных программ показала, что в силу своей специфики, разнообразия по источникам финансирования, заказчикам, срокам реализации, программы не достаточно эффективно решают социальные и экономические проблемы. Реализации этих программ мешает их раздробленность, несогласованность по источникам финансирования и отсутствия увязки планируемых по программам расходов с реальными доходами соответствующих бюджетов, на которые возложено финансирование программ. В результате такого положения программные мероприятия систематически реализуются с отставанием по срокам и в ряде случаев вообще не выполняются. Отсутствуют реальные программы экономического развития, которые определяют наполняемость бюджетов, что, в конечном счете, является основным препятствием к интеграции действующих и планируемых социальных программ.
Изложенное подтверждает необходимость разработки программы социально-экономического развития и экологической реабилитации г. Чапаевска, которая должна определить стратегию дальнейшего развития города, его место и роль в общероссийском и региональном разделении труда, на основе объединения усилий всех уровней власти и хозяйствующих субъектов на реализации поставленной цели и решении ряда первоочередных задач:
- взаимодействие (координация) региональных программ в решении экономических, социальных, экологических и других крупных проблем развития города;
- концентрация средств (по всем источникам финансирования) для эффективного их использования при реализации мероприятий региональных программ;
- стимулирование инвестиций;
- сбалансированность реализации мероприятий по срокам.
Решение первоочередных задач позволит повысить эффективность реализации программных мероприятий на территории города.
Кроме того, настоящая Программа обеспечивает поддержку проектов, по которым невозможно рассчитать экономический эффект, т.к. они не приносят прибыль, однако при этом имеют большую социальную значимость для города.
2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Конечная цель Программы - обеспечение удовлетворительного качества жизни населения г. Чапаевска.
Исходя из необходимости достижения указанной цели усилия областных и местных органов власти предлагается сосредоточить на решении следующих задач:
- стабилизация промышленного производства и переход к устойчивому экономическому росту при одновременном развитии непромышленных видов деятельности;
- финансовая стабилизация и создание финансовой базы, соответствующей условиям экономического роста;
- доведение уровня жизни населения города до среднеобластных показателей;
- эффективная социально-экологическая реабилитация города.
Первоочередными задачами социально-экономического развития территории города являются:
- прекращение процесса экономического спада и перевод экономики в режим стабилизации, в том числе путем создания новых субъектов рыночных отношений, стратегия маркетинга которых должна быть ориентирована на привлечение покупателей за пределами территории г. Чапаевска;
- активизация деятельности Администрации города, руководителей коммерческих организаций, предпринимателей, населения для максимально эффективного использования местных возможностей, обеспечиваемых выгодным географическим положением города, прежде всего для создания и коммерческого использования инфраструктуры межрегиональной и международной торговли;
- достижение баланса входящих и исходящих финансовых потоков путем реализации не менее чем 70 - 90% производимых продукции и услуг за пределами города или в пределах города физическим и юридическим лицам, проживающим (зарегистрированным) на других территориях;
- развитие деятельности в сфере маркетинга и продаж, проведение целенаправленной подготовки специалистов и руководителей в области менеджмента и маркетинга;
- насыщение местного рынка товаров и услуг, производимых как физическими и юридическими лицами города, так и других регионов, и продаваемых населению г. Чапаевска;
- обеспечение привлекательности г. Чапаевска для открытия филиалов организаций, работающих в области науки и научного обслуживания, управленческого консультирования, информационно-маркетингового обслуживания, лизинга оборудования, кредитно-финансового и страхового обслуживания, действующих в Самаре, Москве и других городах, а также представительств зарубежных фирм;
- повышение инновационной активности малого бизнеса, вовлечение в него молодежи, развитие малого бизнеса в сфере науки и научного обслуживания.
В качестве задачи со среднесрочным эффектом от реализации следует рассматривать приобретение и внедрение современных технологий и технологических комплексов, обеспечивающих выпуск продукции, удовлетворяющей потребности покупателей и конкурентоспособной на внутреннем рынке.
Решение этих задач позволит обеспечить наращивание объемов производства, продаж и собственных оборотных средств коммерческих организаций, ослабление их зависимости от заемных средств, повышение уровня средней заработной платы населения и, соответственно, рост доходов местного бюджета.
Реализация Программы будет осуществляться в 2 этапа:
1. Этап запуска процессов устойчивого развития экономики города (1999 - 2003 гг.).
Реализация мероприятий первого этапа предполагается через функционирование на территории г. Чапаевска особой экономической зоны (согласно постановлению Губернатора области от 29.12.97 N 389 "Об образовании на территории Самарской области особых экономических зон").
Временной интервал реализации данного этапа Программы разбивается на два подэтапа. Для первого (1999 - 2001 гг.) в качестве основной цели ставится финансовая стабилизация коммерческих организаций через создание в рамках особой экономической зоны для получивших статус резидента особой экономической зоны особого (льготного) режима предпринимательской деятельности. Второй подэтап (2002 - 2003 гг.) предполагает использование накопленного финансового и кадрового потенциала для реализации процессов развития и воспроизводства ресурсов, т.е. запуска процесса устойчивого развития.
2. Этап достижения конечной цели Программы (2004 - 2010 гг.).
Этот этап будет характеризоваться устойчивым ростом местной экономики, что должно способствовать переходу города в разряд недотационных и создать условия для достижения конечной цели Программы - обеспечения удовлетворительного качества жизни населения города.
3. Комплекс программных мероприятий
Решение перечисленных задач требует реализации комплекса мер правового, финансово-экономического и организационного характера на федеральном, областном и местном уровне, использования бюджетных средств всех уровней, собственных средств юридических и физических лиц, а также других источников. Мероприятия Программы выделены в 5 разделов в соответствии с ее основными направлениями:
1. Мероприятия, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.96 N 720 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области".
В отличие от большинства городов области в г. Чапаевске сложился целый комплекс неблагоприятных условий и проблем (экологическая ситуация, высокий уровень заболеваемости населения, необходимость проведения крупных конверсионных мероприятий и технического перевооружения основных градообразующих объектов и др.), требующих для их решения затрат, существенно превышающих усредненные показатели по области.
В городе сложилась кризисная экологическая ситуация, которая является результатом сверхконцентрации на небольшой территории промышленных объектов, технологии которых основаны на химических отходоемких, загрязняющих процессах, а производственные мощности и, соответственно, нагрузка на окружающую среду значительно превышают способность природной территории к самоочищению. Экологическая ситуация в городе усугублена неблагоприятной территориально-планировочной организацией: жилые массивы были построены в непосредственной близости от промышленных площадок, в пределах их санитарно-защитных зон, город оказался изрезанным магистральными и подъездными железнодорожными путями. В пределах города находится и наиболее неблагоприятный участок акватории р. Чапаевки - между средней и защитной дамбами.