САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

 27 ОКТЯБРЯ 1998 ГОДА N 131

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

< См. также:

Решение Самарской Губернской Думы от 22 сентября 1998 г. N 114; >.

Рассмотрев проект закона Самарской области "Об отходах производства и потребления на территории Самарской области", принятый в первом чтении, Самарская Губернская Дума

РЕШИЛА:

1. Принять во втором чтении проекта закона Самарской области "Об отходах производства и потребления на территории Самарской области".

2. Одобрить таблицу поправок, рекомендованных к принятию (приложение 1).

3. Одобрить таблицу поправок, рекомендованных к отклонению (приложение N 2).

Председатель Думы                                 Л.И. Ковальский

Принят во втором чтении
Самарской Губернской Думой
решение N 131
от 27 октября 1998 года

ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Об отходах производства и потребления на территории Самарской области

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе.

В настоящем Законе приняты следующие понятия:

1. "отходы" - продукты природы и производительного труда, не использующиеся вследствие утраты потребительских свойств либо иных объективных или субъективных причин;

2. "отходы производства и потребления" (далее отходы) остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

3. "вторичные     ресурсы"     -    продукты    природы    и производительного труда, полезные свойства которых не исчерпаны;

4. "неутилизируемые отходы" - отходы, непригодные к использованию вследствие утраты полезных свойств или экономической, технической нецелесообразности;

5. Пищевые и кормовые продукты и добавки, лекарственные, ветеринарные и иные медицинские препараты, признанные в установленном законодательством порядке непригодными к употреблению, являются отходами и на них распространяется действие настоящего Закона;

6. "опасные отходы" - отходы, содержащие в своем составе вещества, которые обладают одним из опасных свойств (таким, как токсичность, инфекционность, взрывчатость, огнеопасность, высокая реакционная способность) и присутствуют в таком количестве и в таком виде, что представляют непосредственную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами либо окружающей средой;

7. "утилизируемые отходы" - отходы, которые используются на данном предприятии или передаются другому для производственных нужд или переработки в полезные продукты;

8. "рецикл" - отходы, собираемые в полностью отсортированном виде и пригодные к переработке в полезные продукты;

9. "обращение с отходами" - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

10. "управление отходами" - регулирование государственными органами власти, органами местного самоуправления, органами санэпиднадзора, охраны природы и другими специально уполномоченными органами, всех видов деятельности по обращению с отходами с целью охраны жизни и здоровья человека, охраны окружающей природной среды;

11. "удаление отходов" - комплекс мероприятий по сбору, транспортировке, обезвреживанию, утилизации и размещению отходов;

12. "утилизация отходов" - использование отходов для производственных нужд или переработка отходов в полезные продукты;

13. "рециклинг" - вовлечение отходов в хозяйственный оборот;

14. "раздельный сбор (сортировка) отходов" - комплекс мероприятий, позволяющий осуществить сбор отходов по их видам, классам опасности и т.д., полный или частичный отбор утилизируемых компонентов;

15. "хранение (складирование) отходов" - временное содержание отходов в специально оборудованных накопителях до захоронения или специальной переработки;

16. "обезвреживание отходов" - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;

17. "захоронение отходов" - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

18. "размещение отходов" - комплекс мероприятий по хранению и захоронению отходов;

19. "рекультивация" - полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного при размещении отходов с комплексом мероприятий по защите окружающей среды от воздействия отходов;

20. "санация" - комплекс мероприятий по обезвреживанию ранее размещенных отходов;

21. "объект размещения отходов" - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

22. "несанкционированная свалка" - необустроенный в соответствии с санитарными и иными нормами и правилами земельный участок (территория), захламленный мусором, сброшенным без оформления соответствующих документов;

23. "природопользователи" - предприятия, учреждения, организации любых форм собственности (в том числе с участием иностранного капитала независимо от места их регистрации, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории Самарской области), физические лица, осуществляющие деятельность, прямо или косвенно связанную с обращением с отходами;

24. "норматив образования отходов" - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

25. "лимит на размещение отходов" - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

26. "паспорт опасных отходов" - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

27. "специально уполномоченные органы Российской Федерации в сфере обращения с отходами" - специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения в Самарской области: в области охраны окружающей среды, в области охраны и использования природных ресурсов, в области санитарно-эпидемиологического надзора, а также другие федеральные органы, на которые в установленном порядке возложены задачи и функции государственного управления в области обращения с отходами;

Статья 2. Законодательство об отходах производства и потребления действующее на территории Самарской области

1. Отношения в сфере обращения с отходами на территории Самарской области регулируются Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и нормативными правовыми актами, принимаемыми на его основе органами государственной власти Самарской области и местного самоуправления.

2. Настоящий Закон основывается на Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральных законах "Об отходах производства и потребления", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иных федеральных законах и нормативных правовых актах.

3. Настоящий Закон распространяется на всех природопользователей, действующих на территории Самарской области.

4. Обращение с радиоактивными отходами регламентируется специальным законодательством.

Глава 2. Компетенция органов государственной власти в сфере обращения с отходами

Статья 3. Компетенция Самарской Губернской Думы в сфере обращения с отходами

К ведению Самарской Губернской Думы в области обращения с отходами относятся:

- осуществление правового регулирования в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за осуществлением такого регулирования;

- принятие законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами и управления отходами;

- определение основных направлений охраны окружающей природной среды от воздействия отходов;

- утверждение областных программ, касающихся обращения с отходами;

- введение налогов и льгот в сфере обращения с отходами на территории Самарской области.

Статья 4. Компетенция Администрации Самарской области в сфере обращения с отходами

К ведению Администрации Самарской области в сфере обращения с отходами относятся:

- обеспечение проведения государственной политики в области обращения с отходами;

- определение органа исполнительной власти в качестве специально уполномоченного органа субъекта Федерации по обращению с отходами и его компетенции;

- определение порядка обращения с отходами и государственного экологического контроля в сфере обращения с отходами на территории Самарской области;

- принятие и реализация областных программ, планов и мероприятий по обращению с отходами;

- осуществление разработки и реализации финансовых механизмов, схем по привлечению средств производителей, продавцов, населения и других собственников отходов к решению проблем в сфере обращения с отходами;

- координация деятельности природоохранных служб предприятий, учреждений и организаций, а также органов государственного управления в сфере обращения с отходами;

- принятие, в соответствии с действующим законодательством, решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности полностью или частично объектов размещения, использования и обезвреживания отходов не отвечающих требованиям природоохранительного законодательства;

- запрещение строительства на территории области многоотходных и выделяющих опасные отходы объектов;

- выдача разрешений на размещение, переработку, складирование и захоронение отходов;

- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

- организация проектирования, строительства и реконструкции объектов обращения с отходами;

- организация и осуществление государственного экологического контроля и надзора субъекта Федерации за размещением, использованием и обезвреживанием отходов, осуществление контроля за экологически безопасным размещением объектов обращения с отходами, рациональным использованием природных ресурсов при обращении с отходами;

- содействие проведению комплексной независимой экологической экспертизы строящихся объектов и предприятий, загрязняющих среду отходами;

- выдача предписаний организациям и предприятиям любых форм собственности о ликвидации нарушений природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами на территории области в соответствии с утвержденным порядком;

- подготовка и направление материалов о нарушении природоохранного законодательства организациями и предприятиями любых форм собственности в сфере обращения с отходами в соответствующие органы для привлечения в рамках природоохранного законодательства к дисциплинарной, административной или иной ответственности должностных лиц, не выполнивших предписаний о ликвидации указанных нарушений;

- образование внебюджетных целевых фондов для решения проблем в сфере обращения отходов;

- утверждение тарифов на прием отходов на объекты складирования (переработки, утилизации, уничтожения, захоронения), являющихся областной собственностью;

- обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

- участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами;

- организация экологического воспитания, образования и просвещения населения в части обращения с отходами;

- участие в ведении государственного кадастра отходов;

- право передачи части полномочий Администрации области в сфере обращения с отходами органам местного самоуправления или другим органам по взаимному согласию;

- обеспечение населения необходимой информацией о состоянии и перспективах обращения с отходами.

Статья 5. Компетенция органов местного самоуправления

1. В ведении органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами находятся:

- регулярная очистка территории городских и других поселений в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;

- организация деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Самарской области;

- планирование, разработка, финансирование, материально-техническое обеспечение и реализация местных программ по обращению с отходами;

- организация разработки и обеспечение функционирования схем очистки населенных пунктов и дачных массивов от твердых бытовых отходов (ТБО), предусматривающих раздельный сбор ценных компонентов;

- организация проектирования, строительства и эксплуатации муниципальных объектов обращения с отходами;

- осуществление, в пределах своей компетенции, экономической политики, стимулирующей деловую активность в сфере обращения с отходами на территории муниципальных образований;

- координация деятельности юридических и физических лиц в сфере обращения с отходами на территории муниципальных образований;

- учет и контроль за размещением отходов на объектах любых форм собственности и подчинения на территории муниципальных образований;

- выделение муниципальных земель под объекты размещения отходов;

- организация и проведение работ, направленных на снижение количества образующихся отходов на территории муниципальных образований;

- организация и проведение работ по рекультивации земель, освобождаемых от отходов на территории муниципальных образований;

- обеспечение населения необходимой информацией, касающейся обращения с отходами;

- создание муниципальных специализированных предприятий и подразделений по обращению с отходами;

- решение иных вопросов в сфере обращения с отходами, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Органы местного самоуправления определяют Порядок сбора отходов, предусматривающий их разделение на виды (пищевые, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и т.д.).

3. С целью обеспечения экологического равновесия в природной среде природопользователям устанавливаются нормативы на образование и размещение отходов. Указанные нормативы разрабатываются природопользователем и подлежат утверждению специально уполномоченными органами в сфере обращения с отходами или их территориальными подразделениями в Самарской области. Места размещения отходов согласовываются с органами местного самоуправления.

4. Органы местного самоуправления имеют право в целях предупреждения эпидемий и массовых отравлений устанавливать ограничения на способы утилизации пищевых продуктов и лекарственных препаратов, признанных в установленном порядке отходами, а так же изымать их для уничтожения в установленном законодательством порядке.

Глава 3. Управление отходами производства и потребления

Статья 6. Управление в сфере обращения с отходами

Управление в сфере обращения с отходами осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, специально уполномоченные органы Российской Федерации в сфере обращения с отходами, уполномоченные действующим законодательством решать задачи в сфере обращения с отходами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»