САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
22 сентября 1998 года № 114
О проекте закона Самарской области "Об отходах производства и потребления"
Рассмотрев проект закона Самарской области "Об отходах производства и потребления", представленный комитетом по промышленности, строительству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи, Самарская Губернская Дума
РЕШИЛА:
1. Принять проект закона Самарской области "Об отходах производства и потребления" в первом чтении.
2. Ответственным за доработку проекта закона Самарской "Об отходах производства и потребления" назначить комитет по промышленности, строительству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи.
Председатель Думы Л.И. Ковальский
Принят в первом чтении
Самарской Губернской Думой
решение N 114
от 22 сентября 1998 года
ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Об отходах производства и потребления
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе.
В настоящем Законе приняты следующие понятия:
1. "отходы" - продукты природы и производительного труда, не использующиеся вследствие утраты потребительских свойств либо иных объективных или субъективных причин;
2. "отходы производства и потребления" (далее отходы) остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
3. "вторичные ресурсы" -продукты природы и производительного труда, полезные свойства которых не исчерпаны;
4. "неутилизируемые отходы" - продукты, непригодные к использованию вследствие утраты полезных свойств или экономической нецелесообразности;
5. Пищевые и кормовые продукты и добавки, лекарственные, ветеринарные и иные медицинские препараты, признанные в установленном законодательством порядке непригодными к употреблению, являются отходами и на них распространяется действие настоящего Закона;
6. "опасные отходы" - отходы, содержащие в своем составе вещества, которые обладают одним из опасных свойств (таким, как токсичность, инфекционность, взрывчатость, огнеопасность, высокая реакционная способность) и присутствуют в таком количестве и в таком виде, что представляют непосредственную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами либо окружающей средой;
7. "утилизируемые отходы" - отходы, которые используются на данном предприятии или передаются другому для производственных нужд или переработки в полезные продукты;
8. "рецикл" - отходы, собираемые в полностью отсортированном виде и пригодные к переработке в полезные продукты;
9. "обращение с отходами" - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
10. "управление отходами" - регулирование государственными органами власти, органами местного самоуправления, органами санэпиднадзора, охраны природы и другими специально уполномоченными органами, всех видов деятельности по обращению с отходами с целью охраны жизни и здоровья человека, охраны окружающей природной среды;
11. "удаление отходов" - комплекс мероприятий по сбору, транспортировке, обезвреживанию, утилизации и размещению отходов;
12. "утилизация отходов" - использование отходов для производственных нужд или переработка отходов в полезные продукты;
13. "рециклинг" - вовлечение отходов в хозяйственный оборот;
14. "раздельный сбор (сортировка) отходов" - комплекс мероприятий, позволяющий осуществить сбор отходов по их видам, классам опасности и т.д., полный или частичный отбор утилизируемых компонентов;
15. "хранение (складирование) отходов" - временное содержание отходов в специально оборудованных накопителях до захоронения или специальной переработки;
16. "обезвреживание отходов" - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;
17. "захоронение отходов" - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
18. "размещение отходов" - комплекс мероприятий по хранению и захоронению отходов;
19. "рекультивация" - полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного при размещении отходов с комплексом мероприятий по защите окружающей среды от воздействия отходов;
20. "санация" - комплекс мероприятий по обезвреживанию ранее размещенных отходов;
21. "объект размещения отходов" - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
22. "несанкционированная свалка" - необустроенный в соответствии с санитарными и иными нормами и правилами земельный участок (территория), захламленный мусором, сброшенным без оформления соответствующих документов;
23. "природопользователи" - предприятия, учреждения, организации любых форм собственности (в том числе с участием иностранного капитала независимо от места их регистрации, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории Самарской области), физические лица, осуществляющие деятельность, прямо или косвенно связанную с обращением с отходами;
24. "норматив образования отходов" - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
25. "лимит на размещение отходов" - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
26. "паспорт опасных отходов" - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
27. "специально уполномоченные органы Российской Федерации в сфере обращения с отходами" - специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения в Самарской области: в области охраны окружающей среды, в области охраны и использования природных ресурсов, в области санитарно-эпидемиологического надзора, а также другие федеральные органы, на которые в установленном порядке возложены задачи и функции государственного управления в области обращения с отходами;
Статья 2. Законодательство об отходах производства и потребления действующее на территории Самарской области
1. Отношения в сфере обращения с отходами на территории Самарской области регулируются Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", законодательством и нормативно - правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и нормативно - правовыми актами, принимаемыми на его основе органами государственной власти Самарской области и местного самоуправления.
2. Настоящий Закон основывается на Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и иных федеральных законодательных и нормативно-правовых актах.
3. Настоящий Закон распространяется на всех природопользователей, действующих на территории Самарской области.
4. Обращение с радиоактивными отходами регламентируется специальным законодательством.
Глава 2. Компетенция органов государственной власти в сфере обращения с отходами
Статья 3. Компетенция Самарской Губернской Думы в сфере обращения с отходами
К ведению Самарской Губернской Думы в области обращения с отходами относятся:
- принятие законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами и управления отходами;
- определение основных направлений охраны окружающей природной среды от воздействия отходов, экологической безопасности при обращении с отходами;
- утверждение областных планов и программ, касающихся обращения с отходами.
Статья 4. Компетенция Администрации Самарской области в сфере обращения с отходами
К ведению Администрации Самарской области в сфере обращения с отходами относятся:
- обеспечение проведения государственной политики в области обращения с отходами;
- осуществление правового регулирования в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за осуществлением такого регулирования;
- организация разработки областных программ по охране природной среды от негативного воздействия отходов;
- координация деятельности природоохранных служб предприятий, учреждений и организаций, а также органов государственного управления в сфере обращения с отходами;
- запрещение строительства на территории области многоотходных и выделяющих опасные отходы объектов;
- принятие мер по обеспечению безопасности населения и объектов жизнеобеспечения населенных пунктов при стихийных бедствиях и авариях с возможностью выделения опасных отходов;
- проектирование, строительство и реконструкция объектов обращения с отходами;
- осуществление контроля за экологически-безопасным размещением объектов обращения с отходами, относящихся к областной собственности, рациональным использованием природных ресурсов при обращении с отходами, охраной среды от отходов по отношению к объектам федеральной собственности;
- содействие проведению комплексной независимой экологической экспертизы строящихся объектов и предприятий, загрязняющих среду отходами;
- образование внебюджетных экологических фондов;
- обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;
- организация экологического воспитания, образования и просвещения населения в части обращения с отходами;
- участие в ведении государственного кадастра отходов;
- обеспечение населения необходимой информацией о состоянии и перспективах обращения с отходами.
Статья 5. Компетенция органов местного самоуправления
1. В ведении органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами находятся:
- территории городских и других поселений, подлежащие регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
- организация деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Самарской области;
- планирование, разработка, финансирование, материально-техническое обеспечение и реализация местных программ по обращению с отходами;
- разработка и обеспечение функционирования схем очистки населенных пунктов и дачных массивов от твердых бытовых отходов (ТБО), предусматривающих раздельный сбор ценных компонентов;
- осуществление, в пределах своей компетенции, экономической политики, стимулирующей деловую активность в сфере обращения с отходами на территории муниципальных образований;
- координация деятельности юридических и физических лиц в сфере обращения с отходами на территории муниципальных образований;
- учет и контроль за размещением отходов на объектах любых форм собственности и подчинения на территории муниципальных образований;
- выделение муниципальных земель под объекты размещения отходов;
- организация и проведение работ, направленных на снижение количества образующихся отходов на территории муниципальных образований;
- организация и проведение работ по рекультивации земель, освобождаемых от отходов на территории муниципальных образований;
- обеспечение населения необходимой информацией, касающейся обращения с отходами;
- создание муниципальных специализированных предприятий и подразделений по обращению с отходами;
- решение иных вопросов в сфере обращения с отходами, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в области обращения с отходами в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством Самарской области.
3. Органы местного самоуправления определяют Порядок сбора отходов, предусматривающий их разделение на виды (пищевые, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и т.д.).
4. Органы местного самоуправления имеют право в целях предупреждения эпидемий и массовых отравлений устанавливать ограничения на способы утилизации пищевых продуктов и лекарственных препаратов, признанных в установленном порядке отходами, а так же изымать их для уничтожения в установленном законодательством порядке.
Глава 3. Управление отходами производства и потребления
Статья 6. Управление отходами
Управление в сфере обращения с отходами осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, специально уполномоченные органы Российской Федерации в сфере обращения с отходами, уполномоченные действующим законодательством решать задачи в сфере обращения с отходами.
Статья 7. Основные принципы управления отходами на территории Самарской области
Основными принципами государственного управления в сфере обращения с отходами производства и потребления являются:
- охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;
- научно обоснованное сочетание экономических, экологических и иных интересов общества, гарантирующее благоприятную среду обитания;
- планирование и контроль обращения с отходами;
- стимулирование и поощрение сбора и рационального использования вторичных ресурсов, снижения объема неутилизируемых отходов;
- стимулирование научно-исследовательской деятельности в сфере обращения с отходами;
- нормирование и лимитирование пользования природными ресурсами при обращении с отходами;
- взимание платы за размещение отходов в окружающей среде и пользование природными ресурсами при обращении с отходами;
- стимулирование внедрения малоотходных и безотходных технологических процессов;
- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов на основе замкнутых технологических циклов;
- возмещение, в соответствии с действующим законодательством ущерба, нанесенного здоровью граждан и окружающей природной среде размещением отходов или правонарушений в обращении с ними;
- прогнозирование перспективных направлений развития предприятий по обращению с отходами, содействие внедрению прогрессивных, высокоэкологических технологий обращения с отходами;
- контроль за образованием и перемещением отходов; экологический контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами норм экологической безопасности при обращении с отходами;
- свободный доступ к информации об отходах.
Статья 8. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение программ и мероприятий по обращению с отходами