Содержание проблемы
Оценка качества управления муниципальными финансами в Нижегородской области осуществляется в соответствии с Методикой оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 27 июня 2007 года № 199. Оценка производится министерством финансов Нижегородской области на основе системы индикаторов, отражающих ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности бюджетов муниципальных районов (городских округов), уровень методологического и нормативного правового обеспечения бюджетного процесса, результаты внедрения передовых практик управления финансами, доступность и объективность информации о финансовом состоянии муниципальных районов и городских округов. Исходные данные для проведения оценки определяются положениями нормативных правовых актов органов местного самоуправления, показателями месячной и годовой отчетности об исполнении консолидированных бюджетов муниципальных районов и городских округов, дополнительной информацией, представляемой по запросу министерства финансов Нижегородской области.
Система индикаторов включает такие показатели, как зависимость бюджета от финансовой помощи, доля расходов капитального характера, объем просроченной кредиторской задолженности, показатели, характеризующие размер муниципального долга, уровень платежей населения за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги, формирование ведомственных программ расходов, использование среднесрочного бюджетного планирования, оценка последствий предоставления налоговых льгот и ряд других. Для каждого индикатора установлены различные веса относительной значимости и целевое значение оценки, соответствующее наилучшему уровню состояния индикатора.
В целях стимулирования повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления планируется дополнить перечень индикаторов, используемых при мониторинге и оценке качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях индикаторами, отражающими ход реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ и подготовку муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, а также разработать порядок использования результатов оценки при распределении межбюджетных трансфертов. Оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах будет осуществляться на основе анализа соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, показателей, отражающих ход реализации мероприятий по муниципальным программам повышения эффективности бюджетных расходов, а также показателей, отражающих эффективность управления муниципальной собственностью.
Порядок распределения межбюджетных трансфертов будет содержать формализованный механизм определения объема трансферта муниципальному образованию, получившему наивысший результат по итогам оценки качества управления бюджетным процессом. Отбор муниципальных районов и городских округов будет осуществляться на основе рейтинговой оценки. При расчете трансферта будут приняты во внимание как достигнутый результат, так и параметры муниципального района (городского округа) (численность населения, объем собственных доходов бюджета).
Основные риски, связанные с реализацией данного мероприятия, связаны с тем, что максимальные результаты по итогам оценки качества управления бюджетным процессом и эффективности деятельности органов местного самоуправления могут демонстрировать экономически сильные и финансово устойчивые муниципальные образования. Для минимизации данного риска и повышения объективности распределения межбюджетных трансфертов оценка качества управления бюджетным процессом будет формализована, и поощряться будут муниципальные районы и городские округа, добившиеся положительной динамики по результатам комплексной оценки качества управления бюджетным процессом и бюджетно-финансовых возможностей.
Мероприятия
11.1. Разработка Порядка проведения мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области.
11.2. Разработка Порядка распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов по результатам оценки качества управления бюджетным процессом.
Результаты
В результате решения данной задачи:
- мониторинг и оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области будет осуществляться на объективной и комплексной основе;
- совершенствование управления бюджетным процессом на местном уровне будет поощряться на основе рейтинговой оценки.