Действующий

О целевой программе энергосбережения в Самарской области на 2000-2005 годы

3 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Анализ потенциала энергосбережения в Самарской области

Часть направлений энергосберегающей политики региона реализуется в рамках следующих областных и муниципальных программ:

Программа развития автономного теплоснабжения в системе образования Самарской области в 1997-1999 годах, утвержденная решением Самарской Губернской Думы от 25.03.97 N 330 (предусматривает установку в большинстве из 1137 школ области тепловых пунктов, что обеспечит годовую экономию в 13 млн. рублей (цены 1998 года) при общих затратах в размере 24,112 млн. рублей);

региональная программа "Газификация Самарской области" на 1996-2000 годы , утвержденная решением Самарской Губернской Думы от 15.07.97 N 382  (позволила довести уровень газификации жилого фонда в сельской местности до 88% за счет переоборудования печного отопления на газовое в 71910 квартирах);

Программа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Самарской области на 1998-2010 годы, принятая постановлением Губернатора области от 22.12.97 N 379  (позволит к 2003 году обеспечить за счет установки приборов учета энергоресурсов на объектах жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) и социальной сферы годовую экономию средств на оплату энергоресурсов в размере 315 млн. рублей. В настоящее время работа по установке приборов учета энергоресурсов на объектах ЖКХ ведется под руководством департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации области);

Комплексная региональная программа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте на 1998-2002 годы и на период до 2015 года , утвержденная решением Самарской Губернской Думы от 25.06.98 N 97 (позволит к 2003 году перевести в городах области 2693 единицы транспортных средств на природный газ - моторное топливо, что обеспечит сокращение расхода нефтяного моторного топлива на 25 млн. литров, уменьшение выбросов вредных веществ в отработанных газах на 25% и принесет годовую экономию бюджетных средств в размере 22,6 млн. рублей);

Программа энергосбережения г. Самары на период 1998-2003 годы , утвержденная решением Самарской городской Думы от 19.02.98 N 130  (позволит уменьшить расходы бюджетных средств на оплату тепловодоснабжения в социальном и жилищно-коммунальном фонде города и получить в 2003 году годовую экономию бюджетных средств в размере 271 млн. рублей);

Программа энергоресурсосбережения в муниципальном хозяйстве г. Тольятти (1997-2002 годы), утвержденная решением Думы города Тольятти от 24.09.97 N 144 (позволит сократить к 2002 году расход бюджетных средств на оплату энергоресурсов организациями бюджетной сферы и ЖКХ на 20% от расхода в 1997 году и обеспечить экономию в размере 115,75 млн. рублей бюджетных средств);

Программа энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере г. Новокуйбышевска на 1998-2003 годы, утвержденная решением Думы города Новокуйбышевска от 21.05.98 N 94 (обеспечит сокращение бюджетных затрат на оплату энергоресурсов к 2003 году на 27,2 млн. рублей).

В соответствии с приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Российской Федерации от 18.07.94 N 22 перед выполнением энергосберегающих мероприятий и проектов на территории городов и районов области необходимо провести оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) с обязательной государственной экологической экспертизой.

Самарская область расположена в среднем течении реки Волги, ее территория составляет 53,6 тыс. кв. километров (0,29% площади России), население - 3305 тысяч человек (2,6% населения России). Самарская область занимает одно из ведущих мест в промышленном потенциале России. Она граничит с Оренбургской, Саратовской, Ульяновской областями, Республикой Татарстан и тесно сотрудничает с ними.

В 1998 году объем промышленной продукции хозяйствующих субъектов области составил 57290,9 млн. рублей или 89% к объему продукции 1997 года. Падение производства в области с 1990 по 1998 годы составило 43%, что в 1,4 раза меньше, чем в среднем по России, энергоемкость производства продукции увеличилась на 25%, тогда как по России - 45%.

За время реформ в стране существенно выросла роль ТЭК. Так, доля продукции ТЭК в общем объеме промышленного производства России возросла с 24 до 33%. Это привело к увеличению в 1,5 раза удельной энергоемкости внутреннего валового продукта (далее ВВП) в России. Характер изменения основных удельных экономических показателей Самарской области приведен на рис. 1.

Валовая продукция сельского хозяйства области составила в 1998 году 7002,9 млн. рублей или 81% к объему 1997 года.

В области на начало 1999 года осуществляют хозяйственную деятельность 61655 субъектов, из них 58373 юридических лица. В их состав входят 2,2% государственных предприятий и учреждений, 6,3% муниципальных, 66,4% хозяйствующих обществ, 5,6% представительств и других обособленных подразделений юридических лиц.

За год в атмосферу выбрасывается 17,6 тыс. тонн CO и 35,28 тыс. тонн NOx.

Энергосистема области потребляет около 43% областных топливных ресурсов, на выработку тепловой энергии идет до 26% областного топливопотребления, на производство электроэнергии до 17%.

В 1998 году годовое потребление топлива в области, по сравнению с 1990 годом, уменьшилось на 33% (таблица N 1). Основным видом топлива является природный газ.

Ежегодное потребление электроэнергии в области с 1990 года до 1998 года сократилось на 38% и составило 19,87 млрд. кВтxч.

Самарская область является энергодефицитной. Дефицит электроэнергии в 1998 году от уровня годового потребления составил около 28%.

Доля региональной энергосистемы в областном теплообеспечении составляет 75-85%. Падение теплопотребления в области с 1990 по 1998 год составило 31% по сравнению с 38% спадом в электропотреблении и 33% в топливопотреблении. Наименее охваченной спадом оказалась топливная отрасль.

Потенциал энергосбережения области оценивается на уровне 31% от общего энергопотребления и составляет 6,17 млн. т.у.т. Потенциал энергосбережения, реализуемый в рамках Программы, оценивается от уровня 1998 года исходя из средних по России показателей - 4 и 13% соответственно на перспективу 2 и 6 лет (таблица N 2). По электроэнергии он составляет 850 млн. кВтxч и 2380 млн. кВтxч, по тепловой энергии - 1,25 млн. Гкал и 3,5 млн. Гкал, по ТЭР - 882 тыс. т.у.т. и 2,471 млн. т.у.т.

В целях реализации потенциала энергосбережения в организациях бюджетной сферы и отработки финансово-экономических механизмов осуществления энергосберегающих проектов Программой в рамках "пилотного" проекта предусмотрено проведение комплекса мероприятий на объектах, оплачивающих потребляемые ТЭР из средств областного бюджета.

Таблица N 1

Структура ТЭР, потребляемых в Самарской области, млн. тонн условного топлива (далее - т.у.т.)

---------------------------------------------------------
|           Годы          |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |
|-------------------------|-----|-----|-----|-----|-----|
|             1           |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |
---------------------------------------------------------
Газ природный              22,61 21,61 20,78 20,36 18,31
Мазут топочный              4,91  5,13  4,88   4,4  3,92
Газ нефтепереработки        1,52  1,02  1,06   1,2   1,4
Уголь                        0,6  0,67  0,44   0,3  0,17
Нефть сырая, дрова, сланцы  0,08  0,08  0,09  0,09  0,14
Итого                      29,72 28,51 27,24 26,35 23,95

Продолжение таблицы N 1

----------------------------------------------------------
|           Годы          |1995 |1996 |1997 |1998 | 1999 |
|-------------------------|-----|-----|-----|-----|------|
|             1           |  7  |  8  |  9  | 10  |  11  |
----------------------------------------------------------
Газ природный              18,06 16,44 16,86 16,32 13,347
Мазут топочный              2,59  2,58  2,59   2,6  1,632
Газ нефтепереработки        1,52   1,2  1,06  0,76  0,909
Уголь                       0,15  0,14  0,16  0,14  0,266
Нефть сырая, дрова, сланцы  0,11  0,09  0,09  0,14  0,157
Итого                      22,43 20,45 20,77 19,96 17,194