ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 МАРТА 1998 ГОДА N 50
О ПРОГРАММЕ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД
(с изменениями на 25 октября 2006 года)
< См. также:
Решение Самарской Губернской Думы от 17 марта 1998 г. N 33; >.
_______________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу - Постановление Губернатора Самарской области от 25 октября 2006 г. № 246
_______________________________________________________________________________________________
Руководствуясь п. "г" ст. 88 и п. "в" ст. 96 Устава Самарской области, в целях социальной поддержки семей с детьми и малообеспеченных граждан Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Принять прилагаемую Программу по социальной поддержке населения Самарской области на 1998 год и направить ее на утверждение Самарской Губернской Думы.
2. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области разработать территориальные программы по социальной поддержке населения, предусмотрев меры адресной помощи малообеспеченным гражданам с учетом индивидуальной нуждаемости.
3. Поручить департаменту финансов Администрации области (Аронину) совместно с Главным управлением социальной защиты населения области (Светкиной) по итогам первого полугодия подготовить проект Закона Самарской области о внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области "Об областном бюджете на 1998 год" в части погашения образовавшейся задолженности по выплате социального пособия малоимущим гражданам области за 1997 года за счет увеличения средств, предусмотренных на "Программу по социальной поддержке населения Самарской области на 1998 год".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - директора департамента по социальной политике Администрации области Жабина А.П.
Губернатор
Самарской области К.А. Титов
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Губернатора
Самарской области
от 05.03.1998 г. N 50
ПРОГРАММА
по социальной поддержке населения Самарской области на 1998 год
Паспорт
Программы по социальной поддержке населения Самарской области на 1998 год
Наименование Программы - Программа по социальной
поддержке населения Самарской
области на 1998 год
Заказчик Программы - Администрация Самарской области
Разработчик Программы - Главное управление социальной
защиты населения Самарской
области
Цели и задачи Программы - оказание социальной поддержки
в различных формах наиболее
уязвимым категориям населения
с целью достижения социальной
стабильности;
ограничение масштабов бедности;
усиление адресности социальной
поддержки на основе учета
средне-душевого дохода семьи и
прожиточного минимума;
повышение обоснованности
предоставляемой социальной
помощи с точки зрения ее
функциональной направленности;
создание организационных,
правовых,
социально-экономических условий
для снижения негативного
воздействия факторов рыночной
экономики на качество жизни
населения;
предоставление малообеспеченным
гражданам возможностей для
самообеспечения и реализации
собственного потенциала
Перечень разделов - Введение
Программы Раздел 1. Положение в сфере
социальной защиты и основные
направления социальной
поддержки населения в 1998 году
Раздел 2. Финансовое
обеспечение Программы по
социальной поддержке
на 1998 год
Приложения
Исполнитель и - Главное управление социальной
соисполнители защиты населения области;
департамент по социальной
политике Администрации области;
департамент финансов
Администрации области;
комитет по вопросам семьи,
материнства и детства
Администрации области;
Главное управление
здравоохранения Администрации
области;
департамент по строительству,
архитектуре,
жилищно-коммунальному и
дорожному хозяйству
Администрации области;
департамент по топливно-
энергетическому комплексу,
химической и нефтехимической
промышленности, транспорту и
связи Администрации области;
областной комитет Российского
общества Красного Креста;
акционерное общество
"Самаралестоппром";
открытое акционерное общество
"Связьинформ";
областной фонд социальной
защиты населения
Объемы и источники - Финансовые затраты на
финансирования реализацию Программы из
областного бюджета в 1998 году
составят 125000 тыс.руб.
Система контроля за - Общий контроль за реализацией
исполнением Программы Программы осуществляет
департамент по социальной
политике Администрации области
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях социальная защищенность людей заключается не только в поддержке их при обострении социальных рисков, но и в создании им таких условий - организационных, правовых, социально-экономических - которые способствовали бы снижению негативного воздействия факторов рыночной экономики на судьбу каждого человека.
Масштабность и сложность проблем социальной защиты малообеспеченных граждан требует межведомственной координации на принципиально новой основе оптимального разграничения функций, улучшения обмена информацией и опытом, согласования применяемых социальных технологий, достижения взаимопонимания по вопросу распределения ресурсов. А это возможно только при комплексном подходе к решению задач социальной защиты.
Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года отражает основные задачи социальной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Среди них активная социальная политика, сокращение масштабов бедности, стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения по мере выхода экономики из кризисного состояния.
Названная концепция провозглашает улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан, усиление адресной социальной поддержки нуждающихся, заявительный принцип назначения пособий; создание полноценных условий жизнедеятельности семьи, женщин и молодежи, улучшение жизнеобеспечения детей; постепенное преодоление отставания минимальных и других фиксированных доходов от прожиточного минимума на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размера минимальных социальных гарантий в области доходов.
Особенно сложно решать эти задачи в условиях ограниченности ресурсных возможностей.
Согласно рабочим расчетам Министерства труда Российской Федерации количество малоимущих (бедных), имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляют 62% населения страны. Еще 31% населения - это люди низкообеспеченные, чьи доходы равны или несколько превышают прожиточный минимум. И лишь 7 % населения имеют доходы выше удвоенной величины прожиточного минимума.
Статистические данные за 1997 год по Самарской области говорят о том, что среднедушевой денежный доход населения области почти в 2 раза превышает средний прожиточный минимум. В то же время численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 740,0 тыс.чел. или 22% всей численности населения области; доходы равны или несколько превышают прожиточный минимум еще у 263 тыс.чел., т.е. у 8% общей численности (Статистический сборник "Социально-экономическое положение Самарской области январь-сентябрь 1997 г.").
Анализ этих данных позволят судить о том, что третья часть населения области нуждается в поддержке со стороны государства.
Именно поэтому в дополнение к социальным гарантиям, предоставляемым на федеральном уровне, а также с целью концентрации финансовых и материальных ресурсов на оказании социальной помощи наиболее нуждающимся, в области принимается Программа по социальной поддержке населения области (далее именуется - Программа), которая осуществляется в соответствии с "Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов".
Программа разработана в соответствии с рекомендациями по составлению региональных программ социальной защиты населения, утвержденными 24.01.95 Министром социальной защиты населения Российской Федерации, постановлением Главы Администрации области от 18.03.96 N 58 "Об утверждении порядка разработки и реализации областных целевых программ", с учетом предложений общественных организаций, а также с учетом обобщения нормативных документов по оказанию социальной помощи малообеспеченным гражданам Самарской области и других регионов России.
Программа является комплексным документом, позволяющим проводить на всей территории области единую политику в сфере социальной защиты малообеспеченного населения. В ней определены затраты на финансирование разработанных мероприятий, механизм (порядок) их осуществления.
Программой предусматриваются конкретные, целенаправленные действия Администрации области, а также органов исполнительной власти по оказанию нуждающимся гражданам своевременной помощи; достижению социальной стабильности; развитию широкого спектра социальных услуг и обеспечению их доступности.
Раздел 1. Положение в сфере социальной защиты и основные направления социальной поддержки населения в 1998 году
1. Положение в сфере социальной защиты населения Самарской области
Стагнация производства и безработица, инфляция и снижение жизненного уровня населения привели к обострению социально-экономической ситуации как в целом по стране, так и в Поволжском регионе.
Планомерная и целенаправленная работа, проводимая Администрацией области в сфере социальной защиты малообеспеченных граждан, определенным образом сгладила трудности реформационного периода.
В целях обеспечения социальных гарантий гражданам, имеющих детей, с 1 января 1997 года в Самарской области, впервые в России, выплату государственных пособий на детей стали производить органы социальной защиты населения.
Подводя итоги прошедшего года, можно сказать, что это позволило усилить контроль за правильностью использования целевых средств федерального бюджета и упорядочить проведение выплат.
Своевременность выплат государственных пенсий и пособий сыграла существенную роль в снижении социальной напряженности в области.
В то же время появилась возможность отслеживать численность детей и семей различных социальных групп, что позволит обеспечить высокую точность расчетам и прогнозам при планировании мероприятий по социальной поддержке населения.
Начиная с 1992 года в области ежегодно разрабатывались и выполнялись Программы по социальной поддержке малообеспеченных граждан.
За период 1992-1997 гг. на реализацию мероприятий по социальной поддержке населения из областного бюджета направлено 250,0 неденоминированных млрд.руб. В 1997 году около полумиллиона человек получали социальную помощь в тех или иных видах.
Особую значимость для социально-слабых категорий населения имеет выплата социального пособия, проводимая в Самарской области с 1995 года.
Самарская область - одна из немногих в России, которая пытается решать эту нелегкую задачу за счет средств областного бюджета.
В 1997 году пособие выплачивалось около 120 тысячам социально незащищенных граждан ежемесячно.
Однако сложности с финансированием естественным образом повлекли за собой задержку выплат, что в свою очередь вызвало обращения граждан в органы исполнительной власти.
Таким образом, основным условием снижения социальной напряженности в обществе является своевременность предоставления тех видов помощи, которые имеют столь большую значимость.
Оснащение учреждений социальной защиты населения средствами компьютерной техники значительно облегчило работу специалистов по учету категорий граждан, нуждающихся в поддержке. Появилась возможность синтезировать данные по их численности с параметрами социальной поддержки. В конечном итоге это позволит обеспечить эффективность реализации принципа адресной социальной поддержки перейти от дотирования организаций, предоставляющих льготы (транспорт, телефон, жилье и коммунальные услуги), к дотациям непосредственно нуждающимся гражданам.
Одновременно средства компьютерной техники позволяют оперативно реагировать на изменения социально-экономической ситуации и корректировать Программу по социальной поддержке населения. В 1998 году работа по созданию единой информационной сети системы социальной защиты населения будет продолжена.
Совершенствуются механизмы предоставления социальной помощи с целью повышения ее функциональной направленности и обеспечения доступности.
В 1997 году Главное управление социальной защиты населения области осуществляло активное взаимодействие с представителями Европейской комиссии по проекту ТАСИС.
В дальнейшем участие Самарской области в проекте ТАСИС даст возможность осуществить формирование оптимальной модели деятельности социальных служб по оказанию социальных услуг наиболее уязвимым категориям населения области.
2. Основные направления социальной поддержки населения и механизм их осуществления
Программа по социальной поддержке населения Самарской области на 1998 год представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение наиболее острых социальных проблем. Приоритет будет отдан оказанию социальной поддержки наиболее уязвимым категориям населения: одиноким престарелым гражданам и семьям с детьми.
В Программе по-прежнему особое внимание уделено таким жизненно важным мерам, как:
- благотворительное горячее питание для остронуждающихся граждан;
- медико-социальная помощь одиноким престарелым гражданам и инвалидам.
Наряду с этим в комплексной системе мер оказания адресной помощи малообеспеченным гражданам в 1998 году будет продолжена работа по следующим направлениям:
- оплата поездок по социальной необходимости в пределах Самарской области для пенсионеров и инвалидов, получающих минимальную пенсию с учетом трудового стажа;
- выделение средств городам и районам области на организацию касс взаимопомощи малоимущим гражданам (эта мера социальной поддержки является одной из самых перспективных, т.к. позволит приобретать товары длительного пользования, а также осуществлять газификацию и ремонт жилья);
- выделение средств на оказание адресной помощи для организации малого подворья (строительства небольших надворных построек, приобретения птицы, комбикормов и т.п.).
Будут выплачиваться денежные компенсации в твердых размерах:
- детям партизан, находившимся вместе с родителями в партизанских отрядах, расположенных в блокадной партизанской зоне;
- студентам ВУЗов из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
- гражданам, ставшими круглыми сиротами в годы Великой Отечественной войны и документально подтверждающими этот факт.
Кроме того в Программе 1998 года к перечисленным добавится еще одна категория граждан, которым будет осуществляться ежемесячная доплата:
- заслуженные пилоты СССР и России.
Предусмотрено выделение средств на социально-психологическую адаптацию и реабилитацию военнослужающих, принимавших участие в вооруженном конфликте в Чеченской Республике. Кроме того, семьям погибших или ставших инвалидами в Чеченской Республике, будет предоставляться льгота (50%) на оплату жилья и коммунальных услуг.