Одним из основных факторов, определивших динамику развития Нижегородской области в рассматриваемом периоде, является принятие в начале 2006 года Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 (далее - Стратегия развития).
Нижегородская область относится к числу немногих субъектов Российской Федерации, где долгосрочная Стратегия развития была разработана до появления аналогичного документа на уровне Российской Федерации.
Первым опытом разработки документа стратегического планирования на среднесрочную перспективу стала Программа "Экономическое и социальное развитие Нижегородской области на 2005-2010 годы", утвержденная распоряжением Правительства Нижегородской области от 14 декабря 2004 года № 747-р.
Данная Программа была ориентирована на ускорение развития области, как того требовало решение задачи по удвоению за 10 лет валового внутреннего продукта России, поставленной в 2003 году в Послании Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 года. В связи с этим основной целью Программы было выдвижение Нижегородской области в лидеры по росту качества жизни, созданию благоприятных условий хозяйствования, гарантиям политической и социальной стабильности.
Являясь амбициозной по целевым установкам, указанная Программа имела существенные недостатки. В частности, отсутствие четко определенных приоритетов развития обусловило детализированное формирование мероприятий Программы.
Не были определены конечные ориентиры (индикаторы), по степени достижения которых можно было бы судить об эффективности реализации Программы и необходимости ее корректировки.
Большая часть мероприятий, включенных в Программу, имела социальную направленность. При этом развитие социальной инфраструктуры должно было на 2/3 обеспечиваться за счет средств Федерального фонда регионального развития, финансирование которого с 2006 года прекратилось, что ставило под угрозу реализацию Программы.
Ситуация изменилась с принятием в 2006 году Стратегии развития.
Концентрация усилий на приоритетных направлениях позволила добиться в первые годы реализации Стратегии развития динамичного развития региона с опережающими среднероссийский уровень темпами роста основных макроэкономических показателей (в том числе ВРП, инвестиции в основной капитал, потребительский рынок, жилищное строительство, доходы населения).
Финансово-экономический кризис 2008-2009 годов внес существенные коррективы в динамику развития области: он вызвал замедление экономического роста в 2008 году и более чем 10-процентный спад в 2009 году.
В силу специфики региональной экономики (высокой доли в структуре промышленного производства автомобилестроения и металлургии - отраслей, наиболее сильно пострадавших в кризис не только в России, но и во всем мире) последствия кризиса оказались серьезнее, чем во многих других регионах страны.
Вместе с тем даже в кризисной ситуации ставка была сделана на сохранение стратегических приоритетов государственной поддержки: были выполнены все обязательства перед инвесторами по приоритетным инвестиционным и инновационным проектам; ни один из видов поддержки, введенных с 2006 года и направленных на достижение стратегических целей, не был свернут в связи с кризисом; в отношении малого бизнеса поддержка была расширена.
Благодаря этому, а также в результате реализации целого комплекса специальных антикризисных мер, направленных на повышение доступности кредитных ресурсов, на поддержку спроса, прежде всего на продукцию нижегородского автопрома, на сдерживание роста безработицы, удалось достаточно быстро преодолеть негативные тенденции в развитии региональной экономики: во второй половине 2009 года начался восстановительный рост, который уверенно продолжился и в 2010 году.
Уже в начале 2010 года был разработан план Правительства Нижегородской области по переходу к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности региональной экономики на 2010-2012 годы, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 4 февраля 2010 года № 129-р, мероприятия которого направлены не столько на поддержку восстановительного роста, сколько на дальнейшее развитие.
Статистические данные за 2011 год свидетельствуют о том, что фактические значения по основным показателям, являющимся индикаторами реализации Стратегии развития, практически достигли установленного уровня (таблица 1).
______________________________
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р
Таблица 1
Основные показатели достижения главной цели Стратегии развития
Показатель | 2005 г. | 2011 г. | Значение на 2011 год, закрепленное в распоряжении Правительства области от 06.03.2008 № 298-р |
Объем ВРП на душу населения, тыс. рублей в основных ценах соответствующих лет | 87,4 | 229,9 | 217,8 |
Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году | 109,8 | 100,4 | 100 |
Ожидаемая продолжительность жизни, число лет | 63,4 | 68,4 | 68,4 |
Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, % | 17,5 | 12,8 | 12,7 |
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов, раз | 2,24 | 2,94 | 2,95 |
________________________________
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 6 марта 2008 года № 298-р "Об утверждении целевых значений индикаторов оценки реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года"
Оценка министерства экономики Нижегородской области
Оценка министерства здравоохранения Нижегородской области
Удалось решить и задачи Программы по ускорению развития области: за 2005-2011 годы область существенно продвинулась в рейтинге регионов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям (таблица 2).
Таблица 2
Рейтинг Нижегородской области в составе Российской Федерации
Показатели социально-экономического развития | Места по Российской Федерации | |
2005 г. | 2011 г. | |
Объем отгрузки продукции промышленного производства | 14 | 13 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" | 17 | 15 |
Ввод в действие жилых домов | 16 | 11 |
Объем инвестиций в основной капитал | 17 | 14 |
Оборот розничной торговли | 13 | 11 |
Объем платных услуг населению | 18 | 12 |
Среднедушевые денежные доходы населения | 36 | 29 |
Соотношение среднедушевых денежных доходов и стоимости минимального набора продуктов питания | 28 | 20 |