(Приложение 4 изложено в новой редакции постановлением Правительства области от 28.11.2013 № 882
-см. предыдущую редакцию)
Подпрограмма "Совершенствование оказания медицинской помощи
пострадавшим в ДТП и развитие службы медицины
катастроф Нижегородской области"
1. Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы | "Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП и развитие службы медицины катастроф Нижегородской области": | ||||
Основания для разработки Подпрограммы | - приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2000 года № 380 "Об утверждении Положения о Службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 2511-р; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2541-р. | ||||
Государственный заказчик Подпрограммы | министерство здравоохранения Нижегородской области | ||||
Основной разработчик Подпрограммы | министерство здравоохранения Нижегородской области | ||||
Основная цель Подпрограммы | снижение госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших при возникновении ЧС, в том числе пострадавших в ДТП на автомобильных дорогах Нижегородской области | ||||
Основные задачи Подпрограммы | - создание единой системы оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП на автодорогах Нижегородской области на основе современных организационных и лечебно-диагностических технологий; - продолжение развертывания системы травмоцентров на федеральных и региональных автомобильных дорогах, проходящих по территории Нижегородской области, ремонт, оснащение их медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом; - подготовка квалифицированных медицинских работников для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП; - повышение уровня готовности службы медицины катастроф Нижегородской области к действиям при ЧС и ликвидации их медико-санитарных последствий ЧС на основе улучшения материально-технической базы ГКУЗ НО "НТЦМК" и совершенствования профессиональной подготовки его сотрудников; - обучение населения приемам оказания первой помощи, а также повышение качества подготовки медицинских кадров и эффективности их деятельности при оказании помощи пострадавшим в ДТП; - развитие материально-технической базы службы медицины катастроф Нижегородской области | ||||
Сроки и этапы реализации Подпрограммы | 2011-2013 годы | ||||
Исполнители основных мероприятий Подпрограммы | министерство здравоохранения Нижегородской области, государственные бюджетные и казенные учреждения здравоохранения Нижегородской области (по согласованию) | ||||
Объемы и источники финансирования Подпрограммы (тыс. руб.) | |||||
Наименование государственного заказчика | Источник финансирования | Годы | |||
2011 | 2012 | 2013 | Всего за период реализации Подпрограммы | ||
министерство здравоохранения Нижегородской области | Всего, в т.ч.: | 12 785,63 | 663981,4 | 676 767,03 | |
Областной бюджет, в т.ч. | 12 785,63 | 209804,4 | 222590,03 | ||
Капвложения | |||||
НИОКР | |||||
Прочие расходы | 12 785,63 | 209804,4 | 222590,03 | ||
Федеральный бюджет, в т.ч | 454 177,0 | 454 177,0 | |||
Капвложения | |||||
НИОКР | |||||
Прочие расходы | 454 177,0 | 454 177,0 | |||
Система организации контроля за исполнением Подпрограммы | контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет Правительство Нижегородской области | ||||
Индикаторы достижения цели Подпрограммы | - повышение готовности службы медицины катастроф к работе в условиях массового поступления пострадавших на 20%; - сокращение времени доставки резерва в зону ЧС с 6 до 3 часов; - снижение смертности от транспортных травм всех видов (количество случаев на 100 тыс. человек) в Нижегородской области с 19,3 до 18,8 на 100 тыс. человек; - снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий на 2,5%; - снижение тяжести последствий ДТП с 9,7 погибших на 100 пострадавших до 9,6 погибших на 100 пострадавших; - снижение показателя госпитальной летальности от последствий ДТП в травматологических центрах 1 и 2 уровней с 8,2% до 7,9 %. |
2. Текст Подпрограммы
2.1. Содержание проблемы
По своим климатогеографическим особенностям и насыщенности потенциально опасными объектами для населения и окружающей среды Нижегородская область относится к числу потенциально высокоопасных субъектов Российской Федерации. Концентрация в Нижегородской области химически, пожаро- и взрывоопасных объектов создает реальные предпосылки для массового поражения людей при техногенных авариях, в особенности, сопряженных с угрозой террористических актов.
В ряду ЧС значительную часть составляют пострадавшие при ДТП. В 2008 году на территории Нижегородской области было зарегистрировано 6027 ДТП, в которых 786 человек погибло и 7381 был ранен. В 2009 году в результате ДТП пострадало 7707 человек, из которых 767 погибло, в том числе 70 человек при оказании медицинской помощи.
Показатель смертности от ДТП в 2008 году в Нижегородской области составил 23,4 (по России - 16,8). Наиболее тяжелые травмы (сочетанные шокогенные или политравмы), которые сопровождаются высокими показателями смертности и инвалидизацией пострадавших, чаще всего возникают вследствие ДТП. Летальность при таких травмах составляет 39-85% (в среднем - 50%), а инвалидизация - 33% от числа выживших пострадавших. Несвоевременное оказание первой помощи и скорой медицинской помощи пострадавшим на начальном этапе из-за отсутствия соответствующих знаний и навыков у участников дорожного движения и очевидцев ДТП, запоздалое оповещение и прибытие к месту ДТП спасателей и медицинских бригад, некачественное оказание помощи медицинскими работниками являются причинами высокой смертности на автомобильных дорогах. Общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, показатель инвалидности в результате ДТП выше в 6 раз, а пострадавшие в результате ДТП нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
Для спасения жизни пострадавших очень важен временной фактор. Один час задержки оказания первой помощи уносит жизнь до 30% тех, кто мог бы выжить после ДТП, через 6 часов после аварии погибают 90%.
Улучшение показателей медицинских последствий ЧС, в том числе и в результате ДТП, возможно только на основе создания и дальнейшего совершенствования единой системы организации оказания медицинской помощи пострадавшим на основе максимального сокращения сроков прибытия медицинских формирований в зону ЧС, сокращения сроков доставки пострадавших в медицинские учреждения, в том числе специализированные, повышения качества оказания первой помощи.
С 2010 года в Нижегородской области начали функционировать травматологические центры трех уровней: 2 травмоцентра I уровня (региональных), 3 травмоцентра II уровня (межрайонных), 3 травмоцентра III уровня (районных) с закреплением зон ответственности по федеральной автодороге М-7 "Волга", проходящей по территории Нижегородской области, с таким расчетом, чтобы пострадавшие c тяжелыми травмами могли быть доставлены в травмоцентры I и II уровней в пределах одного часа с момента получения травмы.
С 14 января 2013 года в Нижегородской области функционируют 3 травмоцентра I уровня и 9 травмоцентров II уровня, что позволило расширить охват сетью травмоцентров I и II уровня территории Нижегородской области.
С целью обеспечения нормативных сроков оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП, уменьшения времени транспортировки в травмоцентры I и II уровней в пределах одного часа с момента получения травмы (правило "золотого часа"), с учетом демографических факторов (большая протяженность и низкая плотность населения в отдельных районах Нижегородской области), загруженности трасс и распределения транспортных потоков в Нижегородской области в 2013 году планируется создание 3 травматологических центров второго уровня:
- на базе ГБУЗ НО "Балахнинская ЦРБ" с зоной ответственности, включающей Балахнинский район (в пределах административной границы);
- на базе ГБУЗ НО "Выксунская ЦРБ" с зоной ответственности, включающей Вознесенский, Кулебакский, Навашинский районы и городской округ город Выкса (в пределах их административных границ);
- на базе ГБУЗ НО "Сергачская ЦРБ" с зоной ответственности, включающей Гагинский, Краснооктябрьский, Пильнинский, Сергачский, Сеченовский районы (в пределах их административных границ), что позволит охватить сетью травмоцентров I и II уровня все автодороги Нижегородской области с обеспечением нормативных сроков доставки пострадавших при ДТП в травмоцентры I и II уровней.
Своевременное и в полном объеме решение этих задач приведет к снижению общей смертности и госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших как при ДТП, так и при других авариях и катастрофах.
В условиях массового поступления пострадавших в случае возникновения ЧС необходимо проведение комплексных мероприятий по координации действий сил и средств службы медицины катастроф, а также взаимодействия с другими ведомствами, задействованными в ликвидации ЧС, и привлечение специалистов отряда специализированной медицинской помощи постоянной готовности ГКУЗ НО "НТЦМК" к работе в зоне ЧС. С целью оптимизации работы штаба службы медицины катастроф Нижегородской области необходимо приобретение штабного специализированного автотранспорта и создание телемедицинской системы оперативного реагирования, что позволит поднять систему управления медицинским обеспечением в ЧС на качественно новый уровень.
Для эффективного функционирования отряда необходимо оснащение полевого многопрофильного госпиталя современным медицинским оборудованием и медико-санитарным имуществом. Это позволит повысить качество оказания специализированной медицинской помощи и сократит сроки ее оказания, что в большинстве случаев позволит спасти жизнь и здоровье пострадавших.
С целью улучшения оперативности прибытия медицинских формирований в зону ЧС (на места ДТП), сокращения сроков доставки в зону ЧС медицинского имущества резерва для работы специалистов необходимо совершенствование системы складирования, для чего требуется внедрение логистических программ и техническое оснащение склада областного резерва медикаментов.
К ведущим причинам роста дорожно-транспортных травм со смертельным исходом относится несовершенство организации неотложной медицинской помощи и отсутствие у населения навыков оказания первой помощи пострадавшим. Об этом свидетельствует структура смертельных исходов: по данным проведенного исследования М.Н.Грибом, в 2009 г. в 68% случаев смерть наступает на месте происшествия до прибытия медицинских формирований, в 32% - при оказании медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях.
В целях профилактики грозных осложнений дорожно-транспортного травматизма необходимо повысить специальные знания и навыки оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных травмах медицинских специалистов скорой медицинской помощи, а также обучить приемам оказания первой помощи всех участников дорожного движения.
Для этого необходимо дальнейшее оснащение имитационным и обучающим оборудованием учебного центра учебно-тренировочного отдела ГКУЗ НО "НТЦМК" с целью повышения эффективности подготовки специалистов скорой медицинской помощи, других служб экстренного реагирования, различных контингентов населения для оказания первой помощи и других видов медицинской помощи пострадавшим при ЧС.
Своевременное и в полном объеме решение этих задач окажет значительное влияние на снижение госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших как при ДТП, так и при других авариях и катастрофах.
2.2. Цель и задачи Подпрограммы
Цель: снижение госпитальной летальности при сочетанных травмах, а также тяжести медицинских последствий у пострадавших при возникновении ЧС, в том числе пострадавших в ДТП на автомобильных дорогах Нижегородской области.
Условиями достижения цели Подпрограммы является решение следующих задач:
- создание единой системы оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП на автодорогах Нижегородской области на основе современных организационных и лечебно-диагностических технологий;