Политика в области расходов формируется в условиях жестких бюджетных ограничений, обусловленных значительной диспропорцией роста доходов и расходов областного бюджета в кризисный и посткризисный период.
В связи с этим ключевой задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных государственных услугах, в том числе за счет:
- повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
- участия исходя из возможностей областного бюджета в реализации программ и мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета;
- повышения объективности и качества бюджетного планирования на основе государственных заданий и нормативов затрат на оказание государственных услуг;
- совершенствования форм социальной поддержки населения, предоставления субсидий и льгот социального характера с учетом уровня доходов получателя;
- повышения качества принимаемых целевых программ, отмены неэффективных целевых программ, разработки государственных программ в целях перехода с 2014 года на формирование программного бюджета;
- повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти, в том числе за счет стимулирования субъектов бюджетного планирования, показывающих наилучшие результаты;
- повышения эффективности государственного финансового контроля, усиления роли ведомственного финансового контроля в отношении государственных учреждений.
Деятельность органов исполнительной власти Нижегородской области по повышению эффективности бюджетных расходов будет осуществляться в рамках Программы Правительства Нижегородской области "Повышение эффективности бюджетных расходов Нижегородской области на 2011-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 22 апреля 2011 года № 287.
Формирование областного бюджета на 2012 год будет осуществлено с учетом вступления в полном объеме с 1 января 2012 года в Нижегородской области положений Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений":
- доходы от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, полученные казенными учреждениями будут зачисляться в областной бюджет;
- бюджетные учреждения Нижегородской области будут финансироваться путем предоставления субсидий на выполнение государственных заданий.
Особенности формирования отдельных направлений расходов областного бюджета и приоритеты бюджетных расходов.
В соответствии с основной целью бюджетной политики на среднесрочную перспективу приоритетами бюджетных расходов станут:
- выплата заработной платы работникам бюджетной сферы;
- реализация мер социальной поддержки населения с учетом уровня доходов получателей;
- реализация региональных программ модернизации здравоохранения и образования;
- финансирование программ занятости и поддержки приоритетных отраслей экономики, а также малого бизнеса;
- предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов с учетом приоритетных направлений финансовой помощи.
Расходы на выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы будут формироваться в пределах существующей штатной численности работников бюджетных учреждений по состоянию на 1 января 2011 года с учетом установленного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда.
Сохранятся жесткие ограничения в сфере планирования бюджетных инвестиций. Расходы инвестиционного характера будут сосредоточены в рамках реализации областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2012-2014 годы".
Приоритетными для включения в программу будут объекты с высокой степенью готовности, объекты, софинансируемые из федерального бюджета или обеспечивающие реализацию федеральных целевых программ, а также объекты, имеющие высокую социальную значимость, в том числе в моногородах.
Расходы на здравоохранение будут формироваться с учетом передачи с 2012 года муниципальных учреждений здравоохранения на областной бюджет.
Объем расходов областного бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Нижегородской области на обязательное медицинское страхование неработающего населения будет формироваться с учетом изменения методики расчета платежей в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в составе областного бюджета будет предусмотрен Дорожный фонд Нижегородской области, основными источниками формирования которого станут транспортный налог и акцизы на нефтепродукты.