Содержание проблемы
Кредиторская задолженность является неотъемлемым элементом функционирования финансово-бюджетной системы и, соответственно, объектом ее регулирования. При этом особое значение имеет своевременное отслеживание и урегулирование просроченной кредиторской задолженности государственных бюджетных учреждений Нижегородской области, осуществляемое в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 28 июня 2007 года № 209 "Об урегулировании просроченной кредиторской задолженности государственных бюджетных учреждений и государственных предприятий Нижегородской области".
Утвержденный указанным постановлением Порядок урегулирования просроченной кредиторской задолженности разработан в целях предотвращения возникновения просроченной кредиторской задолженности государственных бюджетных учреждений Нижегородской области, а также снижения рисков возникновения финансовых потерь и иных не предусмотренных областным бюджетом обязательств путем создания системы управления просроченной кредиторской задолженностью. Порядок определяет план действий органов исполнительной власти области и руководителей государственных бюджетных учреждений Нижегородской области, направленных на предупреждение возникновения кредиторской задолженности, а также в случаях ее возникновения, и план урегулирования возникающей просроченной кредиторской задолженности. Основу принятия своевременных мер составляет требование о ведении полной оперативной отчетности о состоянии кредиторской задолженности и порядке реструктуризации просроченной кредиторской задолженности.
Сложившаяся система урегулирования просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений Нижегородской области демонстрирует свое эффективное функционирование, однако, она должна быть приведена в соответствие с требованиями реформы правового статуса государственных учреждений согласно Федеральному закону от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ. При решении данной задачи будет учтено появление нового типа учреждений (казенных учреждений), а также предоставление большей свободы действий в отношении хозяйственной деятельности бюджетным учреждениям. Последнее предполагает, что будут учтены, в частности, следующие положения.
Во-первых, в соответствии с частью 27 ст.30 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ орган государственной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает в нем условие о расторжении трудового договора при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Во-вторых, правовой статус бюджетного учреждения предполагает, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, т.е. исключается субсидиарная ответственность Нижегородской области по обязательствам бюджетного учреждения.
В-третьих, механизм представления отчетности согласно пункту 7 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 114н "Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества" предполагает представление сведений об изменении кредиторской задолженности учреждения в разрезе поступлений и выплат, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, с указанием причин образования просроченной кредиторской задолженности.
В-четвертых, областью также осуществляется учет бюджетных обязательств в соответствии с приказом министерства финансов Нижегородской области от 24 декабря 2007 года № 94 "Об утверждении порядка учета бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета". В новых условиях учет бюджетных обязательств будет вестись только по главным распорядителям бюджетных средств и казенным учреждениям.
Таким образом, при решении задачи по осуществлению мониторинга кредиторской задолженности будут учтены указанные изменения в механизмах функционирования системы государственных учреждений Нижегородской области.
Мероприятия
4.1. Внесение изменений в нормативные правовые акты Правительства Нижегородской области с целью совершенствования системы мониторинга кредиторской задолженности государственных учреждений Нижегородской области.
4.2. Проведение мониторинга кредиторской задолженности государственных казенных учреждений Нижегородской области (на ежеквартальной основе по данным оперативной отчетности), государственных бюджетных и автономных учреждений Нижегородской области (на ежегодной основе по данным отчетов о результатах деятельности и использовании закрепленного областного государственного имущества).
Результаты
В результате решения данной задачи:
- эффективная система мониторинга кредиторской задолженности государственных учреждений Нижегородской области и государственных унитарных предприятий Нижегородской области получит свое дальнейшее развитие в соответствии с новыми принципами функционирования государственных учреждений и с сохранением достигнутой действенности;
- будет обеспечен дифференцированный подход к различным типам государственных учреждений Нижегородской области, что позволит сохранить жесткий контроль над кредиторской задолженностью тех учреждений, по обязательствам которых область несет ответственность, и модернизировать систему мониторинга кредиторской задолженности с учетом принципа расширения самостоятельности хозяйственной деятельности тех учреждений, по обязательствам которых область не несет субсидиарной ответственности.