5.1. Система планирования долговых обязательств основывается на:
- принятой системе ограничений долговой политики Нижегородской области;
- следовании принципам планирования и привлечения заимствований, разработанным в рамках международных кодексов по управлению государственным долгом;
- принятой в Нижегородской области методологии планирования погашения и обслуживания долговых обязательств.
5.2. Система ограничений долговой политики Нижегородской области.
Основным методом контроля за экономически безопасным уровнем долговой нагрузки на бюджет является разработка и соблюдение системы ограничений при проведении долговой политики, учитывающих особенности бюджетной и долговой ситуации конкретного субъекта Российской Федерации в определенный период времени.
Управление государственным долгом Нижегородской области включает в себя следующие ограничения в проведении долговой политики:
5.2.1. Нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации в части ограничения обязательств субъекта Российской Федерации.
Нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации в части ограничений на объем государственного долга субъекта Российской Федерации, дефицит его бюджета, годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января финансового года, и объемы расходов на обслуживание долга являются основой для оценки связанных с долгом рисков и долговой устойчивости субъектов Российской Федерации. Однако данные ограничения являются рамочными и максимально предельными. В связи с этим при управлении государственным долгом Нижегородской области вводятся более строгие критерии, ограничивающие параметры областного бюджета и государственного долга. (абзац второй в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 17.12.2019 № 955 - см. предыдущуюу редакцию )
5.2.2. Дополнительные ограничивающие критерии на объем и структуру государственного долга Нижегородской области.
В качестве дополнительных ограничивающих критериев на объем и структуру государственного долга при управлении государственным долгом Нижегородской области приняты следующие показатели:
- объем государственного долга, рассчитываемый в процентах от утвержденного общего годового объема доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, - на каждую расчетную дату в течение финансового года; (абзац третий в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 17.12.2019 № 955 - см. предыдущуюу редакцию )
- верхний предел государственного долга по состоянию на 1 января года, следующего за текущим финансовым годом, не должен превышать объема государственного долга, установленного предыдущим пунктом; (абзац четвертый в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 17.12.2019 № 955 - см. предыдущуюу редакцию )
- верхний предел долга по гарантиям на 1 января года, следующего за текущим финансовым годом, в структуре государственного долга.
Данные ограничения устанавливаются законодательством и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области. Дополнительные ограничения так же могут быть установлены соглашениями с федеральными органами власти.
5.2.3. Ограничения, задаваемые принятыми принципами моделирования долговой политики, основанными на показателях долговой емкости и свободной долговой емкости областного бюджета.
Ограничение по долговой емкости областного бюджета определяет объемы погашения и обслуживания действующих и вновь привлекаемых долговых обязательств, которые можно осуществить за счет доходов областного бюджета. Данное ограничение выражается в двух принципах планирования долговых обязательств:
1) заемные средства не могут использоваться для финансирования текущих расходов. Это означает, что долговая емкость должна быть положительна для каждого года планового периода;
2) погашение долга должно производиться за счет собственных доходов бюджета. Это означает, что свободная долговая емкость должна быть положительна для каждого годового периода на всем горизонте бюджетного планирования. Несоблюдение данного принципа означает, что в периоды отрицательной свободной долговой емкости для бюджета имеются значительные риски пролонгации долговых обязательств. В данной ситуации обеспечивается защита части расходов бюджета, необходимая для выполнения социальных обязательств бюджета.
5.2.4. Ограничения, установленные соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации, в том числе по обеспечению мер привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным Банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.
Обеспечить установление аналогичных норм в Положении о порядке предоставления из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области бюджетных кредитов, утвержденном постановлением Правительства Нижегородской области от 14 декабря 2009 г. № 925.
(пп. 5.2.4 введен постановлением Правительства области от 25.05.2018 № 383; в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 17.12.2019 № 955 - см. предыдущуюу редакцию )
5.3. Планирование погашения и расходов на обслуживание государственного долга.
Процесс планирования государственных заимствований Нижегородской области состоит из двух последовательных этапов:
- планирование расходов по погашению и обслуживанию действующих долговых обязательств;
- планирование объемов вновь принимаемых долговых обязательств с учетом ограничений, установленных в пункте 5.2 настоящей Концепции.
В свою очередь планирование вновь принимаемых долговых обязательств проводится раздельно для прямых и условных обязательств, а планирование прямых обязательств - в зависимости от целей заимствований.
Процедура планирования погашения и обслуживания действующих долговых обязательств основывается на построении и проведении анализа свободной долговой емкости для каждого года рассматриваемого временного периода.
Планирование объемов новых заимствований и гарантий строится на следующих принципах: