Содержание проблемы
В Нижегородской области используются такие инструменты программно-целевого управления, как долгосрочная стратегия развития, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, областные и ведомственные целевые программы. Однако данные стратегические инструменты до сих пор остаются слабо интегрированными в бюджетный процесс. В рамках данной Программы будут созданы условия для перехода Нижегородской области к формированию программного бюджета, позволяющего увязать инструменты бюджетного и стратегического планирования в среднесрочной и краткосрочной перспективе. Полный переход к программному бюджету намечен на 2014 год, поэтому основный объем работы по подготовке к его формированию должен быть выполнен уже в 2011-2012 годах.
В 2011 году будет разработана модельная государственная программа по одному пилотному направлению государственной политики - "Культура". Это позволит опробовать методологию подготовки программного бюджета на практике и создаст основу для разработки нормативной правовой базы. Параллельно будет проводиться работа по формированию программной структуры расходов бюджета области. При этом в целях сохранения преемственности данных, будут разработаны переходные таблицы от сложившегося формата представления бюджета в ведомственной структуре расходов к представлению бюджета в программном формате.
По результатам апробации методологии программного бюджета на пилотной государственной программе и в соответствии с разработанной программной структурой бюджета к концу 2012 года будет создана пробная модель автоматизированной системы, обеспечивающей внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти.
В 2012 году будут подготовлены поправки в действующие нормативные правовые акты Нижегородской области, которые позволят адаптировать бюджетное устройство и бюджетный процесс области к внедрению программного бюджета. В частности, будет разработан порядок, предусматривающий внедрение с 2013 года новых процедур принятия областного бюджета, обеспечивающих согласование процесса формирования целевых статей бюджетной классификации расходов со структурой ведомственных целевых программ, принимаемых на уровне субъектов бюджетного планирования Нижегородской области.
Также в течение 2012 года в Нижегородской области будет проведена необходимая подготовительная работа по разработке проектов государственных программ, проектов нормативных правовых актов, методических рекомендаций, а также их практической апробации и определению параметров программного обеспечения для целей формирования программного бюджета.
Планируется, что состав материалов, представляемых в Законодательное Собрание Нижегородской области одновременно с проектом закона об областном бюджете на 2013 год, будет включать приложение к пояснительной записке с распределением бюджетных ассигнований по государственным программам и ведомственным программам органов исполнительной власти. При этом в течение 2012-2013 годов будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов областного бюджета, согласованную с проектами государственных программ с одновременным расширением числа государственных и ведомственных программ.
В дальнейшем утвержденные государственные программы, а также отчеты об их реализации будут представляться в Законодательное Собрание в составе сопроводительных материалов к проекту закона об областном бюджете. В перспективе программная структура расходов бюджета будет охватывать большую часть расходов областного бюджета.
Основным риском реализации данного мероприятия является неопределенность относительно сроков принятия поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, необходимых для разработки программного бюджета. Сложность перехода к программному бюджетированию связана с отсутствием готовых решений по некоторым методологическим вопросам, включая разнесение управленческих расходов многопрофильных ведомств по государственным и ведомственным программам, привязку финансовых показателей к нефинансовым, необходимость учета стратегий развития муниципальных районов и городских округов и государственных программ Российской Федерации.
Для минимизации данных рисков в работе над программным бюджетом в Нижегородской области будут учитываться методологические наработки, используемые при формировании проекта федерального бюджета в программном формате.
Мероприятия
6.1. Разработка модельной государственной программы по пилотному направлению государственной политики - "Культура".
6.2. Формирование программной структуры расходов областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
6.3. Создание модели автоматизированной системы, обеспечивающей внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти.
6.4. Внесение изменений в Закон Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" и постановление Правительства Нижегородской области от 1 октября 2009 года № 697 "Об утверждении Порядка разработки среднесрочного финансового плана Нижегородской области и проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год, Положения о бюджетной комиссии".
6.5. Разработка проектов государственных программ Нижегородской области.
Результаты
В результате решения данной задачи будет обеспечен планомерный и последовательный переход к программному бюджету, основанный на предварительной апробации нововведений на примере направления "Культура", также будет обеспечено информационное сопровождение данного перехода.