ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2011 года № 287

Об утверждении Программы Правительства Нижегородской
области "Повышение эффективности бюджетных расходов
Нижегородской области на 2011-2013 годы"

(с изменениями на 10 апреля 2013 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 13.12.2011 № 1037;
постановлением Правительства Нижегородской области от 5.03.2012 № 111  
постановлением Правительства Нижегородской области от 16.03.2012 № 145;

постановлением Правительства Нижегородской области от 19.06.2012 № 355;

постановлением Правительства Нижегородской области от 9.11.2012 № 793;
постановлением Правительства Нижегородской области от 10.04.2013 № 212

------------------------------------------------------------------------


В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, а также в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу Правительства Нижегородской области "Повышение эффективности бюджетных расходов Нижегородской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа).
     (Пункт 1 в ред. постановления Правительства области
от 19.06.2012 № 355)   

2. Координацию деятельности по выполнению мероприятий Программы возложить на межведомственную рабочую группу по реализации Программы Правительства Нижегородской области "Повышение эффективности бюджетных расходов Нижегородской области на 2011-2013 годы".
     (Пункт 2 в ред. постановления Правительства области
от 19.06.2012 № 355)   

3. Руководителям органов исполнительной власти Нижегородской области обеспечить своевременное выполнение плана мероприятий по реализации  Программы Правительства Нижегородской области "Повышение эффективности бюджетных расходов Нижегородской области на 2011-2013 годы".
     (Пункт 3 в ред. постановления Правительства области
от 19.06.2012 № 355)   

4. Министерству финансов Нижегородской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области разработать в течение 2011 года муниципальные программы по повышению эффективности бюджетных расходов.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления  оставляю за собой.

7. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.



Губернатор                                                                           В.П. Шанцев     

          
     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 22 апреля 2011 года № 287

     

   

Программа Правительства Нижегородской области
"Повышение эффективности бюджетных расходов
Нижегородской области на 2011-2013 годы

     (далее - Программа)
(в ред. постановлений Правительства области от 13.12.2011 № 1037
           
от 16.03.2012 № 145;  от 19.06.2012 № 355; от 9.11.2012 № 793; от 10.04.2013 № 212)

Паспорт Программы

Наименование Программы (в ред. постановления Правительства области от 19.06.2012 № 355)

Программа Правительства Нижегородской области "Повышение эффективности бюджетных расходов Нижегородской области на 2011-2013 годы"

Основание для разработки Программы

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах;

Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р;

Основные направления бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 7 июля 2010 года № 404

Государственный заказчик Программы - координатор

Министерство финансов Нижегородской области

Основные разработчики Программы

Министерство финансов Нижегородской области

Исполнители Программы

Органы исполнительной власти Нижегородской области:

Министерство финансов Нижегородской области

Министерство экономики Нижегородской области

Министерство социальной политики Нижегородской области

Министерство культуры Нижегородской области

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Министерство образования  Нижегородской области

Министерство спорта и молодежной политики  Нижегородской области

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области

Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области

Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Министерство инвестиционной политики Нижегородской области

Министерство строительства Нижегородской области

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области

Департамент лесного хозяйства Нижегородской области

Департамент транспорта Нижегородской области

Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области

Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области

Комитет по делам архивов Нижегородской области

Управление по обеспечению деятельности мировых судей, адвокатуры и нотариата Нижегородской области

Главное управление записи актов гражданского состояния Нижегородской области

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области

Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области

Региональная служба по тарифам Нижегородской области

Инспекция административно-технического надзора Нижегородской области

Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области

Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области

Государственные учреждения Нижегородской области (по согласованию)

Цель Программы

Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально- экономического развития области

Основные задачи Программы

Направление "Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Нижегородской области":

обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования;

совершенствование системы управления государственным долгом;

обеспечение финансовой гибкости и ликвидности областного бюджета;

осуществление мониторинга кредиторской задолженности;

совершенствование системы управления государственным имуществом

Направление "Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области":

формирование программного бюджета и программной структуры расходов бюджета;

формирование программной классификации расходов областного бюджета;

утверждение порядка разработки государственных программ и совершенствование порядка разработки областных и ведомственных целевых программ

Направление "Совершенствование межбюджетных  отношений":

повышение финансовой самостоятельности муниципальных районов и городских округов Нижегородской области;

повышение эффективности реализации приоритетов областной бюджетной политики на местном уровне;

стимулирование повышения эффективности и качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области;

совершенствование системы разграничения полномочий;

предоставление методологической помощи муниципальным районам и городским округам в области совершенствования управления бюджетным процессом на местном уровне

Направление "Повышение эффективности распределения бюджетных средств":

оптимизация издержек на предоставление социальных выплат и пособий;

повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований на основе нормативов затрат на оказание государственных услуг и содержание государственного имущества;

совершенствование формы и порядка ведения реестра расходных обязательств;

повышение эффективности расходов на обеспечение энергетическими ресурсами органов исполнительной власти Нижегородской области и подведомственных государственных учреждений

Направление "Повышение эффективности предоставления государственных услуг":

формирование базовых и ведомственных перечней государственных услуг и государственных заданий на их оказание в отношении государственных учреждений Нижегородской области всех типов;

регламентация установления платы за оказание государственных услуг;

повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области и государственных учреждений Нижегородской области по оказанию государственных услуг и соблюдению требований к их качеству

Направление "Оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения":

повышение эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти Нижегородской области;

мониторинг качества финансового управления органов исполнительной власти Нижегородской области - субъектов бюджетного планирования

Направление "Развитие системы государственного контроля":

применение мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства;

формализация процедур государственного финансового контроля в части контроля над местными бюджетами;

повышение эффективности государственного финансового контроля

Направление "Развитие информационной системы управления государственными финансами":

модернизация государственной информационной системы управления общественными финансами

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2013 годы

(в ред. постановления Правительства области от 19.06.2012 № 355)

Система программных мероприятий

План мероприятий по реализации Программы приведен в  приложении к Программе

Объемы и источники финансирования Программы
(
в ред. постановления Правительства области от 19.06.2012 № 355)

Предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 45000 тыс. рублей, из них средства областного бюджета - 45000 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 15000 тыс. рублей;
2012 год - 15000 тыс. рублей;
2013 год - 15000 тыс. рублей     

Система организации контроля исполнения Программы

Контроль исполнения Программы осуществляет Правительство Нижегородской области, межведомственная рабочая группа по реализации Программы

Индикаторы достижения  цели Программы

1. Рост удовлетворенности потребностей граждан и бизнеса в государственных услугах, увеличении их доступности и качества.

2. Снижение уровня обоснованных жалоб на низкое качество государственных услуг.

3. Снижение количества случаев нарушения установленных сроков получения государственной услуги.

4. Увеличение посещаемости официальных сайтов органов исполнительной власти и государственных учреждений Нижегородской области.

5. Сохранение положительного кредитного рейтинга Нижегородской области.

6. Снижение удельного веса государственного долга в доходах областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

7. Отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Нижегородской области.

8. Снижение отклонения отчетных показателей расходов областного бюджета от планируемых.

9. Снижение отклонения отчетных показателей расходов областного бюджета по мерам социальной поддержки социально незащищенных категорий граждан от планируемых.

10. Отсутствие просроченной кредиторской задолженности областных государственных учреждений.

11. Формирование расходов областного бюджета на очередной финансовый год, увязанных в полном объеме с реестром расходных обязательств областного бюджета.

12. Увеличение доли нецелевых межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам.

13. Увеличение доли расходов областного бюджета, формируемых программно-целевым способом.

     

     I. Текущая ситуация и проблемы в области повышения
     эффективности бюджетных расходов

Система общественных финансов Нижегородской области постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми как на федеральном, так и на областном уровне. Реализация мероприятий Программы реформирования региональных финансов Нижегородской области на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31 октября 2005 года № 281 (далее - Программа реформирования региональных финансов), позволила сформировать цели государственной политики в регионе, обосновать конечные результаты реализации бюджетных программ, сформировать общую сумму бюджетных ассигнований, исходя из результатов исполнения полномочий и функций участников бюджетного процесса, создать стимулы для оптимизации использования бюджетных ресурсов.

В рамках реформирования бюджетного процесса была создана нормативная правовая база, обеспечивающая возможность изменения типа бюджетных учреждений на автономные, урегулированы вопросы прогнозирования временных кассовых разрывов, внедрена обязательная публичная независимая экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства, обеспечен системный подход к решению проблемы кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных предприятий области.

Внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, позволило создать систему учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах, утвердить стандарты качества предоставления услуг в отраслях социальной сферы, усовершенствовать методы целевого планирования (в том числе, инструменты целевых программ). Совершенствование системы финансирования инвестиций позволило уточнить порядок отбора, реализации и оценки эффективности инвестиционных проектов области.

Проведение мероприятий по созданию условий для развития доходной базы областного бюджета обеспечило системный подход к организации оперативного учета предоставленных отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов и сборов в части областного бюджета, формализовало порядок их предоставления, обеспечило публичность и открытость информации о состоянии указанной задолженности и принимаемых решениях. Оценена эффективность предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот, приняты меры по поддержке малого предпринимательства, организованы учет объектов, находящихся в собственности области, и предоставление информации заинтересованным лицам, усовершенствована система мониторинга и управления государственными унитарными предприятиями области.

Сформирована нормативная правовая база, регламентирующая процесс управления государственным долгом; формализованы процедуры предоставления государственных гарантий Нижегородской области. Меры по совершенствованию системы межбюджетных отношений позволили формализовать процедуры предоставления субсидий и бюджетных кредитов муниципальным районам и городским округам Нижегородской области, внедрить принцип стимулирования муниципальных районов и городских округов, исходя из оценки платежеспособности и качества управления муниципальными финансами.

Процесс реформирования региональных финансов в Нижегородской области идет параллельно с реализацией мероприятий административной реформы. Актуальность этих мероприятий до начала реформ была связана с дублированием и неопределенностью выполняемых органами исполнительной власти функций, отсутствием единой системы подбора кадров на государственную службу, наличием высокой текучести кадров, необходимостью обновления профессиональных знаний основного состава государственных служащих в связи с изменением содержания и условий реализации функций государственного управления. Отсутствовала система оценки профессиональной деятельности и качества работы государственных служащих, а также система критериев оценки и профессиональных требований к государственным гражданским служащим.

Основные задачи, которые были решены в ходе реализации административной реформы, заключались в проведении оценки основных требований к отдельным направлениям и должностям государственной службы, проведении анализа по выявлению основных сфер деятельности государственных служащих, требующих мер по повышению квалификации, заключении договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями области и их исполнении в области образования, подготовки и переподготовки кадров. В рамках внедрения процедур открытого конкурса на замещение вакантных должностей в органах исполнительной власти информация о конкурсах размещается в средствах массовой информации и на официальном сайте Правительства Нижегородской области.

В то же время, не все мероприятия Программы реформирования региональных финансов были реализованы в полной мере и дали ожидаемый эффект. На практике не удалось увязать стратегическое планирование с бюджетным, сохраняются стимулы для необоснованного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов государственной власти и бюджетных учреждений к повышению эффективности расходов. Отсутствуют действенные методы оценки деятельности государственных учреждений Нижегородской области, а также методы оценки эффективности использования ими бюджетных средств. Доходная база местных бюджетов остается нестабильной при низкой заинтересованности муниципалитетов в ее росте. Дополнительные меры должны быть приняты в сфере повышения эффективности распределения бюджетных средств, улучшения качества и объективности планирования бюджетных ассигнований, обоснования принятия новых и увеличения действующих расходных обязательств.

Приоритеты дальнейшего развития бюджетной системы Нижегородской области определяются несколькими группами факторов.

Первая группа связана с процессами реформирования финансово-бюджетной сферы, инициируемыми на федеральном уровне. В этом направлении необходима адаптация финансово-бюджетной системы Нижегородской области к условиям, определенным Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ). Необходимо также учесть современные тенденции реформирования сферы государственных и муниципальных финансов, описанные в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р.

Вторая группа факторов связана с оценкой внутренних потребностей Нижегородской области в решении проблем финансово-бюджетной сферы. Эти потребности отражены в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 7 июля 2010 года № 404. К их числу относятся:

- реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса, сохранение и развитие налогового потенциала области, формирование благоприятных условий для развития бизнеса и содействия занятости населения;

- снижение дефицита областного бюджета и объема государственного долга в целях сохранения экономической стабильности, обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Нижегородской области;

- безусловное и полное исполнение действующих расходных обязательств, в первую очередь, перед гражданами;

- повышение эффективности бюджетных расходов, доступности и качества бюджетных услуг;

- создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, стимулирования развития налогового потенциала;

- усиление роли финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, анализа достигнутых результатов, утверждаемых в государственных заданиях.

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Нижегородской области в условиях адаптации бюджетной системы к замедлению темпов роста экономики и бюджетных доходов делает актуальной разработку и реализацию системы мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, результативности бюджетных расходов и модернизацию управления общественными финансами Нижегородской области. Реализация такой системы мероприятий может дать значимые результаты только в условиях комплексного подхода к решению задач, объединенных общей целью повышения эффективности бюджетных расходов.

II. Цели и задачи Программы


Цель Программы - повышение эффективности деятельности  органов исполнительной власти Нижегородской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития области.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи, сгруппированные в отдельные направления Программы:

Направление "Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Нижегородской области":

Задача 1. Обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования.

Задача 2. Совершенствование системы управления государственным долгом.

Задача 3. Обеспечение финансовой гибкости и ликвидности областного бюджета.

Задача 4. Осуществление мониторинга кредиторской задолженности.

Задача 5. Совершенствование системы управления государственным имуществом.

Направление "Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области":

Задача 6. Формирование программного бюджета и программной структуры расходов бюджета.

Задача 7. Формирование программной классификации расходов областного бюджета.

Задача 8. Утверждение порядка разработки государственных программ и совершенствование порядка разработки областных и ведомственных целевых программ.

Направление "Совершенствование межбюджетных  отношений":

Задача 9. Повышение финансовой самостоятельности муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

Задача 10. Повышение эффективности реализации приоритетов областной бюджетной политики на местном уровне.

Задача 11. Стимулирование повышения эффективности и качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области.

Задача 12. Совершенствование системы разграничения полномочий.

Задача 13. Предоставление методологической помощи муниципальным районам и городским округам в области совершенствования управления бюджетным процессом на местном уровне.

Направление "Повышение эффективности распределения бюджетных средств":

Задача 14. Оптимизация издержек на предоставление социальных выплат и пособий.

Задача 15. Повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований на основе нормативов затрат на оказание государственных услуг и содержание государственного имущества.  

Задача 16. Совершенствование формы и порядка ведения реестра расходных обязательств.

Задача 17. Повышение эффективности расходов на обеспечение энергетическими ресурсами органов исполнительной власти Нижегородской области и подведомственных государственных учреждений

Направление "Повышение эффективности предоставления государственных услуг":

Задача 18. Формирование базовых и ведомственных перечней государственных услуг и государственных заданий на их оказание в отношении государственных учреждений Нижегородской области всех типов.

Задача 19. Регламентация установления платы за оказание государственных услуг.

Задача 20. Повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области и государственных учреждений Нижегородской области по оказанию государственных услуг и соблюдению требований к их качеству.

Направление "Оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения":

Задача 21. Повышение эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти Нижегородской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»