Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2011-2013 годы (с изменениями на 28 ноября 2013 года)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
     к областной целевой программе
     "Предупреждение и борьба с заболеваниями
     социального характера в Нижегородской
     области" на 2011-2013 годы

(Приложение 4 изложено в новой редакции постановлением Правительства области от 28.11.2013 № 882
-см.
предыдущую редакцию)

     

     Подпрограмма "Совершенствование оказания медицинской помощи
     пострадавшим в ДТП и развитие службы медицины
     катастроф Нижегородской области"


     1. Паспорт Подпрограммы

Наименование Подпрограммы

"Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП и развитие службы медицины катастроф Нижегородской области":

Основания для разработки Подпрограммы

- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

- постановление Правительства Российской Федерации  от 20 февраля 2006 года  № 100 "О федеральной  целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах";

- постановление Правительства Российской Федерации  от 10 мая 2007 года № 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)";

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2000 года № 380 "Об утверждении Положения о Службе медицины  катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации";

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 2511-р;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2541-р.

Государственный заказчик Подпрограммы

министерство здравоохранения Нижегородской области

Основной разработчик Подпрограммы

министерство здравоохранения Нижегородской области

Основная цель Подпрограммы

снижение госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших при возникновении ЧС, в том числе пострадавших в ДТП на автомобильных дорогах Нижегородской области

Основные задачи Подпрограммы

- создание единой системы оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП на автодорогах Нижегородской области на основе современных организационных и лечебно-диагностических технологий;

- продолжение развертывания системы травмоцентров на  федеральных и региональных автомобильных дорогах, проходящих по территории Нижегородской области, ремонт, оснащение их медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом;

- подготовка квалифицированных медицинских работников для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП;

- повышение уровня готовности службы медицины катастроф Нижегородской области к действиям при ЧС и ликвидации их медико-санитарных последствий ЧС на основе улучшения материально-технической базы ГКУЗ НО "НТЦМК" и совершенствования профессиональной подготовки его сотрудников;

- обучение населения приемам оказания первой помощи, а также повышение качества подготовки медицинских кадров и эффективности их деятельности при оказании помощи пострадавшим в ДТП;

- развитие материально-технической базы службы медицины катастроф Нижегородской области

Сроки и этапы реализации Подпрограммы

     2011-2013 годы
     Программа реализуется в один этап

     Исполнители основных мероприятий Подпрограммы

министерство здравоохранения Нижегородской области, государственные бюджетные и казенные учреждения здравоохранения Нижегородской области (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Подпрограммы (тыс. руб.)

Наименование государственного заказчика

Источник финансирования

Годы

2011

2012

2013

Всего за период реализации Подпрограммы

министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в т.ч.:

12 785,63

663981,4

676 767,03

Областной бюджет, в т.ч.

12 785,63

209804,4

222590,03

Капвложения

НИОКР

Прочие расходы

12 785,63

209804,4

222590,03

Федеральный бюджет, в т.ч

454 177,0

454 177,0

Капвложения

НИОКР

Прочие расходы

454 177,0

454 177,0

Система организации контроля за исполнением Подпрограммы

контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет Правительство Нижегородской области

Индикаторы достижения цели Подпрограммы

- повышение готовности службы медицины катастроф к работе в условиях массового поступления пострадавших на 20%;

- сокращение времени доставки резерва в зону ЧС с 6 до 3 часов;

- снижение смертности от транспортных травм всех видов (количество случаев на 100 тыс. человек) в Нижегородской области с 19,3 до 18,8 на 100 тыс. человек;

- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий на 2,5%;

- снижение тяжести последствий ДТП с 9,7 погибших на 100 пострадавших до 9,6 погибших на 100 пострадавших;

- снижение показателя госпитальной летальности от последствий ДТП в травматологических центрах 1 и 2 уровней с 8,2% до 7,9 %.



2. Текст Подпрограммы

2.1. Содержание проблемы

По своим климатогеографическим особенностям и насыщенности потенциально опасными объектами для населения и окружающей среды Нижегородская область относится к числу потенциально высокоопасных субъектов Российской Федерации. Концентрация в Нижегородской области химически, пожаро- и взрывоопасных объектов создает реальные предпосылки для массового поражения людей при техногенных авариях, в особенности, сопряженных с угрозой террористических актов.

В ряду ЧС значительную часть составляют пострадавшие при ДТП. В 2008 году на территории Нижегородской области было зарегистрировано 6027 ДТП, в которых 786 человек погибло и 7381 был ранен. В 2009 году в результате ДТП пострадало 7707 человек, из которых 767 погибло, в том числе 70 человек при оказании медицинской помощи.

Показатель смертности от ДТП в 2008 году в Нижегородской области составил 23,4 (по России - 16,8). Наиболее тяжелые травмы (сочетанные шокогенные или политравмы), которые сопровождаются высокими показателями смертности и инвалидизацией пострадавших, чаще всего возникают вследствие ДТП. Летальность при таких травмах составляет 39-85% (в среднем - 50%), а инвалидизация - 33% от числа выживших пострадавших. Несвоевременное оказание первой помощи и скорой медицинской помощи пострадавшим на начальном этапе из-за отсутствия соответствующих знаний и навыков у участников дорожного движения и очевидцев ДТП, запоздалое оповещение и прибытие к месту ДТП спасателей и медицинских бригад, некачественное оказание помощи медицинскими работниками являются причинами высокой смертности на автомобильных дорогах. Общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, показатель инвалидности в результате ДТП выше в 6 раз, а пострадавшие в результате ДТП нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.

Для спасения жизни пострадавших очень важен временной фактор. Один час задержки оказания первой помощи уносит жизнь до 30% тех, кто мог бы выжить после ДТП, через 6 часов после аварии погибают 90%.

Улучшение показателей медицинских последствий ЧС, в том числе и в результате ДТП, возможно только на основе создания и дальнейшего совершенствования единой системы организации оказания медицинской помощи пострадавшим на основе максимального сокращения сроков прибытия медицинских формирований в зону ЧС, сокращения сроков доставки пострадавших в медицинские учреждения, в том числе специализированные, повышения качества оказания первой помощи.

С 2010 года в Нижегородской области начали функционировать травматологические центры трех уровней: 2 травмоцентра I уровня (региональных), 3 травмоцентра II уровня (межрайонных), 3 травмоцентра III уровня (районных) с закреплением зон ответственности по федеральной автодороге М-7 "Волга", проходящей по территории Нижегородской области, с таким расчетом, чтобы пострадавшие c тяжелыми травмами могли быть доставлены в травмоцентры I и II уровней в пределах одного часа с момента получения травмы.

С 14 января 2013 года в Нижегородской области функционируют 3 травмоцентра I уровня и 9 травмоцентров II уровня, что позволило расширить охват сетью травмоцентров I и II уровня территории  Нижегородской области.

С целью обеспечения нормативных сроков оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП, уменьшения времени транспортировки в травмоцентры I и II уровней в пределах одного часа с момента получения травмы (правило "золотого часа"), с учетом демографических факторов (большая протяженность и низкая плотность населения в отдельных районах Нижегородской области), загруженности трасс и распределения транспортных потоков в Нижегородской области в 2013 году планируется создание 3 травматологических центров второго уровня:

- на базе ГБУЗ НО "Балахнинская ЦРБ" с зоной ответственности, включающей Балахнинский район (в пределах административной границы);

- на базе ГБУЗ НО "Выксунская ЦРБ" с зоной ответственности, включающей Вознесенский, Кулебакский, Навашинский районы и городской округ город Выкса (в пределах их административных границ);

- на базе ГБУЗ НО "Сергачская ЦРБ" с зоной ответственности, включающей Гагинский, Краснооктябрьский, Пильнинский, Сергачский, Сеченовский районы (в пределах их административных границ), что позволит охватить сетью травмоцентров I и II уровня все автодороги Нижегородской области с обеспечением нормативных сроков доставки пострадавших при ДТП в травмоцентры I и II уровней.

Своевременное и в полном объеме решение этих задач приведет к снижению общей смертности и госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших как при ДТП, так и при других авариях и катастрофах.

В условиях массового поступления пострадавших в случае возникновения ЧС необходимо проведение комплексных мероприятий по координации действий сил и средств службы медицины катастроф, а также взаимодействия с другими ведомствами, задействованными в ликвидации ЧС, и привлечение специалистов отряда специализированной медицинской помощи постоянной готовности ГКУЗ НО "НТЦМК" к работе в зоне ЧС. С целью оптимизации работы штаба службы медицины катастроф Нижегородской области необходимо приобретение штабного специализированного автотранспорта и создание телемедицинской системы оперативного реагирования, что позволит поднять систему управления медицинским обеспечением в ЧС на качественно новый уровень.

Для эффективного функционирования отряда необходимо оснащение полевого многопрофильного госпиталя современным медицинским оборудованием и медико-санитарным имуществом. Это позволит повысить качество оказания специализированной медицинской помощи и сократит сроки ее оказания, что в большинстве случаев позволит спасти жизнь и здоровье пострадавших.

С целью улучшения оперативности прибытия медицинских формирований в зону ЧС (на места ДТП), сокращения сроков доставки в зону ЧС медицинского имущества резерва для работы специалистов необходимо совершенствование системы складирования, для чего требуется внедрение логистических программ и техническое оснащение склада областного резерва медикаментов.

К ведущим причинам роста дорожно-транспортных травм со смертельным исходом относится несовершенство организации неотложной медицинской помощи и отсутствие у населения навыков оказания первой помощи пострадавшим. Об этом свидетельствует структура смертельных исходов: по данным проведенного исследования М.Н.Грибом, в 2009 г. в 68% случаев смерть наступает на месте происшествия до прибытия медицинских формирований, в 32% - при оказании медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях.

В целях профилактики грозных осложнений дорожно-транспортного травматизма необходимо повысить специальные знания и навыки оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных травмах медицинских специалистов скорой медицинской помощи, а также обучить приемам оказания первой помощи всех участников дорожного движения.

Для этого необходимо дальнейшее оснащение имитационным и обучающим оборудованием учебного центра учебно-тренировочного отдела ГКУЗ НО "НТЦМК" с целью повышения эффективности подготовки специалистов скорой медицинской помощи, других служб экстренного реагирования, различных контингентов населения для оказания первой помощи и других видов медицинской помощи пострадавшим при ЧС.

Своевременное и в полном объеме решение этих задач окажет значительное влияние на снижение госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших как при ДТП, так и при других авариях и катастрофах.

     
     2.2. Цель и задачи Подпрограммы

Цель: снижение госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших при возникновении ЧС, в том числе пострадавших в ДТП на автомобильных дорогах Нижегородской области.

Условиями достижения цели Подпрограммы является решение следующих задач:

- создание единой системы оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП на автодорогах Нижегородской области на основе современных организационных и лечебно-диагностических технологий;